Заключение
Движение транспортных средств происходит в среде, состоящей из движущихся и неподвижных объектов. У каждого объекта свой характер движения, свое положение, своя окраска или другое особое свойство, из которых водитель черпает информацию для действий в системе «водитель – автомобиль – дорога – среда».
Главным оператором этой системы, несомненно, является водитель, который должен всегда предвидеть, в какой ситуации может оказаться, и знать, каким образом в ней действовать. Водитель должен быстро и точно реагировать на раздражители, оценивать значение окружающих объектов, технические данные автомобиля, которым он управляет, принимать правильное решение для выполнения маневрирования транспортным средством. Часто водителю приходится действовать мгновенно с целью предотвращения дорожно – транспортного происшествия.
Таким образом, можно сделать вывод, что система «водитель – автомобиль – дорога – среда» работает безотказно, если транспортное средство технически исправно и им управляет хорошо подготовленный водитель.
Дорожно – транспортные происшествия происходят либо из – за ошибок водителя, либо из – за технических неисправностей механизмов или систем автомобиля, или, в меньшей степени, из – за плохого состояния дорожного покрытия. Почти всегда существует решение, которое может указать выход из критической дорожной ситуации или хотя бы смягчить последствия. Неожиданных ситуаций для водителя может быть множество, поэтому дать рецепт на каждую из них практически невозможно. Но в любой дорожной ситуации первое и главное условие для водителя – не впадать в панику и не терять голову, из любой ситуации всегда есть выход.
ЛИТЕРАТУРА
1. Афанасьев Л.Л. и др. Конструктивная безопасность автомобиля. М.: Машиностроение, 1983.
2. Агапеев В.Е., Орловский Ю.П. Основы правоведения. Для водителей автотранспортных средств. М.: Транспорт, 1991.
3. Бабков В.Ф. Дорожные условия и безопасность движения. М.: Транспорт, 1988.
4. Вайсман А.И. Здоровье водителей и безопасность движения. М.: Транспорт, 1979.
5. Виноградов В.В. Учебник военного водителя. М.: «Узорочье», 2002.
6. Волошин Г.Я., Мартынов В.П., Романов А.Г. Анализ дорожно -транспортных происшествий. М.: Транспорт, 1987
7. Дьяков А.Б. Безопасность движения ночью. М.: Транспорт, 1984.
8. Жульнев Н. Учебник по правилам дорожного движения. М.: «Аверс», 2001.
9. Зеленин С.Ф. Правила дорожного движения для всех понятным языком. М.: «Русь Автокнига», 2001.
10. Зеленин С.Ф. Учебник по вождению автомобиля. М.: «Руср Автокнига, 2001.
11. Иларионов В.А., Куперман А.И., Мишурин В.М. Правила дорожного движения и основы безопасного управления автомобилем. М.: Транспорт, 1989.
12. Коноплянко В.И., Рыжов СВ., Воробьев Ю.В. Основы управления автомобилем и безопасность движения. М.: ДОСААФ, 1989.
13. Коноплянко В.И. Организация и безопасность дорожного движения. М.: Транспорт, 1991.
14. Коментарий к кодексу РСФСР об административных правонарушениях. Под редакцией И.И. Веремеенко, П.Г., М.С. Студеникиной. М.: «Проспект», 1997.
15. Литвинов А.С, Фаробин Я.Е. Автомобиль. Теория эксплуатационных свойств. М.: «Машиностроение», 1989.
16. Мелкий В.А. Дорожные знаки и разметка. М.: ДОСААФ, 1988.
17. Мишурин 6.М., Романов А.Н. Надежность водителей и безопасность движения. М.: Транспорт, 1990.
18. Печенкин Н.В., Шишов ВВ. Ответственность за нарушение Правил дорожного движения. М.: ДОСААФ, 1988.
19. Подчинок В.М., Рогозинников В.К., Ефимов В.В. Бейлин И.В. Методика обучения безопасному вождению автомобилей. М. Воениздат, 1994.
20. Правила дорожного движения Российской Федерации. Официальный текст. М.: Ливр, 2007.
21. Рассадин Б.Г. Водитель и право. Уголовная ответственность и гражданская ответственность. С.-П.: Геза Ком, 1998.
22. Салищева Н.Г. Комментарий к Кодексу РФ об административных правонарушениях. (Вводный). М.: Проспект, 2002.
Филимонов Сергей Вячеславович
Талышев Сергей Геннадьевич
Илясов Юрий Викторович
ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ
ТРАНСПОРТНЫМИ СРЕДСТВАМИ
И БЕЗОПАСНОСТЬ ДВИЖЕНИЯ
Учебное пособие
Редактор
Технический редактор
Корректор
Компьютерная верстка
_______________________________________________________
Издательство Пензенского государственного университета
- Основы управления
- Введение
- 1. Техника управления транспортным средством
- 1.1. Посадка водителя за рулем. Приемы действий органами управления.
- 1.2. Пуск двигателя и начало движения
- 1.3. Торможение автомобиля
- 2. Дорожное движение, его эффективность и безопасность
- 2.1. Понятие о системе «водитель–автомобиль–дорога–среда»
- 2.2. Безопасность транспортных средств
- Активная
- Эксплуатационные свойства
- 3. Профессиональная надежность водителя
- 3.1 Особенности профессиональной деятельности водителя
- 3.2. Надежность водителя и её составляющие
- 3.3. Факторы влияющие на надежность водителя
- 4. Психофизиологические и психические качества водителя
- 4.1. Особенности психофизиологические деятельности водителя
- 4.2. Этика водителя и его взаимоотношения с другими участниками дорожного движения
- 5. Эксплуатационные показатели транспортных средств
- 5.1. Силы, действующие на транспортное средство при движение
- 5.2. Понятие о тяговом балансе автомобиля
- 5.3. Торможение автомобиля
- 5.4. Устойчивость автомобиля
- 5.5. Управляемость автомобиля
- 5.6. Проходимость автомобиля
- 5.7. Информативность автомобиля
- 5.8. Обитаемость автомобиля
- 6. Действия водителя в штатных (критических) режимах движения. Дорожные условия и безопасность движения
- 6.1. Действия водителя в штатных режимах движения
- 6.2. Действия водителя в нештатных (критических) режимах движения
- 6.3. Виды и классификация автомобильных дорог.
- 7. Дорожно – транспортные происшествия
- 7.1. Классификация дорожно – транспортных происшествий
- 7.2. Причины и условия возникновения дорожно – транспортных происшествий
- 8. Оказание первой медицинской помощи
- 8.1. Основные представления о системах организма и их функционирования
- 8.2. Организационно – правовые аспекты оказания помощи пострадавшим при дорожно – транспортном происшествии
- 8.3. Общие принципы оказания первой медицинской помощи
- 8.4. Извлечение пострадавшего из машины, оценка его состояния
- Заключение
- 440026, Пенза, Красная, 40.