logo search
Механическая часть электровоза ВЛ10

Букса электровоза вл-10

Буксы бесчелюстные двухповодковые с роликовы­ми подшипниками являются узлами высокой точности изготовле­ния. Через буксы на колесные пары передается вертикальная на­грузка от подрессорной массы электровоза, а от колесных пар на рамы тележек придаются усилия тяги, торможения и боковые горизонтальные усилия.

Конструктивно бесчелюстная букса выполнена в виде корпу­са 21, отлитого из стали 25Л-II, с четырьмя приливами для креп­ления тяг с сайлентблоками и двух приливов с проушинами для крепления в них рессоры. Эти приливы расположены в нижней части корпуса. Внутри корпуса размещены роликовые подшип­ники 5 типов 2052536ЛМ наружные и 2042536ЛМ внутренние раз­мером 320x180x86 мм. Внутренние кольца подшипников наса­живают на буксовую шейку оси в горячем состоянии при темпера­туре 100—120 °С.

Натяг колец подбирают в холодном состоянии до нагрева, и он должен быть выдержан в пределах 0,04—0,00 мм. Нагревают кольца в масляной ванне. Наружные кольца подшипников уста­новлены в корпусе по скользящей посадке с зазором 0,00 0,14 мм. Как внутренние, так и наружные кольца подшипников разделены между собой дистанционными кольцами 6. Внутренние кольца подшипников через упорное кольцо наружного подшипника стя­гивают гайкой 19, которая стопорится планкой 20, закрепленной двумя болтами М16 в специальном пазу на торце осп. Осевой раз­бег двух спаренных подшипников должен быть и пределах 0,5— 1,0 мм. Достигается он подбором толщины наружного дистанци­онного кольца.

Радиальный зазор подшипников в свободном состоянии дол­жен быть 0,11 0,175 мм. Разность радиальных зазоров двух спа­ренных подшипников в свободном состоянии не более 0,03 мм.

С внутреннего торца букса закрыта кольцом 2, насаженным на предподступичную часть оси, и крышкой 3. Выточки в кольце и крышке образуют лабиринт, предохраняющий от попадания в полость буксы пыли, инородных тел и от вытекания смазки из буксы. Как с передней стороны буксы, так и с задней под крыш­ки 3 и 18 ставят уплотнение из резиновых колец круглого сечении.

Пространство в лабиринте задней крышки, между задней крышкой и подшипником, между подшипниками и передней крыш­кой, а также в самих подшипниках заполняют консистентной смазкой ЖРО по ТУ 32ЦТ-520—73. Общее количество смазки составляет 3,5—4 кг. Как избыток смазки, так и ее недостаток вызывает повышенный нагрев буксы и усиленный износ подшип­ников. Смазку добавляют через отверстие в боковой части кор­пуса буксы, закрытое пробкой.

Передача тягового и тормозного усилий от корпуса буксы на раму тележки происходит через тяги 16, которые одним своим шар­ниром прикреплены к приливам корпусов букс, а другим — к крон­штейнам рамы тележки. Шарниры тяг выполнены в виде резинометаллических валиков резинометаллических шайб

Буксы колесных пар с правой стороны по направлению дви­жения имеют передние крышки с фланцами для установки на них червячных редукторов привода скоростемера. Монтаж, демонтаж и уход за буксами в эксплуатации производят согласно Инструк­ции по содержанию и ремонту роликовых подшипников локомо­тивов и моторвагонного подвижного состава.

Для правильной установки собранной колесной пары с букса­ми в тележку, чтобы поперечная ось колесной пары по отношению к продольной оси тележки заняла среднее положение, регулируют размер между серединой оси колесной пары, нанесенной керном, и внутренним торцом длинного поводка (без шайбы). Этот размер должен быть 986±1 мм; получают этот размер отпусканием и за­тяжкой соответствующих болтов на крышках букс. После регули­ровки все болты на крышках окончательно подтягивают.

С целью уменьшения износа и выхода из строя моторно-осевых подшипников тягового двигателя на буксе с торца каждой оси колесной пары устанавливают токоотводящее устройство. Впервые токоотводящее устройство было установлено на ТЭВЗ с электровоза № 484, на НЭВЗ—с электровоза № 916.

Через стопорную планку на торце оси болтами (М16) за­креплено лабиринтное кольцо, а. к нему контактный диск. Лабиринтное кольцо 2 относительно буксовой шейки в радиаль­ном направлении центрируется по цилиндрической поверхности в оси колесной пары. В оси имеется расточка диаметром 70А4 в которую входит выступ лабиринтного кольца диаметром 70ПрЗа. В лабиринтном кольце имеются циковки, в которые при установке кольца вкладывают пружинные шайбы 16Н65Г06 ГОСТ 6402—70. Эти шайбы при затяжке болтов прижимают к пазу оси стопор­ную планку, а лабиринтное кольцо прижимается к торцу оси. В местах контакта стальных деталей проложены прокладки из мяг­кой меди . С электровоза № 1103 для лучшего контакта лаби­ринтного кольца к торцу оси токоотводящее устройство устанавливают на не клейменный торец оси колесной пары. Болты за­фиксированы стопорными планками,

К специальной передней крышке 18 через изоляционную шай­бу закреплен плитой корпус болтами 9, (М16), изготовленными из стали 35ХГСА. В местах установки болтов для полной изоля­ции корпуса установлены изоляционные втулки. Болты стопо­рятся специальной стопорной планкой путем отгибания усиков на грани болтов. Необходимо следить, чтобы стопорная планка 8 не касалась корпуса. Корпус токоотводящего устройства за­крыт крышкой.

В корпусе, под углом 120° расположены три щеткодержате­ля. Щеткодержатель состоит из латунного корпуса, в кото­ром установлена цилиндрическая щетка марки МГС-21. Гибкие провода щетки выведены через овальное отверстие в гайке щетко­держателя и закреплены на ней двумя болтами М10. Нажатие на щетку осуществляется винтовой цилиндрической пружиной сжа­тия. Нажатие ни щетку высотой 57 мм должно быть в пределах 6,35—7,75 кгс, на щетку высотой 25 мм 4,6 6,1 кгс. Высоту щетки в эксплуатации замеряют через отверстие в гайке щетко­держателя специальным указателем износа, входящим в комп­лект инструмента электровоза. Для предотвращения попадания смазки в зону контакта щеток при заправке буксы смазкой в экс­плуатации необходимо пробку вывернуть.

При каждом техническом обслуживании необходимо тщатель­но проверить крепление крышки и корпуса. Ослабленные болты подтянуть и вновь зафиксировать.

  1. Ось колесной пары

  2. Лабиринтное кольцо

  3. Крышка

  4. Уплотнительное кольцо

  5. Подшипник

  6. Дистанционное кольцо

  7. Штифт

  8. Шайба

  9. Упорная шайба

  10. Торцовый амортизатор

  11. Втулка

  12. Резиновая втулка

  13. Дистанционное кольцо

  14. Валик амортизатора

  15. Болт

  16. Поводок

  17. Упорное кольцо

  18. Крышка буксы

  19. Гайка оси колесной пары

  20. Стопорная планка

  21. Корпус буксы

  22. Шплинт

  23. Гайки

  24. Кронштейн рамы

  25. Букса

  26. Щеткодержатель

  27. Корпус щеткодержателя

  28. Корпус токосъемного устройства

  29. Щетка

  30. Лабиринтное кольцо

  31. Специальная передняя крышка буксы

  32. Пробка

  33. Прокладка

  34. Контактный диск

  35. Крышка токоотводящего устройства

  36. Изоляционная прокладка

  37. Поводок скоростемера

  38. Привод скоростемера

  39. Табличка

  40. Специальная крышка буксы