8.4. Извлечение пострадавшего из машины, оценка его состояния
Первую помощь при автомобильных травмах нередко приходится оказывать в весьма сложной и неблагоприятной обстановке. Это объясняется тем, что ДТП часто возникают в условиях интенсивного дорожного движения или в отдалённой местности на безлюдных дорогах, в жаркий летний день, дождь, туман, а зимой в снегопад, метель, мороз, в темное время суток и т. д. Подход к пострадавшему может быть затруднен, если двери и окна автомобиля невозможно открыть или тело зажато между деформированными частями автомобиля.
В таких случаях первоочередной задачей является извлечение пострадавшего из автомобиля или освобождение частей его тела. Это требует умения и большой осторожности, т.к. неумелое выполнение этих операций может усугубить тяжесть полученных травм и быть причиной гибели человека. Перед извлечением пострадавшего следует освободить от всего, что мешает этому. При этом следует особенно щадить пострадавшие части тела. Переносить пострадавшего лучше всего на носилках. Если нет носилок, их можно сделать из подручного материала, например на две березовые жерди натянуть брезент, мешки, рогожу, одеяла и т. д.
Первая доврачебная медицинская помощь направлена на облегчение страданий человека и подготовку его к эвакуации в лечебное учреждение. Если есть возможность, то одновременно с оказанием доврачебной помощи следует вызвать скорую медицинскую помощь или медицинского работника.
Необходимо учитывать, что возникающая при травме угроза жизни человеку может нарастать. Промедление с оказанием первой помощи в таких случаях может привести к смерти пострадавшего. Кроме того, своевременно и правильно оказанная первая помощь предупреждает осложнения, положительно влияет на дальнейшее восстановление нарушенных функций и сокращает сроки восстановления работоспособности пострадавшего.
При тяжёлой травме и большой кровопотере неподвижность находящегося в бессознательном состоянии пострадавшего, отсутствие у него пульса и дыхания создают впечатление, что он умер и оказание медицинской помощи бесполезно. Однако такое заключение может быть ошибочным, так как при резком угнетении жизненных функций признаки жизни могут быть выявлены только при тщательном обследовании. В этих целях необходимо найти пульс, послушать сердце, поднести ко рту зеркало, которое запотевает даже при слабом дыхании. Признаком жизни является и реакция зрачков на свет. Необходимо раздвинуть веки и закрыть глаза рукой. При отнятии руки зрачок суживается. Если освещенность слабая, то следует поднести к глазу свет от фонарика или, соблюдая осторожность, зажженную спичку. При приближении света зрачок суживается, при удалении расширяется.
Однако даже при отсутствии признаков жизни до прибытия медицинских работников следует бороться за жизнь человека.
Первоочередной задачей оказания доврачебной помощи является устранение опасности, угрожающей жизни пострадавшего. Такая опасность возникает при потере сознания, обильном кровотечении, нарушении сердечной деятельности и дыхания, шоке. Первую помощь при ДТП чаще всего оказывает водитель или пассажиры, которые не пострадали или получили более легкую травму, а также другие участники дорожного движения.
Пострадавшего необходимо уложить в безопасном месте. Если в холодное время года нет возможности занести его в теплое помещение, то пострадавшего следует уложить на настил из досок или веток, на сено, одежду и т. п. Затем надо ослабить стягивающие части одежды и внимательно осмотреть. Если пострадавший в сознании, он сам укажет место повреждения. Первую медицинскую помощь следует оказывать в такой последовательности: остановить кровотечение, угрожающее жизни; если отсутствует дыхание – приступить к искусственному дыханию; если не прощупывается пульс, то одновременно с искусственным дыханием проводить непрямой массаж сердца; обработать рану и наложить повязку, при переломах костей наложить шину.
- Основы управления
- Введение
- 1. Техника управления транспортным средством
- 1.1. Посадка водителя за рулем. Приемы действий органами управления.
- 1.2. Пуск двигателя и начало движения
- 1.3. Торможение автомобиля
- 2. Дорожное движение, его эффективность и безопасность
- 2.1. Понятие о системе «водитель–автомобиль–дорога–среда»
- 2.2. Безопасность транспортных средств
- Активная
- Эксплуатационные свойства
- 3. Профессиональная надежность водителя
- 3.1 Особенности профессиональной деятельности водителя
- 3.2. Надежность водителя и её составляющие
- 3.3. Факторы влияющие на надежность водителя
- 4. Психофизиологические и психические качества водителя
- 4.1. Особенности психофизиологические деятельности водителя
- 4.2. Этика водителя и его взаимоотношения с другими участниками дорожного движения
- 5. Эксплуатационные показатели транспортных средств
- 5.1. Силы, действующие на транспортное средство при движение
- 5.2. Понятие о тяговом балансе автомобиля
- 5.3. Торможение автомобиля
- 5.4. Устойчивость автомобиля
- 5.5. Управляемость автомобиля
- 5.6. Проходимость автомобиля
- 5.7. Информативность автомобиля
- 5.8. Обитаемость автомобиля
- 6. Действия водителя в штатных (критических) режимах движения. Дорожные условия и безопасность движения
- 6.1. Действия водителя в штатных режимах движения
- 6.2. Действия водителя в нештатных (критических) режимах движения
- 6.3. Виды и классификация автомобильных дорог.
- 7. Дорожно – транспортные происшествия
- 7.1. Классификация дорожно – транспортных происшествий
- 7.2. Причины и условия возникновения дорожно – транспортных происшествий
- 8. Оказание первой медицинской помощи
- 8.1. Основные представления о системах организма и их функционирования
- 8.2. Организационно – правовые аспекты оказания помощи пострадавшим при дорожно – транспортном происшествии
- 8.3. Общие принципы оказания первой медицинской помощи
- 8.4. Извлечение пострадавшего из машины, оценка его состояния
- Заключение
- 440026, Пенза, Красная, 40.