Классификация и основные характеристики грузов
Для того, чтобы обеспечить сохранность и своевременность доставки перевозимого груза, необходимо знать его характеристики и свойства.
К транспортной характеристике груза относятся:
1) физико-химические свойства;
2) объемно-массовые характеристики;
3) биохимические процессы;
4) свойства, определяющие степень опасности груза;
5) свойства, определяющие Технические условия (ТУ) перевозки, перегрузки и хранения;
6) требования к таре и упаковке груза.
Учет транспортных характеристик и свойств груза позволяет сделать правильный выбор подвижного состава, погрузочно-разгрузочных механизмов (ПРМ), средств хранения и режимов перевозок.
Знание транспортной характеристики грузов является непременным условием для выполнения основной транспортной задачи – своевременной, сохранной, в качественном и количественном отношениях, доставки груза из пункта отправления в пункт назначения.
Совокупность конкретных качественных и количественных показателей транспортной характеристики груза называется транспортным состоянием груза.
КЛАССИФИКАЦИЯ ГРУЗОВ
С того времени, как товар предъявлен к перевозке, он переходит в новую стадию - становится грузом. При превращении товара в категорию груза, для морского транспорта теряется значение его потребительских характеристик, но возникает необходимость изучения и учета транспортных свойств груза. Транспортные свойства груза - это совокупность характеристик груза, которые определяют способ и условия его перевозки, обработки и хранения.
Транспортные свойства груза тесно связаны с технологией перевозки. За последнее столетие форма предъявления грузов к доставке в значительной степени оказало влияние на развитие судостроения. Сегодня судоходные компании заказывают не только нефтеналивные танкеры, сухогрузы и рефрижераторные суда, а становятся обладателями принципиально новых специализированных судов - автомобилевозов, контейнеровозов, лихтеровозов, газовозов и химовозов, а также других типов. В связи с этим к каждому из них предъявляются свои требования к конструкции портового оборудования и перегрузочной техники.
Любому грузу придается транспортабельное состояние. Для этого его упаковывают в тару, которая должна быть довольно прочной для условий морской перевозки и выдерживать перегрузку в местах обработки грузов, легкой, недорогой и минимальной по объему. Для всех типов транспорта была установлена общая классификация грузов, которая служит для установления тарифного класса груза и определения транспортной оплаты.
Тарифная номенклатура грузов делится:
- по происхождению (продукты сельского хозяйства и промышленности);
- по физико-химическим свойствам (скоропортящиеся и устойчиво сохраняющиеся грузы);
- по технологии перевозки (сухие и наливные грузы);
- по форме предъявления к морской перевозке (штучные, навалочные, наливные и пр.);
Транспортная классификация охватывает всю номенклатуру, предъявленную к перевозке грузов. Группы грузов можно объединить по различным признакам, поэтому это разнообразие можно классифицировать.
Для систематизации грузов и решения проблемы совместимой перевозки их разделяют по некоторым признакам.
Классификация грузов по способу перевозки
Все грузы по способу перевозки разделяются на штучные, навалочные, наливные и грузы, перевозимые в укрупненных единицах.
К штучным грузам относится широкое наименование грузов в ящиках, мешках, бочках, тюках и т. д. К ним также относятся автомобильная и строительная техника, металлоконструкции, технической оснащение и прочие грузы, перевозимые отдельными местами. Особенностью этих грузов является то, что на грузовом судне одновременно может перевозиться как однородный груз, например вино в бочках, так и множество других партий разнородного груза, например медикаменты, одежда, бытовые товары и т. д. Когда линейные размеры одного места штучного груза более 9 метров, оно относится к категории длинномеров, а когда вес составляет более 3 тонн, оно относится к разряду тяжеловесов.
Навалочные грузы перевозятся без тары - навалом. Они состоят из большого числа однородных частиц, например сахар, или частиц груза разного размеры - каменный уголь, щебень и пр. Для их перевозки используют целое грузовое судно или отдельные трюмы.
Укрупненные грузовые единицы - это контейнеры, трейлеры, флоты, роллтрейлеры, пакеты и так далее. Укрупнение грузовых мест позволяет механизировать процесс обработки груза и увеличить целесообразность работы торгового флота.
Наливные грузы в себя включают сырую нефть, нефтепродукты, растительные масла, спирт, химические материалы и сжиженный природный газ.
Классификация по физико-химическим свойствам
По физико-химическим свойствам грузы разделяются:
- на гигроскопические это те, которые восприимчивые к влаге, исходящей из окружающей среды и способны легко ее отдавать;
- на самонагревающиеся и самовозгорающиеся;
- на ядовитые и выделяющиеся вредные газы;
- на огнеопасные;
- на взрывчатые;
- на слеживающиеся, смерзающиеся и спекающиеся;
- на издающие специфические запахи;
- на воспринимающие посторонние запахи;
- на пылящие;
Классификация по режиму перевозки
В зависимости от влияния на грузы внешней среды, т. е. температуры и влажности их принято разделять на нережимные и режимные. К нережимным относятся такие грузы, у которых действия агрессивных факторов, возникающих в процессе морской перевозки, не вызывают изменения их физико-химических свойств и ухудшения качества. Они не требуют создания особых условий при их транспортировке. К режимным относятся такие грузы, которые требуют создания в трюмах определенных температурно-влажностных условий. Без соблюдения этих условий транспортировка режимных грузов невозможна или возможна только в течение ограниченного времени. Некоторые грузы требуют выполнения особых карантинных режимов перевозки.
Классификация по совместимости различных грузов
Грузы обладают чрезвычайно разнообразными физико-химическими свойствами. Часто это приводит к тому, что совместная их перевозка в одном помещении невозможна. Нарушение этого ограничения может привести к полной порче груза или частичной потере товарных качеств груза. Для решения вопросов совместимости перевозимых грузов надо знать не только свойства груза, но и возможность их проявления в зависимости от тары и упаковки. Для определения возможности совместной перевозки грузов их прежде всего делят на три группы: обладающие агрессивными свойствами, подверженные воздействию агрессивных факторов, нейтральные по отношению к другим грузам.
Грузы, обладающие агрессивными свойствами, разделяются на группы: тепловыделяющие, влаговыделяющие, газовыделяющие, выделяющие запахи, ядовитые, пылящие, самовозгорающиеся, носители карантинных объектов.Виды грузов
ГРУЗЫ, ОПАСНЫЕ ВОЗМОЖНОСТЬЮ СМЕЩЕНИЯ
Класс А. Незерновые навалочные грузы: Группы: 1.1. Грузы, опасные возможностью разжижения; 1.2. Сыпучие грузы, опасные возможностью смещения в сухом состоянии;1.3. Грузы, смещающиеся и разжижающиеся; 1.4. Грузы, слабо смещающиеся; 1.5. Навалочные опасные грузы.
Класс Б. Зерновые грузы.
Класс В. Генеральные грузы: Группы: 3.1. Металлопродукция; 3.2. Подвижная техника; 3.3. Строительные железобетонные изделия и конструкции; 3.4. Контейнеры; 3.5. Пакетированные и мешкованные грузы; З.б. Грузы в ящичной и картонной таре; 3.7. Грузы цилиндрической и конической формы; 3.8. Тяжеловесные и крупногабаритные грузы; 3.9. Прочие грузы.
Класс Г. Лесные грузы: Группы: 4.1. Круглый лес россыпью: 4.2. Круглый лес в пакетах: 4.3. Пиломатериалы россыпыо; 4.4. Пиломатериалы в пакетах; 4.5. Щепа.
РЕЖИМНЫЕ ГРУЗЫ
Класс А. Скоропортящиеся грузы: Группы: 1.1. Замороженные грузы; 1.2. Охлажденные грузы животного происхождения; 1.3. Охлаждаемые грузы (плодоовощные).
Класс Б. Нескоропортящиеся грузы, требующие регулировании влажностного и вентиляционного режимов.
ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ
Классы:
А. Взрывчатые вещества (ВВ);
Б. Газы сжатые, сжиженные и растворенные под давлением (ГС);
В. Легковоспламеняющиеся жидкости (ЛВЖ);
Г. Воспламеняющиеся твердые вещества;
Д. Окисляющие вещества и органические перекиси (ОВ и ОП);
Е. Ядовитые вещества (ЯВ);
Ж. Радиоактивные и инфекционные вещества (РВ и ИВ);
З. Едкие и коррозийные вещества (ЕК);
И. Прочие опасные грузы.
НАЛИВНЫЕ ГРУЗЫ
Классы:
А. Нефтепродукты;
Б. Пищевые грузы (растительные масла, вино, меласса и др.);
В. Химические грузы;
Г. Сжиженные газы.
Операции, выполняемые при доставке грузов и их анализ
Операции по прибытию и выгрузке, выдаче грузов
Перевозочные документы на груженые вагоны, прибывшие под выгрузку, поступают в СТЦ, где проводится натурная проверка наличия и соответствия документов вагонам и грузам.
Закончив натурную проверку, оператор СТЦ на всех накладных, дорожных ведомостях и вагонных листах ставит календарный штемпель с датой фактического прибытия груза, в вагонном листе дополнительно указывается номер поезда и время прибытия.
После этого документы записываются в Книгу сдачи перевозочных документов (форма ГУ–48) по каждой отправке с указанием номера вагона и номера накладной.
Дорожные ведомости и накладные передают в товарную контору, а вагонные листы – на грузовой район или в пункты выгрузки на местах общего пользования. Документы на сборные вагоны, прибывшие для сортировки, передают приемосдатчикам грузосортировочной платформы.
В товарной конторе все прибывшие под выгрузку грузы регистрируют на основании данных перевозочных документов в Книге прибытия грузов (форма ГУ–42).
После записи отправки в Книгу прибытия на лицевой стороне дорожной ведомости проставляют порядковый номер, под которым отправка записана в Книге прибытия.
Получив из СТЦ вагонные листы, приемосдатчик готовит место для выгрузки грузов, устанавливает очередность разгрузки вагонов и знакомит комплексную механизированную бригаду с порядком выполнения работы.
По окончании расстановки вагонов приемосдатчик проверяет исправность пломб и проводит наружный коммерческий осмотр вагона (или груза в открытом подвижном составе).
После коммерческого осмотра вагонов приемосдатчик снимает пломбу и дает указание бригадиру комплексной механизированной бригады приступить к выгрузке.
В процессе выгрузки приемосдатчик должен сличать данные вагонного листа с фактическим наличием груза, проверить при этом число мест груза, маркировку и исправность грузовых мест. Приемосдатчик следит за тем, чтобы груз был выгружен и уложен аккуратно, без повреждения и чтобы при этом обеспечивалась сохранность вагонов.
По окончании выгрузки и укладки груза приемосдатчик отмечает в вагонных листах место выгрузки грузов (номер склада, секции, места), время окончания грузовых операций и пересылает вагонные листы в товарную контору.
Вся выгрузка на местах общего пользования должна быть зарегистрирована в Книге выгрузки формы ГУ–44.
Оформление выдачи грузов в товарной конторе называется раскредитованием перевозочных документов. Груз может быть выдан станцией назначения грузополучателю после внесения им платы за перевозку груза и иных причитающихся перевозчику платежей.
После раскредитования документов накладную выдают грузополучателю. Одновременно с накладной грузополучателю выдают пропуск (форма ГУ–43) для вывоза груза с территории грузового района.
Для вывоза со станции получатель предъявляет приемосдатчику накладную, пропуск. Убедившись в соответствии документов грузу, находящемуся на складе, а также в оплате сбора за хранение приемосдатчик выдает получателю груз. Выдав груз, приемосдатчик отмечает на оборотной стороне накладной в графе «Отметка о выдаче груза» число и месяц выдачи, количество мест и массу груза. Эта отметка считается подтверждением и датой фактической выдачи груза. В Книге выгрузки приемосдатчик указывает номер автомобиля и дату выдачи.
- История логистики
- Понятие и определение логистики
- Структура логистики как технико-экономической системы
- Классификация логистики по видам предпринимательства
- Система логистики промышленного предприятия
- Понятие и параметры грузопотока
- Характеристика логистической цепи
- Типы складов и грузовых терминалов в логистических цепях
- 1. Материальные склады.
- 2. Производственные склады.
- 3. Склады готовой продукции.
- Назначение складов в логистической цепи
- Определение логистики; ключевое понятие, входящее в определения; правила логистики «Система 6r».
- Этапы развития логистики и основные факторы, способствовавшие этому развитию.
- Место логистики в современной экономике.
- Основные задачи логистики.
- Функции и активности логистики.
- Основные логистические активности и их роль в снижении издержек.
- Особенности видов транспорта.
- Материальный поток и его параметры.
- Конкурентные преимущества транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга.
- Предпосылки и факторы развития логистики
- I. Развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя повлияло на развитие логистики
- II. Усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качеству процессов распределения продукции
- III. Энергетический кризис 70-х годов XX века
- IV. Научно-технический прогресс в создании гибких автоматизированных производств
- V. Научно-технический прогресс в области средств связи и информатики
- VI. Разработка теории систем и теории компромиссов
- VII. Унификация правил и норм внешнеэкономической деятельности, стандартизация параметров технических средств в различных странах
- Место логистики в системе хозяйства на разных уровнях
- Определение и классификация понятий логистики
- Потоки в логистике (классификация, функции и показатели)
- Интермодальность, интермодальные перевозки и маршруты
- Проблемы транспортной логистики
- Транспортно-логистические терминалы и комплексы
- Транспортно-логистический центр и логист-оператор
- Транспортный бизнес в логистическом ключе
- Место и роль грузовых операций в системе перевозки грузов
- Технологическая схема доставки груза и ее анализ
- Классификация и основные характеристики грузов
- Машины и устройства, применяемые для выполнения грузовых операций
- Определение «груз». Транспортная классификация грузов.
- Перевозка грузов в транспортных пакетах.
- Транспортные характеристики грузов.
- Физико-химические свойства грузов.
- Свойства грузов, связанные с изменением температур. Профилактические меры смерзаемости, способы восстановления сыпучести смерзшихся грузов.
- Объемно-массовые характеристики грузов.
- Характеристики опасности грузов.
- Понятия «тара» и «упаковка».
- Виды транспортной тары.
- Зоны и степени негабаритности грузов.
- Силы, действующие на груз при перевозке.
- Классификация средств крепления.
- Элементы крепления грузов.
- Природа и химический состав скоропортящихся продуктов
- Процессы, происходящие со скоропортящимися грузами
- Микробиальные процессы
- Ферментные процессы
- Виды и причины порчи
- Способы консервации скоропортящегося груза
- Непрерывная холодильная цепь
- Структура непрерывной холодильной цепи
- Виды холодильных складов
- Система государственного регулирования вэд в России
- Россия и вто
- История вступления России в вто
- Плюсы и минусы от вступления в вто для экономики России
- Законодательство, регламентирующее вэд в России