8.3. Общие принципы оказания первой медицинской помощи
В принципах организации и последовательности оказания медицинской помощи при ДТП предусмотрены три этапа этой помощи:
первый – на месте ДТП. Он включает самопомощь и взаимопомощь лицами, оказавшимися на месте происшествия, а также помощь вызванных медицинских работников; второй – при транспортировке пострадавших в лечебное учреждение;
третий – в лечебном учреждении.
Первая медицинская помощь представляет собой комплекс срочных мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья пострадавших при травмах, несчастных случаях, отравлениях и внезапных заболеваниях.
Время от момента травмы и до момента получения помощи должно быть предельно сокращено. Оказывающий помощь должен действовать решительно, но обдуманно и целесообразно.
Прежде всего необходимо принять меры к прекращению воздействия повреждающих факторов и оценить состояние пострадавшего. При осмотре сначала устанавливают, жив он или мертв, затем определяют тяжесть поражения, продолжается ли кровотечение. Во многих случаях попавший в беду человек теряет сознание. Оказывающий помощь должен уметь отличить потерю сознания от смерти.
Признаки жизни:
наличие пульса на сонной артерии. Для этого указательный и средний пальцы прикладывают к углублению на шее спереди от верхнего края грудинно – ключично – сосцевидной мышцы, которая хорошо выделяется на шее (рис.8.2);
наличие самостоятельного дыхания. Устанавливается по движению грудной клетки, по увлажнению зеркала, приложенного ко рту и носу пострадавшего (рис. 8.3);
реакция зрачка на свет. Если открытый глаз пострадавшего заслонить рукой, а затем быстро отвести ее в сторону, то наблюдается сужение зрачка. В темное время суток это можно проделать с использованием карманного фонарика (рис. 8.4); При обнаружении признаков жизни необходимо немедленно приступить к оказанию первой медицинской помощи.
Нужно выявить, устранить или ослабить угрожающие жизни проявления поражения: кровотечение, остановка дыхания и сердечной деятельности, нарушение проходимости дыхательных путей, сильная боль.
Следует помнить, что отсутствие сердцебиения, пульса, дыхания и реакции зрачков на свет еще не означает, что пострадавший мертв.
Оказание помощи бессмысленно при явных признаках смерти:
– помутнение и высыхание роговиц глаза;
– при сдавливании глаза с боков пальцами зрачок сужается и напоминает кошачий глаз (рис. 8.5);
Рис.8.2. Определение наличия пульса на сонной артерии | |
Рис.8.3. Определение наличия самостоятельного дыхания по увлажнению зеркала | |
Рис. 8.4. Реакция зрачка на свет | |
Рис. 8.5. Деформация зрачка – «кошачий глаз» | |
Рис.8.6. Трупные пятна | |
Рис.8.7. Автомобильная аптечка |
появление трупных пятен и трупного окоченения (рис. 8.6). Во всех случаях оказания первой помощи необходимо принять
меры по доставке пострадавшего в лечебное учреждение или вызвать «скорую помощь». Вызов медработника не должен приостанавливать оказание первой помощи. Вместе с тем следует помнить, что оказание первой медицинской помощи связано с определенным риском. При контакте с кровью и другими выделениями пострадавшего в некоторых случаях возможно заражение инфекционными заболеваниями, в т.ч. сифилисом, СПИДом, инфекционным гепатитом. Это ни в коем случае не освобождает от гражданской и моральной ответственности по оказанию медицинской помощи пострадавшим в ДТП, но требует знания и соблюдения простейших мер безопасности.
Для оказания первой медицинской помощи в дороге предусмотрено оснащение транспортных средств аптечкой (рис. 8.7) со следующим имуществом:
1. Обезболивающие, противовоспалительные и противошоковые средства при травме, шоке и ранении:
– анальгин 0,5 № 10 или его аналог;
– аспирин 0,5 №10;
– раствор сульфацил – натрия.
2. Средства при болях в сердце:
– нитроглицерин таб. № 40 или капсулы № 20;
– валидол, таблетки или капсулы.
3. Средства при обмороке:
– раствор аммиака.
4. Средства для дезинтоксикации при отравлениях:
– уголь активированный в табл. № 10 или энтеродез.
5. Средства при стрессовых ситуациях: корвалол.
6. Средства для остановки кровотечения, обработки и перевязки ран:
– атравматическая повязка с диоксидином или нитратом серебра для перевязки грязных ран;
– салфетки или губки коллагеновые стерильные с фурагином для остановки капилярного кровотечения и венозного или статин;
– лейкопластырь бактерицидный 2,5 х 7,5 см или 2 х 7 см; вата, 50 г;
– ножницы тупоконечные;
– жгут с дозированной компрессией для остановки артериального кровотечения;
– бинт стерильный 5x10;
– бинт нестерильный 5x10;
– бинт нестерильный 5x5;
– бинт эластичный трубчатый нестерильный №№ 1,2 и 3;
– лейкопластырная лента 1 х 250 см или 1 х 500 см;
– раствор йода спиртовой или раствор бриллиантовой зелени.
7. Обезболивающие средства при травме:
– портативный гипотермический (охлаждающий) пакет – контейнер.
8. Средства для сердечно – легочной реанимации при клинической смерти:
– устройство для проведения искусственного дыхания «рот – барьер – рот».
- Основы управления
- Введение
- 1. Техника управления транспортным средством
- 1.1. Посадка водителя за рулем. Приемы действий органами управления.
- 1.2. Пуск двигателя и начало движения
- 1.3. Торможение автомобиля
- 2. Дорожное движение, его эффективность и безопасность
- 2.1. Понятие о системе «водитель–автомобиль–дорога–среда»
- 2.2. Безопасность транспортных средств
- Активная
- Эксплуатационные свойства
- 3. Профессиональная надежность водителя
- 3.1 Особенности профессиональной деятельности водителя
- 3.2. Надежность водителя и её составляющие
- 3.3. Факторы влияющие на надежность водителя
- 4. Психофизиологические и психические качества водителя
- 4.1. Особенности психофизиологические деятельности водителя
- 4.2. Этика водителя и его взаимоотношения с другими участниками дорожного движения
- 5. Эксплуатационные показатели транспортных средств
- 5.1. Силы, действующие на транспортное средство при движение
- 5.2. Понятие о тяговом балансе автомобиля
- 5.3. Торможение автомобиля
- 5.4. Устойчивость автомобиля
- 5.5. Управляемость автомобиля
- 5.6. Проходимость автомобиля
- 5.7. Информативность автомобиля
- 5.8. Обитаемость автомобиля
- 6. Действия водителя в штатных (критических) режимах движения. Дорожные условия и безопасность движения
- 6.1. Действия водителя в штатных режимах движения
- 6.2. Действия водителя в нештатных (критических) режимах движения
- 6.3. Виды и классификация автомобильных дорог.
- 7. Дорожно – транспортные происшествия
- 7.1. Классификация дорожно – транспортных происшествий
- 7.2. Причины и условия возникновения дорожно – транспортных происшествий
- 8. Оказание первой медицинской помощи
- 8.1. Основные представления о системах организма и их функционирования
- 8.2. Организационно – правовые аспекты оказания помощи пострадавшим при дорожно – транспортном происшествии
- 8.3. Общие принципы оказания первой медицинской помощи
- 8.4. Извлечение пострадавшего из машины, оценка его состояния
- Заключение
- 440026, Пенза, Красная, 40.