logo
outs

5.2. Понятие о тяговом балансе автомобиля

При движении автомобиля тяговая сила на ведущих колесах автомобиля в каждый данный момент времени равна сумме вне­шних сил сопротивления качению, силе сопротивления воздуха, силе сопротивления подъему и силе сопротивления разгону (силе инерции). Если это равенство записать в виде формулы, то полу­чим тяговый баланс автомобиля

Рис.5.3. График тягового баланса автомобиля

Изменение тяговой силы, подводимой к ведущим колесам, в зависимости от скорости движения автомобиля и включенной в коробке передач переда­чи показано на (рис. 5.3). Максимальная тяго­вая сила достигается на первой передаче. На каждой из передач тяго­вая сила имеет макси­мальное значение при определенной скорости, снижаясь далее как с по­вышением скорости, так и с ее уменьшением. Та­кой характер изменения тяговой силы определя­ется характером измене­ния крутящего момента Ме двигателя в зависи­мости от частоты враще­ния коленчатого вала.

Если на (рис.5.3) провести кривую, соответствующую силе Pf сопротивления качению, от нее отложить значение силы Pw сопротивления воздуха и про­вести кривую суммы этих сил, то получиться график тягового ба­ланса автомобиля. Этот график показывает, например, что при скорости V, отрезок аб равен силе Рг сопротивления качению, от­резок бв – силе Pw сопротивления воздуха, следовательно, отрезок ав равен сумме сил Рг и Pw.

Так как кривая суммы сил сопротивления в точке в пересекает кривую тяговой силы на V передаче, то в этой точке тяговая сила полностью затрачивается на преодоление сил сопротивления ка­чению и сопротивления воздуха, т.е автомобиль движется равно­мерно с максимально возможной скоростью при заданных дорож­ных условиях (при заданном коэффициенте сопротивления каче­нию).

При скорости V2 отрезок ав тоже равен сумме сил Pf и Pw, но в данном случае тяговая сила больше указанной суммы сил. Отре­зок вг представляет собой запас Рз тяговой силы, который может быть использован на ускорение движения автомобиля, преодоле­ние подъема и буксирование прицепа. Таким образом, график тя­гового баланса может быть использован при решении практичес­ких задач, т.е. для определения максимальной скорости движения автомобиля, максимального угла подъема дороги, массы букси­руемого прицепа и ускорения автомобиля при разгоне.