2.4. Эксплуатационный расчет карьерного автомобильного транспорта
Производительность автомобильного транспорта зависит от грузоподъемности автосамосвала и скорости его движения, поэтому расчет параметров автотранспорта в конкретных горнотехнических условиях производится в следующем порядке: выбирается тип автосамосвала, затем рассчитывается скорость движения, время погрузки, движения, рейса и парк машин.
При выборе типа (грузоподъемности) автосамосвала руководствуются следующими соображениями.
При большей мощности карьера, больших глубинах, расстояниях транспортирования и повышенных уклонах предпочтительно выбирать машины с большей удельной мощностью и грузоподъемностью. Вместе с тем необходимо учитывать, что как по прочности, так и по организационным соображениям в кузове автосамосвала должно помещаться 3 – 5 ковшей экскаватора (погрузчика).
При прочих равных условиях число погружаемых ковшей определяется расчетной величиной плотности транспортируемой горной массы. Как правило, для пород малой плотности число погружаемых ковшей лимитируется объемом кузова автосамосвала; для пород большей плотности – его грузоподъемностью.
Число ковшей экскаватора, помещающихся в кузов автосамосвала по объему:
nк′ = Vшап / (Vк Кн.к. Ку), (2.1)
где Vшап – объем кузова автосамосвала с шапкой, м3; Vк – объем ковша экскаватора, м3; Кн.к. – коэффициент наполнения ковша; Ку – коэффициент уплотнения горной массы в кузове.
Число ковшей, помещающихся в кузов автосамосвала по грузоподъемности:
nк″ = (G Кр.к.) / (Vк Кн.к. ρц), (2.2)
где G – номинальная грузоподъемность автосамосвала, т; Кр.к. – коэффициент разрыхления горной массы в ковше; ρц – плотность горной массы в целике, т/м3.
Для дальнейших расчетов число ковшей принимают по минимальному значению и округляют до целого nк.
Тогда коэффициент использования грузоподъемности будет равен:
Кгр = nк / nк″. (2.3)
По требующейся грузоподъемности и вместимости автосамосвала выбирают конкретный типоразмер машины. В том случае, когда примерно равноценными оказываются несколько типов автосамосвалов, уточнение последнего производится или по минимуму приведенных затрат или с учетом особенностей конкретного карьера.
Скорость движения автосамосвала (км/ч) для каждого участка трассы определяют по динамической характеристике машины, либо по формуле:
V = (3,6 N ηтр ηо.м.) / (kсц Р g φ), (2.4)
где N – мощность первичного дизеля, кВт; ηтр – КПД трансмиссии; ηо.м. – коэффициент отбора мощности на вспомогательные механизмы автосамосвала; kсц - коэффициент сцепной массы; Р – полная масса автосамосвала, т; g – ускорение свободного падения, м/с2; φ – коэффициент сцепления колес с дорогой в тяговом режиме.
На забойных и отвальных участках пути правилами безопасности скорость движения ограничивается до 15 – 20 км/ч. На капитальных участках трассы возможная скорость движения автосамосвала ограничивается длиной тормозного пути при экстренном торможении, которая должна быть не менее расстояния видимости (20 – 100 м).
Тормозной путь автосамосвала (м):
Lт = (3,9 (1 + γ) V2) / (ω0 ± i + 1000 φт), (2.5)
где γ – коэффициент учета вращающихся масс при торможении; ω0 – основное сопротивление движению, Н/кН; i – уклон автодороги, ‰; φт - коэффициент сцепления колес с дорогой при торможении.
Техническая производительность автосамосвала (т/ч):
Qt = G nр Kгр, (2.6)
где nр – число рейсов в час.
Число рейсов в час зависит от продолжительности рейса (ч):
tр = (tгр + tпор) + tп + tр + tман, (2.7)
где tгр – время движения груженого автосамосвала,ч; tпор – время движения порожнего автосамосвала, ч; tп – время погрузки автосамосвала, ч; tр – время разгрузки автосамосвала, ч; tман – время, затрачиваемое на маневры в забое и пункте разгрузки, ч.
Время движения груженого и порожнего автосамосвалов (ч), соответственно:
tгр = (Lгр / Vгр) Кр; (2.8)
tпор = (Lпор / Vпор) Кр, (2.9)
где Lгр, Lпор – длина пути в грузовом и порожнем направлении, соответственно, км; Vгр, Vпор – скорость движения груженого и порожнего автосамосвала, соответственно, км/ч; Kр – коэффициент, учитывающий разгон и торможение автосамосвала.
Время погрузки автосамосвала (ч):
tп = nк tц / 3600, (2.10)
где tц – время цикла экскаватора (погрузчика), сек.
Длительность разгрузки автосамосвала складывается из времени подъема и опускания кузова.
Время маневров неизбежно занимает часть времени рейса. Данное время затрачивается на подъезды и установку машин к месту погрузки и разгрузки с необходимым маневрированием. Схемы подъезда к экскаватору и установки машин (сквозная, кольцевая, петлевая) определяются принятым порядком организации работ, размером рабочих площадок, состоянием дорожных подъездов.
Сменная эксплуатационная производительность автосамосвала (т/смену) учитывает длительность смены Т и коэффициент использования сменного времени Kи:
Qсм = Qt Т Ки. (2.11)
Рабочий парк автосамосвалов, необходимый для обслуживания одного экскаватора (погрузчика) в смену:
Nа = (Q / Qсм) fн.г., (2.12)
где Q – сменная эксплуатационная производительность экскаватора (погрузчика), т/см; fн.г. – коэффициент неравномерности суточного грузопотока.
Число автосамосвалов, необходимых для обслуживания одного экскаватора (погрузчика) должно быть целым; округление в меньшую сторону ведет к простою выемочно-погрузочной машины, в большую – к простою автосамосвалов. Неизбежность простоев обусловлена также многофакторностью технологических процессов на карьерах. В любом случае, время ожидания не должно превышать половины времени погрузки автосамосвала.
Инвентарный парк автосамосвалов:
Nи = Nр / Кт.г., (2.13)
где kт.г. – коэффициент технической готовности автосамосвалов.
Годовая эксплуатационная производительность автосамосвалов (т/год) определяется исходя из сменной производительности, по коэффициенту технической готовности и режима работы карьера:
Qгод = Qсм n Nгод kт.г., (2.14)
где n – число смен в сутки; Nгод – число рабочих дней в году.
- Карьерные перевозки
- Введение
- 1. Общие сведения об открытых горных работах
- 1.1. Сущность и основные понятия открытых горных работ
- 1.2. Характеристики перевозимых грузов
- 1.3. Производственные процессы на карьерах
- 1.4. Особенности организации карьерных перевозок
- 2. Карьерный автомобильный транспорт
- 2.1. Технология работы карьерного автомобильного транспорта
- 2.2. Карьерные автомобильные дороги
- 2.3. Подвижной состав карьерного автомобильного транспорта
- 2.4. Эксплуатационный расчет карьерного автомобильного транспорта
- 3. Карьерный железнодорожный транспорт
- 3.1. Технология работы карьерного железнодорожного транспорта
- 3.2. Рельсовые пути карьерного железнодорожного транспорта
- 3.3. Подвижной состав карьерного железнодорожного транспорта
- 3.4. Система сигнализации, централизации и блокировки
- 3.5. Эксплуатационный расчет карьерного железнодорожного транспорта
- 4. Карьерный конвейерный транспорт
- 4.1. Технология работы карьерного конвейерного транспорта
- 4.2. Оборудование карьерного конвейерного транспорта
- 4.3. Производительность карьерного конвейерного транспорта
- 5. Карьерный трубопроводный (гидравлический) транспорт
- 5.1. Технология работы карьерного трубопроводного транспорта
- 5.2. Оборудование карьерного трубопроводного транспорта
- 5.3. Производительность карьерного трубопроводного транспорта
- 6. Организация работы комбинированного транспорта на карьерах
- 6.1. Комбинация автомобильного транспорта с железнодорожным
- 6.2. Комбинация автомобильного транспорта с конвейерным
- Литература