2.2. Карьерные автомобильные дороги
Автомобильные дороги в карьере разделяются на капитальные и временные. Капитальные дорога сооружаются на стационарных участках трассы на поверхности карьера, в траншеях и транспортных бермах. Временными являются забойные дороги в забоях, на рабочей площадке, на скользящих съездах и на отвалах.
В зависимости от грузоподъемности и интенсивности движения капитальные дороги делятся на три категории, каждая из которых имеет свои требования к покрытию дорог и их параметрам.
Капитальная автодорога состоит из основания с водоотводными канавами, насыпями, путепроводами, мостами, дорожного полотна, включающего проезжую часть с обочинами.
Параметрами дорог являются: ширина проезжей части, радиус закруглений, уклон в продольном направлении и в поперечном на виражах, наименьшее расстояние видимости поверхности дороги и автомобилей.
Проезжая часть полустационарных и стационарных дорог имеет дорожную одежду из нескольких конструктивных слоев.
Верхний слой дорожной одежды (покрытие) состоит из слоя износа, периодически возобновляемого по мере его истирания, и основного слоя, определяющего эксплуатационные свойства покрытия.
Несущая часть дорожной одежды (основание) обеспечивает совместно с покрытием передачу нагрузок на подстилающий слой или непосредственно на грунт земляного полотна.
Нижний конструктивный слой дорожной одежды, выполняет наряду с передачей нагрузок на земляное полотно также функции морозозащитного, дренирующего, выравнивающего и других слоев.
Слои одежды располагают по принципу снижения их прочности в соответствии с уменьшением напряжений по глубине.
Различают дорожные покрытия усовершенствованные (капитальные и облегченные), переходные и низшие. К усовершенствованным капитальным покрытиям относятся цементобетонные (монолитные и сборные) и асфальтобетонные, укладываемые в горячем состоянии, из прочных щебеночных материалов, обработанных вязкими битумами.
К усовершенствованным облегченным относятся покрытия из щебеночных и гравийных материалов, обработанных жидкими органическими вяжущими материалами, из холодного асфальтобетона, из грунта, обработанного вяжущими битумами.
К переходным покрытиям относят щебеночные из каменных материалов и шлака, грунтощебеночные и гравийные, из грунта и местных слабых минеральных материалов, обработанных жидкими вяжущими органическими веществами. Покрытия переходного типа являются основаниями для усовершенствованных покрытий. Низшие покрытия – это грунтовые, укрепленные различными местными материалами.
Материалами для основания служат щебень, грунтощебень, гравий, грунт, обработанный вяжущими, а для дополнительного слоя – крупнозернистый песок, гравелистые грунты, раздробленная горная порода и другие местные материалы.
На временных забойных и отвальных дорогах устраивается обычно однослойная дорожная одежда из выровненной горной массы с подсыпкой щебеночного или гравийного материала. Для временных съездов соединительных и хозяйственных дорог устраивается однослойное покрытие из гравия или взорванной скальной вскрыши слоем в несколько десятков сантиметров, которая разравнивается бульдозерами и автогрейдерами и укатывается движущимися автомобилями.
Из капитальных покрытий распространение нашли железобетонные и цементообразные покрытия, которые обладают высокой износостойкостью и удовлетворительными характеристиками по сцеплению.
Нижний слой таких дорог выполняют из песка, ракушечника, щебня, металлургического шлака, песчано-гравийной массы, а также из породы, обработанной битумом или цементом. Толщина подстилающего слоя должна быть не менее 15 см.
Получили распространение на карьерах одно- и двухслойные покрытия из каменных материалов: щебеночные, грунтощебеночные и гравийные. В двухслойной одежде верхний слой устанавливается из дробленого щебня, гравия высокого качества, отходов обогащения. Толщина таких одежд при эксплуатации автомобилей грузоподъемностью 110 – 180 т превышает 1 м.
Щебеночные и гравийные одежды удовлетворительно работают при укладке сверху покрытий из щебня и гравия, обработанных черными вяжущими, предохраняющими дорожную одежду от разрушения и предотвращающими образование пыли.
Проезжая часть автомобильных дорог на транспортных бермах борта карьера ограждается у призмы обрушения предохранительными сооружениями в виде ориентирующего или удерживающего породного вала или отклоняющего анкерного железобетонного сооружения.
Со стороны откоса борта карьера предусматривается площадка для сбора осыпей, водоотводная канава.
Временные дороги не имеют нижнего строения и мощного покрытия, как капитальные. Временные дороги в карьере и на отвалах прокладываются бульдозерами с подсыпкой щебня на рыхлых породах со слабой несущей способностью.
Схема движения на дорогах в карьере строится с учетом правостороннего примыкания к главной трассе грузопотока от рабочих горизонтов отвала без пересечений и возможного обеспечения поточности движения.
- Карьерные перевозки
- Введение
- 1. Общие сведения об открытых горных работах
- 1.1. Сущность и основные понятия открытых горных работ
- 1.2. Характеристики перевозимых грузов
- 1.3. Производственные процессы на карьерах
- 1.4. Особенности организации карьерных перевозок
- 2. Карьерный автомобильный транспорт
- 2.1. Технология работы карьерного автомобильного транспорта
- 2.2. Карьерные автомобильные дороги
- 2.3. Подвижной состав карьерного автомобильного транспорта
- 2.4. Эксплуатационный расчет карьерного автомобильного транспорта
- 3. Карьерный железнодорожный транспорт
- 3.1. Технология работы карьерного железнодорожного транспорта
- 3.2. Рельсовые пути карьерного железнодорожного транспорта
- 3.3. Подвижной состав карьерного железнодорожного транспорта
- 3.4. Система сигнализации, централизации и блокировки
- 3.5. Эксплуатационный расчет карьерного железнодорожного транспорта
- 4. Карьерный конвейерный транспорт
- 4.1. Технология работы карьерного конвейерного транспорта
- 4.2. Оборудование карьерного конвейерного транспорта
- 4.3. Производительность карьерного конвейерного транспорта
- 5. Карьерный трубопроводный (гидравлический) транспорт
- 5.1. Технология работы карьерного трубопроводного транспорта
- 5.2. Оборудование карьерного трубопроводного транспорта
- 5.3. Производительность карьерного трубопроводного транспорта
- 6. Организация работы комбинированного транспорта на карьерах
- 6.1. Комбинация автомобильного транспорта с железнодорожным
- 6.2. Комбинация автомобильного транспорта с конвейерным
- Литература