3.1. Технология работы карьерного железнодорожного транспорта
Железнодорожный транспорт получил большое распространение на карьерах России и за рубежом. Он используется как при мощных грузопотоках, так и при незначительных. Глубина разработки с применением железнодорожного транспорта достигает 250 м, а в отдельных случаях и более. Расстояние внутрикарьерного транспортирования составляет 2 – 5 км, а с учетом поверхности достигает 12 – 15 км и более.
Принцип работы железнодорожного транспорта заключается в перемещении горной массы в вагонах к месту разгрузки локомотивами. Порожние составы со станций направляются в забой под погрузку к экскаватору, который к моменту подхода порожняка должен закончить грузить состав.
Ввиду того, что на карьере в работе находится много экскаваторов, информация о состоянии погрузки составов централизована. Она накапливается у диспетчера через радиосвязь. Диспетчер по своему опыту или с помощью ЭВМ определяет время, необходимое для окончания погрузки состава у каждого экскаватора, и время движения к нему порожнего состава. Исходя из минимума простоев экскаваторов и подвижного состава он определяет маршрут порожняку.
При движении груженого состава из карьера локомотив находится в голове поезда, при подаче порожнего состава в забой – в конце поезда.
Погрузку начинают с последнего вагона периодической передвижкой состава по сигналу машиниста экскаватора. Разгрузка на отвале начинается с первого вагона поезда.
После отработки заходки на горизонте или заполнения полосы на отвале железнодорожные пути передвигаются. Передвижка пути при разработке скальных пород является многооперационным и трудоемким процессом. Он выполняется в зависимости от механизации с разборкой пути или без нее.
Процесс передвижки пути с разборкой заключается в планировке трассы, разборке звеньев пути и последовательном их перемещении железнодорожным краном на новую трассу, перемещении опор канатной сети, соединении звеньев, рихтовке по оси пути и выравнивании пути в горизонтальной плоскости, подштопке и устранении повреждений крепления рельсов к шпалам, которые происходят при отрыве шпальной клетки от земляного полотна, особенно в зимнее время.
Достоинствами железнодорожного транспорта являются высокая надежность, возможность перевозить практически любые насыпные грузы, малая зависимость его эффективности от климатических условий, возможность достижения высокой производительности за счет пропуска большого числа поездов и увеличения массы поезда до 1500 – 2000 т, относительно низкие удельные затраты на транспортирование, большой срок службы оборудования, возможность использования любых типов энергии и локомотивов, незначительное негативное воздействие на окружающую среду.
Недостатками железнодорожного транспорта, ограничивающими область его применения, являются большая протяженность фронта работ (не менее 300 – 500 м), значительные радиусы поворота (не менее 80 – 100 м), незначительные подъемы (40 – 60‰), значительные затраты на перемещение рельсошпальной решетки и контактной сети, малая механизация вспомогательных работ, большие капитальные затраты и др..
Средствами железнодорожного транспорта являются рельсовые пути и подвижной состав.
- Карьерные перевозки
- Введение
- 1. Общие сведения об открытых горных работах
- 1.1. Сущность и основные понятия открытых горных работ
- 1.2. Характеристики перевозимых грузов
- 1.3. Производственные процессы на карьерах
- 1.4. Особенности организации карьерных перевозок
- 2. Карьерный автомобильный транспорт
- 2.1. Технология работы карьерного автомобильного транспорта
- 2.2. Карьерные автомобильные дороги
- 2.3. Подвижной состав карьерного автомобильного транспорта
- 2.4. Эксплуатационный расчет карьерного автомобильного транспорта
- 3. Карьерный железнодорожный транспорт
- 3.1. Технология работы карьерного железнодорожного транспорта
- 3.2. Рельсовые пути карьерного железнодорожного транспорта
- 3.3. Подвижной состав карьерного железнодорожного транспорта
- 3.4. Система сигнализации, централизации и блокировки
- 3.5. Эксплуатационный расчет карьерного железнодорожного транспорта
- 4. Карьерный конвейерный транспорт
- 4.1. Технология работы карьерного конвейерного транспорта
- 4.2. Оборудование карьерного конвейерного транспорта
- 4.3. Производительность карьерного конвейерного транспорта
- 5. Карьерный трубопроводный (гидравлический) транспорт
- 5.1. Технология работы карьерного трубопроводного транспорта
- 5.2. Оборудование карьерного трубопроводного транспорта
- 5.3. Производительность карьерного трубопроводного транспорта
- 6. Организация работы комбинированного транспорта на карьерах
- 6.1. Комбинация автомобильного транспорта с железнодорожным
- 6.2. Комбинация автомобильного транспорта с конвейерным
- Литература