4.2. Оборудование карьерного конвейерного транспорта
В ленточном конвейере лента является одновременно грузонесущим и тяговым органом, и поэтому к ней предъявляют повышенные, зачастую противоречивые требования (достаточная прочность, жесткость и, в то же время,- необходимая гибкость).
В наибольшей степени этим требованиям соответствуют выпускаемые в настоящее время конвейерные ленты с тканевой основой из синтетических волокон и ленты с основой из стальных тросов.
Конвейерные ленты с тканевой основой, которые для простоты называют тканевыми конвейерными лентами, состоят из каркаса, воспринимающего основные нагрузки на ленту, и обкладок, защищающих каркас от механических повреждений. На карьерах наибольшее распространение получили конвейерные ленты с резиновыми обкладками, обладающими наилучшими эксплуатационными свойствами.
Каркас представляет собой многослойную конструкцию, состоящую из нескольких слоев тканевых прокладок, связанных между собой тонкими резиновыми прослойками (сквиджами). Преимущественное распространение для тканевых прокладок получили синтетические волокна типа капрон, лавсан, анид. Для конвейеров небольшой длины используют также тканевые прокладки из хлопковых нитей. В последнее время производят ленты с комбинированными тканевыми прокладками, у которых продольные основные наиболее прочные нити делаются из капрона или анида, а поперечные (уточные) – из хлопка или лавсана. Толщина верхней обкладки, на которой лежит груз, больше, чем нижней.
На мощных конвейерах, особенно на магистральных, используют резинотросовые конвейерные ленты, каркас которых состоит из одного слоя стальных тросов. Резиновые обкладки служат для защиты тросов от повреждений и коррозии. Для лучшей защиты тросовой основы в верхнюю и в нижнюю обкладки иногда укладывают по одной тканевой прокладке. Резинотросовые ленты отличаются высокой прочностью, малым относительным удлинением при растягивающих нагрузках и в 2 – 2,5 раза большим, чем у тканевых лент, сроком службы, но, в то же время, большим погонным весом и сложностью соединения концов.
Роликовый став ленточного конвейера предназначен для поддержания грузовой и порожняковой ветвей конвейерной ленты и для направления ее движения. Основной элемент роликового става – ролики, изготавливаемые со сквозной осью и с полуосями. Наиболее распространены ролики со сквозной осью. Они состоят из оси, корпуса – стальной трубы, шариковых подшипников и лабиринтных уплотнений. Для защиты подшипников от проникновения в них пыли, грязи и влаги, удержания смазки от вытекания, кроме лабиринтных уплотнений применяют уплотнения в виде скользящих контактных колец или их комбинаций.
В местах загрузки конвейера применяют ролики с резиновыми шайбами или с пневмокатками, которые смягчают удары на ленту при падении крупных кусков груза. Ролики порожняковой ветви также снабжают резиновыми дисками, способствующими лучшей направленности движения ленты и ее очистке от налипшего груза.
Ролики собирают в роликоопоры. Для поддержания рабочей ветви применяют двух-, трех-, четырех- и пятироликовые опоры; для порожняковой ветви применяют одно-, двух- (редко трехроликовые). По конструкции различают жесткие и гибкие роликоопоры.
Кроме обычных, или, как их еще называют, линейных роликоопор, применяют центрирующие роликоопоры, служащие для предотвращения бокового схода конвейерной ленты. Принцип действия таких роликоопор заключается в том, что при смещении ленты в сторону возникает сила, восстанавливающая нормальное движение конвейерной ленты.
Секции стационарных конвейеров жестко соединяют между собой при помощи болтов и устанавливают на шпалы или легкие фундаменты. Секции передвижных конвейеров соединяют при помощи простейших шарнирных сцепок, позволяющих передвигать конвейер без разборки на секции.
Приводные устройства предназначены для передачи тягового усилия от приводного барабана к конвейерной ленте.
Приводные устройства включают в себя один, два, иногда три приводных барабана и несколько отклоняющих, создающих определенную схему обводки лентой приводных барабанов, редукторы и электродвигатели.
Главный элемент приводного устройства – приводной барабан, состоящий из обечайки, дисков, ступицы и вала. Поверхность обечайки футеруют для лучшего сцепления с конвейерной лентой высокофрикционным эластичным материалом, обычно резиной. Иногда поверхность футеровки выполняют ребристой, что улучшает сцепление барабана с лентой и, кроме того, способствует удалению из контакта ленты с футеровкой частиц попавшего груза.
Приводной барабан устанавливают в подшипниках, а его вал соединяют при помощи муфты с тихоходным валом редуктора. Быстроходный вал редуктора соединяют с электродвигателем через эластичную муфту, которая защищает электродвигатель от пиковых перегрузок в период пуска.
Это оборудование при стационарной установке конвейера монтируют на фундаменте. Для передвижных конвейеров все элементы приводных устройств устанавливают на общей раме, платформе или сварном понтоне. Мощные передвижные станции оборудуют рельсовым, гусеничным или шагающим ходом с приводом или без него.
Приводные устройства оборудуют также колодочными или ленточными тормозами, установленными на муфте, соединяющей электродвигатель с редуктором. На наклонных стационарных конвейерах вал барабана снабжают остановом, препятствующим обратному движению ленты при остановке загруженного конвейера.
Натяжные устройства служат для предварительного натяжения конвейерной ленты с целью обеспечения допустимого ее провеса между роликоопорами. Кроме того, посредством натяжных устройств компенсируют остаточную вытяжку ленты в процессе эксплуатации.
Различают жесткие и податливые натяжные устройства; в отдельную группу выделены автоматические натяжные устройства.
Основной элемент любого натяжного устройства – натяжной барабан, перемещающийся на каретке по направляющим.
Автоматические натяжные устройства предназначены для поддержания заданного натяжения ленты при различных режимах работы конвейера. Различают следующие режимы работы конвейера: установившийся, при котором конвейер в течение продолжительного времени работает с постоянной скоростью; пуск конвейера, включающий трогание ленты с места и разгон до установившейся скорости; режим торможения. Последние два режима называют неустановившимися.
При пуске привод конвейера должен развивать повышенное тяговое усилие, так как в этот период помимо статических нагрузок на ленту действуют силы инерции, поэтому лента при пуске конвейера должна быть натянута сильнее, чем при установившемся движении.
Разработано много схем автоматических натяжных устройств, однако опыт их эксплуатации показал, что они не обладают высокой эффективностью из-за недостаточно быстрой реакции на изменение натяжения ленты. Поэтому автоматические натяжные устройства не получили широкого распространения на выпускаемых конвейерах.
Очистные устройства предназначены для удаления с конвейерной ленты остатков налипшего груза после разгрузки.
В настоящее время разработаны различные конструкции очистных устройств. Наиболее распространены очистные устройства в виде простых скребков из резины, мягкого металла и пластмассы. Скребки при помощи рычажной системы контргрузом или пружиной прижимаются к ленте. Опыт показывает, что при использовании таких очистных устройств можно удовлетворительно очистить ленту при транспортировании сухих и слабоабразивных грузов, например угля, сухого известняка и т.д. Однако применение таких устройств сопровождается изнашиванием конвейерных лент, появлением задиров на стыках. При транспортировании липких и абразивных грузов применение таких очистных устройств не дает положительных результатов.
Помимо указанных механических очистных устройств применяют гидравлические устройства, основанные на смыве сильной струей воды налипшего на ленту груза. Эти устройства весьма эффективны, но применимы лишь при наличии воды и средств ее отвода после очистки ленты.
Пневматическая очистка ленты струей сжатого воздуха эффективна при транспортировании сухих грузов, но сильное пылеобразование и большой расход воздуха привели к тому, что этот способ очистки также применяют крайне редко.
Опыт показывает, что ни одно из существующих очистных устройств не обеспечивает качественной очистки ленты, поэтому в настоящее время получают распространение комбинированные очистные устройства, в которых одновременно используются несколько принципов. Например, вначале осуществляют грубую очистку материала скребком, затем струей воды, затем щеткой и на заключительном этапе сушат конвейерную ленту нагретым воздухом.
- Карьерные перевозки
- Введение
- 1. Общие сведения об открытых горных работах
- 1.1. Сущность и основные понятия открытых горных работ
- 1.2. Характеристики перевозимых грузов
- 1.3. Производственные процессы на карьерах
- 1.4. Особенности организации карьерных перевозок
- 2. Карьерный автомобильный транспорт
- 2.1. Технология работы карьерного автомобильного транспорта
- 2.2. Карьерные автомобильные дороги
- 2.3. Подвижной состав карьерного автомобильного транспорта
- 2.4. Эксплуатационный расчет карьерного автомобильного транспорта
- 3. Карьерный железнодорожный транспорт
- 3.1. Технология работы карьерного железнодорожного транспорта
- 3.2. Рельсовые пути карьерного железнодорожного транспорта
- 3.3. Подвижной состав карьерного железнодорожного транспорта
- 3.4. Система сигнализации, централизации и блокировки
- 3.5. Эксплуатационный расчет карьерного железнодорожного транспорта
- 4. Карьерный конвейерный транспорт
- 4.1. Технология работы карьерного конвейерного транспорта
- 4.2. Оборудование карьерного конвейерного транспорта
- 4.3. Производительность карьерного конвейерного транспорта
- 5. Карьерный трубопроводный (гидравлический) транспорт
- 5.1. Технология работы карьерного трубопроводного транспорта
- 5.2. Оборудование карьерного трубопроводного транспорта
- 5.3. Производительность карьерного трубопроводного транспорта
- 6. Организация работы комбинированного транспорта на карьерах
- 6.1. Комбинация автомобильного транспорта с железнодорожным
- 6.2. Комбинация автомобильного транспорта с конвейерным
- Литература