logo search
Archive / Для_АПб / _Лекции_Карьерные перевозки_АПб_13

3.1. Технология работы карьерного железнодорожного транспорта

Железнодорожный транспорт получил большое распространение на карьерах России и за рубежом. Он используется как при мощных грузопотоках, так и при незначительных. Глубина разработки с применением же­лезнодорожного транспорта достигает 250 м, а в отдельных случаях и более. Расстояние внутрикарьерного транспортирования составляет 2 – 5 км, а с учетом поверхности достигает 12 – 15 км и более.

Принцип работы железнодорожного транспорта заключается в перемещении горной массы в вагонах к месту разгрузки локомотивами. Порожние составы со станций направля­ются в забой под погрузку к экскаватору, который к моменту подхода по­рожняка должен закончить грузить состав.

Ввиду того, что на карьере в работе находится много экскаваторов, информация о состоянии погрузки составов централизована. Она накапливается у диспетчера через радиосвязь. Диспетчер по своему опыту или с помощью ЭВМ определяет время, необходимое для окончания погрузки состава у каждого экскаватора, и время движения к нему порожнего состава. Исходя из минимума простоев экскаваторов и подвижного состава он определяет маршрут порожняку.

При движении груженого состава из карьера локомотив находится в голове поезда, при подаче порожнего состава в забой – в конце поезда.

Погрузку начинают с последнего вагона периодической передвижкой состава по сигналу машиниста экскаватора. Раз­грузка на отвале начинается с первого вагона поезда.

После отработки заходки на горизонте или заполнения полосы на отвале железнодорожные пути передвигаются. Передвижка пути при разработке скальных пород является многооперационным и трудоемким процессом. Он выполняется в зависимости от механизации с разборкой пути или без нее.

Процесс передвижки пути с разборкой заклю­чается в планировке трассы, разборке звеньев пути и последовательном их перемещении железнодорожным краном на новую трассу, перемещении опор канатной сети, соединении звеньев, рихтовке по оси пути и выравнивании пути в горизонтальной плоскости, подштопке и устранении повреждений крепления рельсов к шпалам, которые происходят при отрыве шпальной клетки от земляного полотна, особенно в зимнее время.

Достоинствами железнодорожного транспорта являются высокая на­дежность, возможность перевозить практически любые насыпные грузы, ма­лая зависимость его эффективности от климатических условий, возможность достижения высокой производительности за счет пропуска большого числа поездов и увеличения массы поезда до 1500 – 2000 т, относительно низкие удельные затраты на транспортирование, большой срок службы оборудова­ния, возможность использования любых типов энергии и локомотивов, незначительное негативное воздействие на окружающую среду.

Недостатками железнодорожного транспорта, ограничивающими об­ласть его применения, являются большая протяженность фронта работ (не менее 300 – 500 м), значительные радиусы поворота (не менее 80 – 100 м), незна­чительные подъемы (40 – 60‰), значительные затраты на перемещение рель­сошпальной решетки и контактной сети, малая механизация вспомогатель­ных работ, большие капитальные затраты и др..

Средствами железнодорожного транспорта являются рельсовые пути и подвижной состав.