2.1. Технология работы карьерного автомобильного транспорта
Автомобильный транспорт имеет широкое распространение на карьерах благодаря автономности, мобильности, высокой эффективности работы в сложных топографических, геологических и суровых климатических условиях.
Наиболее эффективная область применения автомобильного транспорта – карьеры малой и средней производительности, глубокие горизонты крупных карьеров в комбинации с железнодорожным транспортом или подъемниками. Применение автомобильного транспорта на карьерах относится к периоду его возникновения и развития.
Принцип работы автомобильного транспорта на карьерах заключается в перемещении горной массы из забоев к пунктам приема горной массы по автодороге и ее разгрузке. Автомобильный карьерный транспорт характеризуется грузооборотом, т.е. количеством груза в тоннах, перевозимого в единицу времени.
Технология работы автомобильного транспорта на карьере заключается в перевозке из карьера вскрыши, некондиционных руд на отвалы, полезного ископаемого – на склад или к бункерам обогатительной фабрики по карьерным автодорогам, объединенным во вскрышные грузопотоки и грузопотоки полезного ископаемого.
При широкой рабочей площадке или заходке автосамосвал подается под погрузку к экскаватору, совершая петлевой разворот; в стесненных условиях, при ограниченной рабочей площадке и узкой заходке и несовпадении направления движения порожнего самосвала и экскаваторной заходки автосамосвал выполняет петлевой или тупиковый разворот внутри заходки; а при совпадении направления движения порожнего самосвала и экскаваторной заходки автосамосвал подается под погрузку задним ходом после тупикового разворота внутри заходки.
Во всех случаях подача самосвала должна быть такой, чтобы при погрузке ковш экскаватора не проходил над кабиной водителя, а угол поворота экскаватора от забоя был минимальный.
При бульдозерном отвалообразовании с автомобильным транспортом процесс отвалообразования включает в себя разгрузку автосамосвалов на верхней площадке отвального уступа, перемещение пород бульдозерами под откос уступа, планировку поверхности отвала и ремонт автодорог.
Вследствие высокой стоимости карьерных автосамосвалов их простои, как и простои выемочно-погрузочной техники, должны быть минимальными. Для их уменьшения на карьерах используют два вида организации работ автотранспорта: с закреплением определенного количества самосвалов за экскаватором в течение смены (замкнутый цикл) и без закрепления, с подачей машины под погрузку каждый раз по команде диспетчера (открытый цикл).
Организация работы автотранспорта при закреплении за экскаваторами наиболее простая и обеспечивает большую производительность, но ее применение возможно при надежной работе выемочно-погрузочной, отвалообразующей техники для перевозки вскрышных пород и однородного по составу полезного ископаемого.
Управление без закрепления маршрутов автосамосвалов осуществляется с помощью автоматизированной системы управления, включающей средства подачи информации о состоянии экскаваторов, каждого автосамосвала, средства передачи команд водителям и ЭВМ. Они применяются в карьерах, где требуется усреднение полезного ископаемого, поступающего на обогатительную фабрику из разных забоев.
В настоящее время создано несколько таких систем. Принцип их работы заключается в том, что у диспетчера накапливается информация о состоянии погрузки самосвалов в каждом забое, количестве отгруженной руды определенного качества с начала смены и при подходе порожнего самосвала к контрольному пункту у карьера. Высвечиванием номера экскаватора на пульте водитель получает направление движения. При подаче на разгрузку автосамосвал взвешивается, при этом автоматически считывается его условный номер и передается в запоминающее устройство ЭВМ вместе с весом и качеством доставленного полезного ископаемого.
Эффективность работы автотранспорта на карьере зависит от состояния автодорог. Для обслуживания дорог на карьерах, ремонта и строительства новых предусматривается специальная дорожная служба.
Обслуживание дорог включает постоянное их патрулирование для удаления с их поверхности осыпавшихся с кузовов кусков породы быстроходными бульдозерами на пневмоходу, периодическую подсыпку щебнем и уплотнение ее виброкатком для сохранения профиля дороги, зачистку поверхности забоев от просыпи бульдозерами, очистку водоводных канав постоянных дорог, планировку временных дорог в карьере и на отвалах грейдерами, полив дорог растворами для подавления пыли в летнее время специальными поливальными машинами, посыпание песком поверхности дороги во время гололеда пескоразбрасывателями.
Строительство новых дорог по мере развития карьера планируется вместе с горными работами. Сооружение основания дороги выполняется эксплуатационной горной техникой. Профилировка поверхности дороги, сооружение водоводных канав на стационарных участках трассы, покрытие выполняются автодорожной службой. Для обеспечения щебнем, песком и бетоном предусматриваются дробильно-сортировочный и растворный узлы. В качестве щебня может использоваться порода вскрыши или добываемые на специальных карьерах прочные породы. На некоторых карьерах с вечномерзлыми полускальными породами для нормальной эксплуатации мощных автосамосвалов в летнее время для предохранения оттаивания мерзлоты и уменьшения на нее динамической нагрузки необходимо покрытие дорог мощным слоем щебня.
Обслуживание автопарков осуществляется в специальных помещениях автохозяйства на промплощадке. Оно предусматривает контроль систем автосамосвалов и текущий ремонт на линии, профилактику, плановый и капитальный ремонт узлов в специализированных мастерских.
К числу основных достоинств автомобильного транспорта, обуславливающих эффективность применения его в качестве основного карьерного транспорта, можно отнести:
● высокая маневренность и мобильность благодаря малым радиусам поворота и достаточно высоким скоростям передвижения;
● способность преодолевать достаточно крутые уклоны (до 8 – 10%);
● относительно небольшие собственные размеры автомобиля;
● отсутствие специальных путей;
● возможность обеспечения большей гибкости и оперативности управления.
Эти качества автомобильного транспорта позволяют легко переносить места погрузки в карьере, регулировать транспортные потоки, применять экскаваторы на более коротком фронте работ (чем при железнодорожном транспорте). Производительность экскаваторов может быть повышена на 20 – 25% по сравнению с железнодорожным транспортом за счет сокращения простоев их в ожидании подачи транспорта, а также времени на маневры и продолжительность цикла экскаватора.
Большие преодолеваемые уклоны и меньшие радиусы поворотов позволяют сократить объем работ по обустройству коммуникаций, устраивать меньшие радиусы закруглений трасс, что приводит к сокращению длины транспортных коммуникаций по сравнению с железнодорожным транспортом в 1,5 – 2,0 раза.
Ненужность специальных путей приводит к меньшим в 2,5 – 3,5 раза трудоемкости и затратам на строительство автодорог по сравнению с устройством железнодорожных путей, особенно на мягких глинистых и песчаных почвах, и в 1,2 – 1,5 раза – на естественном скальном основании.
Полностью отсутствует трудоемкий процесс переноса путей. Меньшими являются затраты труда на транспортный процесс в целом, благодаря сокращению количества вспомогательного, обслуживающего, ремонтного персонала и путевых рабочих.
За счет большей маневренности обеспечивается такая разгрузка на отвалах, которая позволяет уменьшить в 4 – 5 раз трудоемкость отвалообразования по сравнению с железнодорожным транспортом, т.к. в этом случае могут применяться бульдозеры вместо экскаваторов или плугов.
Возможность обеспечения большей гибкости и оперативности управления погрузочно-транспортным комплексом возможна потому, что самосвалы действуют независимо друг от друга, и каждый из них в любое время при необходимости может быть направлен к любому из экскаваторов. Кроме того, выход одного автосамосвала из строя вследствие поломки не отражается на производительности труда, так как не вызывает остановки в работе транспорта и может быть легко восполним.
Однако наряду с достоинствами автомобильный транспорт имеет и ряд недостатков, главными из которых являются следующие.
● небольшие экономически выгодные расстояния транспортировки (2 – 3 км, реже до 5 км);
● большая зависимость от климатических условий (сложность эксплуатации при низких температурах, снегопадах, туманах, гололедицы);
● повышенный расход автомобильных шин вследствие их сильного износа при работе на скальных породах (стоимость автошин составляет 20 – 22% стоимости перевозок);
● значительная загазованность, создаваемая автомобилями, особенно в глубоких карьерах, вызывает необходимость искусственного их проветривания, в противном случае вызывает в периоды безветрия, туманов, пасмурной погоды длительные простои;
● карьерные автосамосвалы представляют собой достаточно громоздкие и сложные машины, для обслуживания которых требуется сравнительно большой штат высококвалифицированного обслуживающего и ремонтного персонала;
● большая стоимость содержания и ремонта карьерных автосамосвалов, достигающая 30 – 33% стоимости перевозок. Следствием этого является необходимость иметь крупные, хорошо оснащенные автобазы с ремонтными и профилактическими цехами;
● зависимость работы автомобильного транспорта от своевременности и полноты поставок запасных частей, горюче-смазочных материалов;
● меньшее количество перевозимой горной массы каждым отдельно взятым агрегатом, что повышает себестоимость перевозок;
● более высокие амортизационные отчисления, обусловленные сравнительно коротким сроком службы (обычно 4 – 5 лет).
Средствами автомобильного транспорта являются автомобильные дороги и подвижной состав.
- Карьерные перевозки
- Введение
- 1. Общие сведения об открытых горных работах
- 1.1. Сущность и основные понятия открытых горных работ
- 1.2. Характеристики перевозимых грузов
- 1.3. Производственные процессы на карьерах
- 1.4. Особенности организации карьерных перевозок
- 2. Карьерный автомобильный транспорт
- 2.1. Технология работы карьерного автомобильного транспорта
- 2.2. Карьерные автомобильные дороги
- 2.3. Подвижной состав карьерного автомобильного транспорта
- 2.4. Эксплуатационный расчет карьерного автомобильного транспорта
- 3. Карьерный железнодорожный транспорт
- 3.1. Технология работы карьерного железнодорожного транспорта
- 3.2. Рельсовые пути карьерного железнодорожного транспорта
- 3.3. Подвижной состав карьерного железнодорожного транспорта
- 3.4. Система сигнализации, централизации и блокировки
- 3.5. Эксплуатационный расчет карьерного железнодорожного транспорта
- 4. Карьерный конвейерный транспорт
- 4.1. Технология работы карьерного конвейерного транспорта
- 4.2. Оборудование карьерного конвейерного транспорта
- 4.3. Производительность карьерного конвейерного транспорта
- 5. Карьерный трубопроводный (гидравлический) транспорт
- 5.1. Технология работы карьерного трубопроводного транспорта
- 5.2. Оборудование карьерного трубопроводного транспорта
- 5.3. Производительность карьерного трубопроводного транспорта
- 6. Организация работы комбинированного транспорта на карьерах
- 6.1. Комбинация автомобильного транспорта с железнодорожным
- 6.2. Комбинация автомобильного транспорта с конвейерным
- Литература