logo search
Шпоры на ГОССы / автомобили

11. Устройство и работа коробки передач с делителем

Назначение КП – изменение скорости движения, обеспечение движения задним ходом, длительное отключение трансмиссии от двигателя. Чтобы обеспечить наиболее эффективную работу двигателя в определенном диапазоне частот коленчатого вала и получить необходимый ведущий момент на колесах при изменении нагрузки, в трансмиссию вводят КП с изменяемыми передаточными числами.

Трехвальная четырехступенчатая коробка. Первичный вал получает вращение от вала двигателя. Передний конец вторичного вала установлен на подшипнике в торце первичного вала. На промежуточном валу закреплены зубчатые колеса постоянного зацепления: переднее зубчатое колесо находится в зацеплении с зубчатым колесом первичного вала, три других находятся в постоянном зацеплении с зубчатыми колесами, установленными на роликовых подшипниках на вторичном валу. Заодно с колесами изготовлены прямозубые зубчатые венцы. На вторичном валу посредством шпонок закреплены зубчатые ступицы, на которых установлены скользящие зубчатые муфты.

Делитель - это дополнительная коробка передач, в которой поток мощности делится на две или три ветви. В ней больше зубчатых колес, которые имеют меньшие размеры, а следовательно, меньшие моменты инерции и окружные скорости. Применение таких схем объясняется желанием повысить срок службы трансмиссии при большой передаваемой мощности. Многоступенчатые трансмиссии создают на базе основной четырех-, пяти- или шестиступенчатой базовой соосной трехвальной коробки, присоединяя к ней дополнительную коробку. Обычно она имеет две передачи (прямую и понижающую) и обеспечивает удвоение числа передач. Применение трехступенчатой дополнительной коробки позволяет утроить число передач базовой коробки. Водитель в обоих случаях использует два органа управления: один базовой, другой дополнительной коробкой. Если передаточное число пониженной передачи в дополнительной коробке достаточно большое, чтобы увеличить общий диапазон, по крайней мере, вдвое, ее называют «демультипликатор». Если же она почти не увеличивает общий диапазон, а служит для получения «половинок» между передачами основной коробки, ее называют «делителем», имея в виду, что она делит имеющийся диапазон на большее число ступеней. Сегодня к базовой коробке часто пристыковываются две дополнительных – и спереди, и сзади. Естественно, одна из них является демультипликатором, другая – делителем.

Делитель имеет простую конструкцию и минимальное число зубчатых колес. КПД коробки с делителем практически не отличается от КПД базовой коробки, так как сохраняется число зубчатых зацеплений, передающих силовой поток. При передней установке недостатком делителя является увеличение крутящего момента на входе базовой коробки, что заставляет использовать в ее качестве более мощный, и соответственно, тяжелый агрегат. Эту проблему можно решить, установив делитель сзади, однако там обычно оставляют место для демультипликатора, установка которого спереди практически исключена из-за большого передаточного числа низшей передачи.

РАССКАЗАТЬ ГДЕ И КУДА ПРИСОЕДИНЕН ДЕЛИТЕЛЬ, КАК ОН РАБОТАЕТ, ПРИВЕСТИ КИНЕМАТИЧЕСКУЮ СХЕМУ

Автотранспортные средства