Этапы развития логистики и основные факторы, способствовавшие этому развитию.
Этапы формирования и развития логистики
Логистика как наука и практика возникла в начале XIX века. Процесс ее эволюции сопровождался рядом исторических, экономических, социальных и технических преобразований, приведших ее к бурному развитию в настоящее время.
Родоначальником логистики считается французский военный специалист барон де Джомени (1779-1869), который определил ее как «практическое искусство движения войсками». Он утверждал, что логистика включает широкий круг вопросов по планированию, управлению и снабжению, определению мест дислокации войск, путей передвижения, и строительства.
Логистика как сформировавшаяся наука получает развитие в военном деле с середины XIX зека. В широких масштабах ее практические принципы реализовались уже в XX столетии. Становление логистики в той форме, которая известна сегодня, произошло при организации военного снабжения в годы второй мировой войны. Именно способность быстро и эффективно оперировать перемещением военных сил и средств, людей, техники, боеприпасов, топлива, медикаментов, обмундирования, продовольствия привела страны антигитлеровской коалиции к победе.
Первый этап: 1950-1960
Послевоенный период характерен развертыванием США значительного числа военных баз на отдаленных зарубежных территориях. США пришлось решать задачи оперативного, маневренного и оптимального обеспечения контингента войск необходимыми людскими и материальными ресурсами.
Рассматривая развитие логистики, экономист Дональд Бауэрсокс отмечал, что она возникла как реализация ряда проблем маркетинга в 50-60-е годы. П. Друкер (консультант по менеджменту) сформулировал проблему организационной структуры логистики и предложил компаниям сфокусировать внимание на возможных решениях. В 1960 году он писал: «Сегодня мы знаем о логистике примерно столько, сколько современники Наполеона знали об Африке. Мы знаем, что она существует. Мы знаем, что она большая. И это все». В своей статье он отмечает, что логистика является последним барьером на пути управления к достижению более полной эффективности производственно-хозяйственной деятельности компаний.
На ранних этапах развития промышленности товары были однообразными и основное внимание при их производстве уделялось функциональным качествам, т.е. практически они были идентичны. Но с развитием маркетинга компании становились все более искушенными в удовлетворении требований различных сегментов рынка. Появилось разнообразие в размере, цвете, упаковке и других деталях, что вызвало повышение уровня продаж.
Изменения в характеристиках товаров привели к тому, что их изготовители и продавцы стали оперировать значительным количеством вариаций принципиально однообразной продукции, что потребовало увеличения складских площадей. Одновременно возникла необходимость увеличения объема запасов, так как изготовители не были уверены в предпочтениях клиентов. Это привело к резкому возрастанию затрат и подтолкнуло компании к организации служб логистики. В дополнение к увеличившимся затратам на хранение выросли транспортные тарифы. Изменения создали предпосылки для развития логистики.
Утверждение концепции: 1960-1970
К 60-м годам логистика получила достаточное признание. Одним из факторов, повлиявших на ее дальнейшее утверждение, стала возрастающая заинтересованность в обслуживании покупателей или оказании им сервисных услуг, в олигополистических рыночных структурах. К примеру, в США в этот период рынок оказался разделенным между несколькими крупными компаниями.
Более мелкие фирмы не могли конкурировать, отвоевывать свою долю рынка, так как крупные компании безболезненно воспринимали снижение цен, а при их повышении обычным результатом становилось сокращение дохода при том же объеме продаж. Тогда конкуренция сместилась в сторону улучшения сервиса. К примеру, сокращение времени цикла заказа повлияло на сокращение среднего запаса товаров, что, соответственно, вело к снижению затрат.
Последним фактором концептуализации логистики явилось развитие компьютерной техники и разработка различных моделей контроля запасов, что позволило более эффективно управлять системами логистики и снижать затраты по различным направлениям деятельности.
В этот период появились условия для разработки теоретического обоснования логистики, ее научных основ.
Изменение приоритетов и моделей: 1970-1980
70-е годы были чрезвычайно важным периодом в продолжавшемся развитии логистики. В это время внимание к ней привлекли такие факторы, как энергетический кризис, снижение деловой активности, увеличение процентных ставок и обострение международной конкуренции в сфере готового продукта (автомобили, телевизоры, стереоаппаратура, одежда и др.). Это заставило изготовителей улучшить контроль за затратами как в сфере производственно-хозяйственной деятельности, так и в сфере транспортного и складского хозяйства, стремиться к увеличению объема продаж посредством логистики. Еще одним фактором стала миграция населения как в отдельных странах (например, перемещение населения между штатами в США), так и между ними (перемещение населения из стран Восточной Европы и африканских).
Очевидно, что знание и учет этих факторов имели важное значение для оценки конкуренции на рынке и обеспечения производства трудовыми ресурсами. При этом необходимость регуляции транспортных потоков, процессов складирования заставила компании вновь обратить серьезное внимание на логистику.
Экономическое и техническое развитие: 1980-1990
Предыдущие этапы создали необходимые условия для формирования логистики и признания ее возможностей, но все же были только определенной подготовкой к процессу, который начался в 80-х годах. В течение этого десятилетия на развитие логистики оказали влияние, во-первых, глобализация бизнеса, во-вторых, изменение инфраструктуры, в-третьих, структурные изменения в бизнесе, в-четвертых, значительное развитие технологий.
Интернационализация бизнеса повлияла как на внутреннюю, так и на внешнюю деятельность компаний. Они стали использовать зарубежные источники материально-технического обеспечения, осваивать международные рынки, разрабатывать маркетинговые стратегии, предусматривать взаимные поставки сырья и материалов, совместное их складирование.
В этих условиях усложняется и становится более комплексной как логистика в целом, так и отдельные ее составляющие. Так, например, чтобы осуществлять международные перевозки, потребовалось разработать сложную единую систему документации, общие стандарты.
Внешний аспект глобализации бизнеса выразился в интеграции внутренних и внешних рынков и развитии отношений с поставщиками в перспективе на их полную интеграцию.
Значительные изменения, происшедшие в банковской сфере и информационных коммуникациях, также оказали на развитие логистики определенное влияние, что в частности проявилось в переходе к компьютерной сети и децентрализации компьютеров на фирмах. В 1980-1990 годы многие компании организовывали специальные службы логистики. Как видим перемены дали импульс дальнейшему развитию систем логистики, которое набирает темп в наши дни.
Факторы развития логистики
На развитие логистики оказали влияние экономические факторы:
В связи с расширением внешнеэкономических связей возросли временные и денежные издержки обращения. Для их сокращения необходимы новые формы оптимизации рыночной деятельности.
Развитие рынка потребителя повысил требования к качественным характеристикам распределения. Фирмам-изготовителям необходимо соблюдать интересы клиентуры по срокам изготовления заказов и графикам поставок, оптимизировать партии поставок, схемы маршрутов, размещение складов и пр.
Создание гибких производственных систем, которые обеспечивают быстрый переход предприятия на изготовление товаров, удовлетворяющих потребителя;
унификация правил и норм по поставке товаров во внешнеэкономической деятельности;
создание теории систем и компромиссов для решения экономических задач;
ускорение НТП, внедрение ЭВМ.
- История логистики
- Понятие и определение логистики
- Структура логистики как технико-экономической системы
- Классификация логистики по видам предпринимательства
- Система логистики промышленного предприятия
- Понятие и параметры грузопотока
- Характеристика логистической цепи
- Типы складов и грузовых терминалов в логистических цепях
- 1. Материальные склады.
- 2. Производственные склады.
- 3. Склады готовой продукции.
- Назначение складов в логистической цепи
- Определение логистики; ключевое понятие, входящее в определения; правила логистики «Система 6r».
- Этапы развития логистики и основные факторы, способствовавшие этому развитию.
- Место логистики в современной экономике.
- Основные задачи логистики.
- Функции и активности логистики.
- Основные логистические активности и их роль в снижении издержек.
- Особенности видов транспорта.
- Материальный поток и его параметры.
- Конкурентные преимущества транспортно-логистического комплекса Санкт-Петербурга.
- Предпосылки и факторы развития логистики
- I. Развитие конкуренции, вызванное переходом от рынка продавца к рынку покупателя повлияло на развитие логистики
- II. Усложнение системы рыночных отношений и повышение требований к качеству процессов распределения продукции
- III. Энергетический кризис 70-х годов XX века
- IV. Научно-технический прогресс в создании гибких автоматизированных производств
- V. Научно-технический прогресс в области средств связи и информатики
- VI. Разработка теории систем и теории компромиссов
- VII. Унификация правил и норм внешнеэкономической деятельности, стандартизация параметров технических средств в различных странах
- Место логистики в системе хозяйства на разных уровнях
- Определение и классификация понятий логистики
- Потоки в логистике (классификация, функции и показатели)
- Интермодальность, интермодальные перевозки и маршруты
- Проблемы транспортной логистики
- Транспортно-логистические терминалы и комплексы
- Транспортно-логистический центр и логист-оператор
- Транспортный бизнес в логистическом ключе
- Место и роль грузовых операций в системе перевозки грузов
- Технологическая схема доставки груза и ее анализ
- Классификация и основные характеристики грузов
- Машины и устройства, применяемые для выполнения грузовых операций
- Определение «груз». Транспортная классификация грузов.
- Перевозка грузов в транспортных пакетах.
- Транспортные характеристики грузов.
- Физико-химические свойства грузов.
- Свойства грузов, связанные с изменением температур. Профилактические меры смерзаемости, способы восстановления сыпучести смерзшихся грузов.
- Объемно-массовые характеристики грузов.
- Характеристики опасности грузов.
- Понятия «тара» и «упаковка».
- Виды транспортной тары.
- Зоны и степени негабаритности грузов.
- Силы, действующие на груз при перевозке.
- Классификация средств крепления.
- Элементы крепления грузов.
- Природа и химический состав скоропортящихся продуктов
- Процессы, происходящие со скоропортящимися грузами
- Микробиальные процессы
- Ферментные процессы
- Виды и причины порчи
- Способы консервации скоропортящегося груза
- Непрерывная холодильная цепь
- Структура непрерывной холодильной цепи
- Виды холодильных складов
- Система государственного регулирования вэд в России
- Россия и вто
- История вступления России в вто
- Плюсы и минусы от вступления в вто для экономики России
- Законодательство, регламентирующее вэд в России