Глава 6 Транспортная политика в городах, удобных для жизни
Соотношение между транспортной системой с точки зрения ее функциональных или же сервисных качеств и всеми прочими аспектами функционирования города (экономическим, социальным, рекреационным и т. п.), а также его удобством для жизни – вопрос сложный и редко понимаемый адекватным образом.
Из четырех уровней планирования и эксплуатации городских транспортных систем наилучшим образом обстоит работа на двух уровнях, связанных с отдельными проектами и отдельными видами транспорта (уровни IV и III). Здесь все элементы отрабатываются обычно компетентно и эффективно. Однако координацию между видами транспорта, равно как и взаимоотношения между транспортной системой и другими аспектами функционирования города (уровни II и I), очень редко можно назвать удовлетворительной. Недостаточное понимание взаимосвязей транспортных систем с различными видами землепользования усугубляется неудовлетворительной координацией планирования на этих более высоких системных уровнях. Эта проблема обусловлена различной административной юрисдикцией и источниками финансирования, а также разным уровнем профессиональной подготовки экспертов. Кроме того, эффективному планированию на уровнях II и I зачастую мешают субъективные эмоциональные предпочтения профессионалов, специализирующихся в том или ином виде транспорта.
Обзор опыта различных агломераций иллюстрирует эту ситуацию. Во многих городах можно найти замечательно спроектированные и эффективно работающие системы, относящиеся к конкретным видам транспорта: системы фривэев в Лос-Анджелесе и Хьюстоне, системы пешеходных зон в Миннеаполисе, метрополитен в Вашингтоне, систему автобусного транспорта в Оттаве. Однако только города, наработавшие эффективную практику планирования на уровнях II и I, смогли добиться успехов в создании сбалансированных мультимодальных транспортных систем, интегрированных со всеми прочими аспектами функционирования города. Практика подтверждает, что все города, удобные для жизни и обладающие эффективной системой транспортных услуг, вышли на высокий уровень координации различных видов транспорта. Они стремятся координировать финансирование развития различных видов транспорта и планирование землепользования, причем осуществлять эту координацию и интеграцию не только на уровне планов, но и на этапе их эффективного исполнения. В качестве примеров можно привести Портленд (штат Орегон), Торонто и Стокгольм.
На протяжении длительного периода, особенно со времени начала массовой автомобилизации, недостаточно учитывались системные эффекты и характер воздействия транспорта на города. Например, из возникновения заторов на улично-дорожных сетях выводили необходимость увеличения их пропускной способности. Казалось логичным, что в этом случае следует расширять улицы и строить новые дороги. Понадобились многие годы проб и ошибок, чтобы понять: увеличение пропускной способности желательно только в тех случаях, когда это не вызывает существенных негативных воздействий.
В аспекте системного влияния на городское развитие (уровень I) прирост пропускной способности дорожной сети генерирует еще большее «расползание» пригородов с низкой плотностью застройки, что, в свою очередь, ведет к еще большим объемам автомобильного трафика, особенно в ситуации, когда и поездки, и парковки различными способами субсидируются. В этой связи дальнейшее расширение дорожной сети и увеличение парковочных емкостей нельзя назвать ни желательным, ни реально осуществимым. Вопрос о том, насколько нужно увеличивать пропускную способность, чтобы не нанести чрезмерный ущерб городу и окружающей среде, очень сложен и должен подвергаться тщательному изучению в каждой конкретной агломерации.
Другим примером обучения методом проб и ошибок является введение во многих городах требований по обеспечению определенного количества парковочных мест при строительстве каждого нового здания. В принципе такую политику следует признать дальновидной, если, разумеется, ее правильно осуществлять. Планировщикам, однако, понадобилось несколько десятилетий, чтобы понять: увеличение количества парковочных мест непродуктивно в больших городах, где повышение привлекательности автомобильных поездок нежелательно в принципе. В итоге в некоторых городах это требование не только отменили, но и заменили на прямо противоположное. Например, в Лондоне длительное время проводилась политика увеличения объема парковочных услуг. В ее рамках от застройщика требовалось обязательное сооружение парковочных мест в объемах не меньше установленного минимума. Позже эта политика уступила место лимитированию объема парковочных услуг. Теперь при любом новом строительстве разрешалось сооружение парковочных мест в объемах не больше установленного максимума. Ограничения на суммарные парковочные мощности центральных районов уже давно установлены в ряде других городов (например, в Бостоне, Гамбурге, Оттаве). Там считается, что такие ограничения – наиболее эффективный инструмент для достижения желаемого интермодального баланса и контроля за количеством автомобилей, въезжающих в центр города.
Узкоотраслевые подходы и продвижение отдельными отраслями своей конкретной продукции в городские транспортные системы и инфраструктурное строительство также зачастую ведут к принятию спорных решений. Такие решения могут быть вполне обоснованными на уровне отдельных проектов и видов транспорта (т. е. уровнях планирования IV и III), но при этом полностью игнорировать системные аспекты и влияние на город в целом (уровни II и I). Адекватного рассмотрения на системном уровне не хватало, к примеру, широко разрекламированной программе ITS. Какое влияние окажет увеличение пропускной способности автомобильных магистралей на местную уличную сеть, на другие виды транспорта и, главное, на жизнеспособность, устойчивость и экологию городов? Этими системными вопросами зачастую пренебрегают, хотя во многих случаях они значительно важнее любых специальных проектов и продвинутых технологий.
В области городских транспортных систем (несмотря на множество все еще нерешенных проблем) накоплена значительная база знаний и опыта. Знания и опыт варьируются от города к городу и от страны к стране (см. обзор международного опыта в главе 4).
При решении текущих проблем необходимо уделять гораздо большее внимание II и I уровням городского транспортного планирования, т. е. рассмотрению транспорта в широком контексте—как функциональной системы, которая состоит из различных видов транспорта, взаимодействует с разными аспектами функционирования города и оказывает влияние на его базовые характеристики.
В данной главе рассматриваются вопросы оценки транспортных систем городов или регионов, а также определения задач и требований по их совершенствованию на пути к созданию удобной для жизни городской среды.
- Транспорт в городах, удобных для жизни (fb2)
- Вукан р. Вучик Транспорт в городах, удобных для жизни
- Предисловие научного редактора
- Глава 0 Введение к русскому изданию Городской транспорт в России: проблемы, причины их возникновения и пути разрешения
- Предмет этой книги: влияние транспорта на города
- Городской транспорт в исторической ретроспективе
- Развитие городов западного мира по мере роста автомобилизации
- Автомобильно-зависимые города
- Прогрессивные решения, или сбалансированная транспортная политика
- Реализация рациональной транспортной политики
- Транспортная специфика типологически различных городов
- Современная ситуация в городах России
- Благодарности
- Предисловие
- Литература
- Глава 1 Кризис американских городов и агломераций: обзор
- Богатая страна с деградирующими городами
- Транспорт формирует города и влияет на их удобство для жизни
- Автомобиль: строитель или разрушитель городов?
- Дилеммы городской транспортной политики
- Сша и другие развитые страны: расхождение в основах городской транспортной политики
- Жизнеспособность городов остается критически важным фактором
- Литература
- Глава 2 Взаимоотношения города и транспорта
- Транспорт – это система
- Частный транспорт, общественный транспорт и паратранзит
- Семейство видов городского общественного транспорта
- Зависимость типа транспортной системы от «крупности» города
- Причины и следствия заторов
- Равновесие индивидуальных предпочтений и социальный оптимум в выборе транспортного поведения
- Транспортные расходы, сборы, явные и скрытые субсидии
- Четыре уровня транспортного планирования
- Резюме и выводы
- Литература
- Глава 3 Как мы пришли к нынешнему положению вещей? Транспортная политика и транспортная практика в сша
- Федеральная транспортная политика в 1956 – 1981 гг.: доминирование дорожного строительства
- Закон об эффективном использовании интермодальных систем наземного транспорта (istea): прогресс и основные препятствия
- Способы обхода закона istea: увеличение ширины проезжей части автомобильных дорог под видом выделения обособленных полос для карпулинга
- Изменение общественных настроений
- Современная ситуация: обострение проблем городского транспорта
- Литература
- Глава 4 Городская транспортная политика в сша и других развитых странах
- Опыт развития транспортных систем некоторых развитых стран и городов
- Сравнение условий, трендов и подходов
- Сша и другие развитые страны: движение по расходящимся траекториям
- Реализация политики и ее результаты
- Литература
- Глава 5 Ходячие предрассудки по поводу городских транспортных систем
- Городское планирование и развитие
- Транспорт и его экономические аспекты
- Мобильность и доступность
- Автомобили и дороги
- Пешеходы, велосипеды и городская среда, удобная для жизни
- Автобусный транспорт
- Рельсовые транспортные системы
- Кампании против рельсового транспорта, основанные на эмоциональных аргументах
- Нетрадиционные виды транспорта
- Сша и другие развитые страны
- Литература
- Глава 6 Транспортная политика в городах, удобных для жизни
- Транспортная система и функционирование города
- Цели городских транспортных систем и требования, предъявляемые к их структуре
- Принципы создания сбалансированной транспортной системы
- Принципы планирования и внедрения сбалансированных транспортных систем
- Литература
- Глава 7 Реализация транспортной политики: меры, направленные на достижение интермодального баланса
- Транспорт в городском планировании
- Поиск оптимальной роли для легкового автомобиля
- Повышение роли общественного транспорта
- Поощрение использования других видов сообщений
- Литература
- Глава 8 Города и транспорт: что ждет нас в будущем?
- Транспортная политика: многообразие мер и многообразие заблуждений
- Переход от технологических инноваций к системным решениям
- Понимание взаимоотношений города и транспорта
- Необходимость дискуссий и видения будущего агломераций
- Литература
- Примечания