1.1. Сущность и основные понятия открытых горных работ
Добыча полезных ископаемых осуществляется двумя способами – открытым и подземным.
Открытый способ разработки применялся издавна, когда извлекались только те полезные ископаемые, которые залегали наиболее близко к земной поверхности. По мере увеличения глубины работ открытый способ становился невыгодным, так как удаление увеличивающегося объема пустых пород посредством мускульного труда было слишком дорогим. Поэтому открытый способ разработки на длительное время был вытеснен подземным, при котором не требовалась выемка пустых пород. Лишь с конца позапрошлого века в связи с внедрением горных машин открытые работы начали получать распространение, а в последние десятилетия все более интенсивное развитие.
Горные работы, производимые непосредственно с земной поверхности в открытых горных выработках (в траншеях или полутраншеях), носят название открытых горных работ. Основной целью открытых горных работ является разработка месторождений полезных ископаемых. Способ разработки месторождений полезных ископаемых с применением открытых горных работ называется открытым способом. Горное предприятие, осуществляющее добычу полезного ископаемого открытым способом, называется карьером. В практике открытой разработки угольных и россыпных месторождении вместо термина «карьер» применяются названия «разрез» и «прииск».
В процессе производства открытых горных работ земная поверхность месторождения нарушается и образуется выработанное пространство, ограниченное искусственно созданной поверхностью. Это выработанное пространство, представляющее собой совокупность горных выработок, также носит название «карьер». Таким образом, понятие «карьер» может употребляться в хозяйственном и техническом значениях.
При значительных размерах выработанного пространства (современные карьеры имеют объем выработанного пространства сотни миллионов кубометров и достигают глубины нескольких сотен метров) нарушается естественное равновесие массива горных пород, окружающих карьер. Это может привести к деформациям боковой поверхности карьера (оползни и обрушения), к нарушению нормального ведения горных работ и к авариям. Во избежание таких последствий боковым поверхностям карьера придают определенный наклон, обеспечивающий их устойчивость. В связи с этим возникает необходимость выемки значительных объемов покрывающих и вмещающих полезное ископаемое горных пород, которые называются вскрышными, или вскрышей.
Годовые объемы вскрыши, перемещаемые в современных карьерах, составляют десятки миллионов кубометров и часто во много раз превышают объемы добываемого полезного ископаемого. Полезное ископаемое и вскрыша вывозятся из карьера на поверхность. В благоприятных условиях залегания полезного ископаемого вскрыша, отделенная от массива, может и не вывозиться из карьера, а размещаться в его выработанном пространстве.
Разработка массива горных пород (вскрыши и полезного ископаемого) в границах карьера производится горизонтальными или слабонаклонными слоями. Слои обычно отрабатываются параллельно с некоторым отставанием работ в пространстве и во времени на лежащем ниже слое. Таким образом, боковая поверхность карьера приобретает ступенчатую форму.
Часть толщи горных пород в карьере, имеющая рабочую поверхность в форме ступени и разрабатываемая самостоятельными средствами выемки, погрузки и транспорта, называетсяуступом.
Различают рабочие и нерабочие уступы. На рабочих уступах производится выемка пустых пород или добыча полезного ископаемого.
Уступ имеет нижнюю и верхнюю площадки, откос и бровки.
Откосом уступа называется наклонная поверхность, ограничивающая уступ со стороны выработанного пространства. Линии пересечения откоса уступа с его верхней и нижней площадками называются, соответственно, верхней и нижней бровками.
Горизонтальные поверхности рабочего уступа, ограничивающие его по высоте, называют верхней и нижней площадками. Площадка, на которой расположено оборудование, предназначенное для разработки (буровые станки, экскаваторы, транспортные средства), называется рабочей площадкой. Если площадка остается свободной, то ее называют нерабочей.
Уступ обычно разрабатывают последовательными параллельными полосами – заходками. Торец заходки называется забоем, непосредственно в котором осуществляется выемка породы или полезного ископаемого, в результате чего забой перемещается и отрабатывается заходка.
Высота уступа устанавливается с учетом безопасной работы и зависит от размера экскаваторов и физико-технических свойств пород.
При разработке пластов пространство, образующееся в карьерном поле после извлечения полезного ископаемого, называется выработанным. Его, если это технически возможно, необходимо использовать для размещения пород вскрыши или транспортных коммуникаций, по которым вывозится полезное ископаемое или вскрыша.
Насыпь горных пород, удаленных при разработке месторождения, называется породным отвалом. Отвалы, располагаемые в выработанном пространстве, называются внутренними, а на поверхности вне контура – внешними.
Производство открытых горных работ связано с нарушениями земной поверхности и использованием земельных площадей. Для того чтобы исключить или существенно снизить отрицательное воздействие открытых работ на окружающую среду, в процессе разработки и после отработки месторождения производится рекультивация отвалов, выработанного пространства и других нарушенных участков земной поверхности, а также водоемов.
Преимущества открытых горных работ по сравнению с подземными состоят в следующем:
На карьерах обеспечиваются более высокая безопасность труда и лучшие производственные условия.
Производительность труда на карьерах, как правило, в 5 – 8 раз выше, а себестоимость в 2 – 4 раза ниже, чем в шахтах. При этом на карьерах обеспечиваются более высокие темпы роста производительности труда.
Сроки строительства карьеров меньше сроков строительства шахт равной производственной мощности. Удельные капитальные затраты на строительство карьеров в 2 – 4 раза меньше, чем на строительство шахт.
При открытой разработке меньше потери полезного ископаемого и легче производить раздельную добычу его различных сортов.
При открытой разработке месторождений легче увеличить в случае надобности производственную мощность предприятия.
Недостатки открытых разработок:
Производство открытых горных работ требует отчуждения больших земельных площадей, иногда приводит к понижению уровня грунтовых вод на больших площадях и т.д.
Открытые работы зависят от климатических условий, что наиболее сильно проявляется в условиях Заполярья.
Недостатки открытых горных работ в большинстве случаев перекрываются их преимуществами. Поэтому в настоящее время открытый способ разработки месторождений является эффективным, перспективным и быстро развивается. Увеличиваются не только объемы открытой разработки, но и удельный вес этого способа в общей добыче полезных ископаемых.
Преобладание открытого способа разработки в развитии горной промышленности наблюдается во всем мире, там, где имеются для этого необходимые геологические условия.
Ограничениями для эффективного применения открытого способа разработки являются:
Большая мощность покрывающих пород и значительная глубина месторождения при относительно небольшой мощности залежи, т. е. такие условия залегания, когда объем породы, приходящийся на 1 т добычи полезного ископаемого (коэффициент вскрыши), превышает экономически допустимый предел. В настоящее время граничный коэффициент вскрыши составляет 5 – 15 м3/т.
Отсутствие в данной местности достаточно свободных земельных площадей для размещения отвалов и другие ограничения, вызываемые охраной окружающей среды.
Необходимость вложения в короткие сроки очень больших капитальных затрат, размер которых определяется большими размерами современных мощных карьеров.
- Карьерные перевозки
- Введение
- 1. Общие сведения об открытых горных работах
- 1.1. Сущность и основные понятия открытых горных работ
- 1.2. Характеристики перевозимых грузов
- 1.3. Производственные процессы на карьерах
- 1.4. Особенности организации карьерных перевозок
- 2. Карьерный автомобильный транспорт
- 2.1. Технология работы карьерного автомобильного транспорта
- 2.2. Карьерные автомобильные дороги
- 2.3. Подвижной состав карьерного автомобильного транспорта
- 2.4. Эксплуатационный расчет карьерного автомобильного транспорта
- 3. Карьерный железнодорожный транспорт
- 3.1. Технология работы карьерного железнодорожного транспорта
- 3.2. Рельсовые пути карьерного железнодорожного транспорта
- 3.3. Подвижной состав карьерного железнодорожного транспорта
- 3.4. Система сигнализации, централизации и блокировки
- 3.5. Эксплуатационный расчет карьерного железнодорожного транспорта
- 4. Карьерный конвейерный транспорт
- 4.1. Технология работы карьерного конвейерного транспорта
- 4.2. Оборудование карьерного конвейерного транспорта
- 4.3. Производительность карьерного конвейерного транспорта
- 5. Карьерный трубопроводный (гидравлический) транспорт
- 5.1. Технология работы карьерного трубопроводного транспорта
- 5.2. Оборудование карьерного трубопроводного транспорта
- 5.3. Производительность карьерного трубопроводного транспорта
- 6. Организация работы комбинированного транспорта на карьерах
- 6.1. Комбинация автомобильного транспорта с железнодорожным
- 6.2. Комбинация автомобильного транспорта с конвейерным
- Литература