logo
outs

3.2. Надежность водителя и её составляющие

Психологи под на­дежностью водителя понимают его способность безошибочно уп­равлять автомобилем в любых дорожных условиях в течение все­го рабочего времени. К основным факторам, определяющим на­дежность водителя, относятся его профессиональная пригодность, подготовленность и работоспособность.

Надежность водителя – это свойство сохранить параметры функционировании в пределах, обеспечивающих безопасность движения и соответствующих режимам движения и усло­виям использовании автомобиля. Надежность водителя – это слож­ное свойство, определяемое более простыми: безотказностью, вос­станавливаемостью, сохраняемостью, долговечностью. Остано­вимся на них более подробно.

Безотказность водители это свойство сохранять работоспо­собность в пределах установленных норм рабочего времени (ра­бочего дня) исчисляемою к часах. Безотказность водителя изме­няется в течение рабочего дня различным образом. Например, водитель 1 (рис.3.1,а) имеет более высокую вероятность рв бе­зотказной работы в начале рабочего дня, чем водитель 2. Однако к концу рабочего дня (ко времени t) эта вероятность становится меньше допустимой рв, так что надежность водителя 2 оказывает­ся более высокой.

Продолжительность рабочего дня для водителя может быть различной, но в качестве предельной некоторые исследователи рекомендуют продолжительность 11–12 часов.

По психофизиологической оценке состояния водителей, пер­вые 1,5 – 2,5 часа работы происходит «врабатываемость» орга­низма, после которой наступает период наибольшей работоспо­собности. В период «врабатываемости» вероятность безотказной работы водителя понижена. Водители могут неправильно оцени­вать уровень своей работоспособности, совершать рискованные маневры. Первые признаки снижения работоспособности появ­ляются через 4–5 часов и, постепенно нарастая, становятся зна­чительными после 6–8 часов работы. За счет компенсаторных механизмов организма определенный уровень работоспособнос­ти поддерживается до 9 – 10 часов работы. После этого компенса­торные возможности организма иссякают и происходит быстрое снижение работоспособности до уровня, недопустимого с точки зрения безопасности движения, или появляется сонливость.

а)

б)

в)

Рис. 3.1. Изменение вероятности безотказной работы водителя в течении: а – рабочего дня; б – недели; в – всего срока водительской деятельности.

Эта общая схема может изменяться в зависимости от ряда при­чин: возраста и состояния здоровья водителя, чередования рабо­ты и отдыха, вида транспортного средства, фактического време­ни пребывания за рулем автомобиля (например, обследование показало, что водитель грузового автомобиля, работающего в городе, был занят вождением фактически 5,5 ч, а водитель такси –23% рабочего времени провел в ожидании пассажиров на стоян­ке).

При управлении автомобилем в течении 7–12 часов водители совершают ДТП (вследствие засыпания) примерно в два раза чаще, чем при длительности работы до 7 часов. При пребывании за ру­лем свыше 12 часов число ДТП по той же причине увеличивается в 9 раз.

Восстанавливаемость – это свойство водителя восстанавливать свою работоспособность после установленных перерывов в работе. Восстанавливаемость имеет большое значение для обеспече­ния надежности деятельности профессиональных водителей.

Неполноценный отдых сказывается на уровне безотказности водителя в следующий рабочий день: почти у половины отмеча­ется появление сонливости во время вождения; водители, спящие перед сменой менее 6 часов, отмечают снижение внимания к кон­цу смены в 2,5 раза чаще, чем при продолжительности сна 8 ча­сов.

Восстанавливаемость работоспособ­ности водителя, при прочих равных условиях, в различные дни недели неодинакова: при работе в одну смену в первые дни неде­ли она меньше – происходит «врабатываемость» организма, по­добно тому, как это наблюдается в течение рабочего дня.

Примерные кривые изменения вероятности безотказной рабо­ты водителя в течение недели при ежедневной работе в одну смену и недоиспользовании обеденного перерыва приведены на (рис. 3.1,б).

Профессиональная долговечность – свойство водителя сохранять работоспособность до наступления предельного состояния (вы­ход на пенсию, переход на другую работу) с необходимыми пере­рывами, обусловленными режимом труда и отдыхи. Таким обра­зом, долговечность водителя относится к времени функциониро­вания t, исчисляемому обычно в годах (рис.3.1,в).

Момент наступления предельного состояния, т.е. величину профессиональной долговечности, устанавливает часто сам водитель. Если он считает, что оно наступило, то прекращает работать и ме­няет профессию, иногда задолго до пенсионного возраста.

Сохраняемость – свойство водителя сохранять параметры фун­кционирования после длительных перерывов в трудовой деятель­ности.

После длительных перерывов в вождении по тем или иным причинам происходит незаметная для водителя потеря професси­ональных навыков в управлении или их дестабилизация точка F на (рис. 3.1, в).