4.1. Особенности психофизиологические деятельности водителя
Оператором системы: «Водитель – автомобиль – дорога» является водитель, который должен всегда предвидеть, в какой ситуации он может оказаться, и знать, каким образом в ней действовать. Водитель должен быстро и точно реагировать на раздражители, оценивать значение окружающих объектов и постоянно переключать свое внимание с одного объекта на другой. Часто приходится действовать мгновенно, что далеко не каждому по силам.
С позиции психологии схема управления автомобилем такова. Через ощущения (в основном зрение и слух) водитель получает информацию из внешней среды. Внешние раздражители (сигнальные огни, звуки и т.д.) действуют на органы восприятия, где информация преобразуется в нервные импульсы, поступающие затем в центральную нервную систему – головной и спинной мозг. В мозгу принимается решение. К информации, полученной извне, добавляются из памяти ранее приобретенные знания, а также информация* поступающая в ходе действий через обратную связь, и только после этого вводится в работу нужная группа мускулов для совершения определенного движения. Кроме внешних раздражителей на действия водителя влияют внутренние (боль, эмоции и др.), которые также надо учитывать, потому что они могут зачастую привести в возникновению опасной ситуации.
Для примера рассмотрим ситуацию, когда в поле зрения водителя неожиданно появляется пешеход (рис.4.1).
Алгоритм действий водителя представлен на (рис.4.2). Информацию о пешеходе водитель получает с помощью зрения. Она преобразуется в нервные импульсы и направляется в головной мозг. Раздражители суммируются: с учетом опыта в мозгу составляется программа действий и принимается решение. Когда решение готово, нервные импульсы подаются к мускулам и они приводятся в действие.
В приведенном примере нога нажимает на педаль тормоза, затем на основании сигнала обратной связи имеется программа действий и мускулы получают новую команду в связи с изменением ситуации. Нога или сильнее нажимает на педаль, или прекращает нажим.
Быстрая реакция спасает от ДТП тех, кто должен принимать решения в условиях острого дефицита времени. У хорошего водителя прирожденные свойства нервной системы (динамичность возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность) должны соответствовать профессии. Исходя из этого водителей можно сгруппировать следующим образом табл.4.1.
Рис.4.1. Схема действий водителя |
Описание свойства нервной системы и способности, развивающиеся в повседневной деятельности, составляют совокупность качеств, необходимых водителю.
Реагирование. Реагирование является одним из основных компонентов любой деятельности человека. Быстрота же и точность реакции имеют особое значение в условиях дефицита времени. Человек не реагирует мгновенно, ибо от момента поступления информации до ввода в действие мышц проходит известное время, в течение которого анализируются и синтезируются подученные данные – время реакции. В лабораторных условиях оно составляет 0,1 – 0,Зс.
В дорожных условиях – когда водитель реагирует на несколько раздражителей, выбирая из них наиболее важные, время реакции соответственно увеличивается.
В нормальных рабочих условиях и при хорошем состоянии здоровья водителя время его реакции 0,8 – 1,0с. Из–за посторонних раздражителей время реакции может отличаться от вышеприведенного (табл.4.2).
Из таблицы 4.2. видно, что скорость реакции зависит от внимательности и нагруженности нервной системы.
Рис. 4.2. Алгоритм действий водителя при движении автомобиля |
В случае усталости время реакции увеличивается. То же происходит по мере старения, при интенсификации темпа работы, преобладании отрицательных эмоций и неправильном режиме дня. Время реакции уменьшается по мере повышения опыта работы и профессионализма.
Таблица 4.1
Характеристика водителей
Категория водителя |
Свойства нервной системы
|
А | Человек с крепкой нервной системой, уравновешенный, хорошо приспособляющийся к окружающее среде у которой процессы возбуждения и торможения находится в равновесии
|
Б | Человек с крепкой нервной системой, уравновешенный, который не столь хорошо приспосабливается. к окружающей среде, как первый, в нервной системе торможение преобладает над возбуждением |
В | Человек со слабой нервной системой нетерпеливый и чувствительный, у которого в зависимости от обстоятельств может преобладать то возбуждение, то торможение. Не совсем соответствует профессии водителя |
По причине недооценивания времени реакции происходят самые частые ДТП – столкновения. Столкновения можно избежать, если водитель:
– не забывает о своем времени реакции;
– умеет предвидеть обстоятельства, при которых движущий впереди водитель может неожиданно затормозить;
– учитывает свою скорость движения;
– умеет оценивать длину пути, проходимого за время реакции при различных скоростях движения (рис. 4.3, 4.4);
– правильно оценивает тормозные свойства своего ТС;
– при интенсивном движении следит не только за ТС, находящимся непосредственно перед собой, но и за находящимся дальше по ходу, чтобы хватило времени на переработку информации и совершение необходимых действий.
Таблица 4.2
Характеристика реакции водителей
Время реакции, с | Характеристика водителя |
0,6 – 0,8 | Водитель подготовлен к возникновению опасности, внимателен и готов тормозить |
0,7 – 0,9 | Водитель внимателен, но не готов к торможению |
1,0 – 1,1 | Внимание водителя сосредоточено на переключении передач, на обгоне, на наблюдений за второстепенной дорогой и т.д. |
1,4 –1,9 | Водитель не внимателен, рассматривает какой – либо предмет, беседует или ослеплен ярким светом |
Время реакции человека состоит из двух периодов: латентного (скрытого), который измеряется временем от момента появления раздражителя до начала движения, и моторного, измеряемого временем движения. В течение латентного периода протекают процессы, связанные с ощущением и восприятием, оценкой и прогнозированием обстановки, а также выработкой решения. Примерная продолжительность латентного периода простой реакции на свет составляет 0,2 с, а на звук – 0,14 с. Латентный период зависит от индивидуальных психофизиологических особенностей водителя, его состояния и опыта, а также от характера дорожно – транспортной ситуации. Время моторного периода зависит от сложности выполняемого действия, возраста водителя, а также от степени неожиданности сигнала. Среднее время моторного периода простой реакции (в лабораторных условиях) на красный сигнал водителя в возрасте 18–22 лет равно 0,48–0,56с в возрасте 45–60 лет – 0,78–1,9бс, а сложной реакции – соответственно 1,05–1,96 с и 1,59–2,61с.
Чем больше время реакции, тем труднее водителю реализовать действия по предупреждению аварийной обстановки. У различных водителей общее время реакции может отличаться в 3–4 раза. В практике есть случаи, когда один водитель, находясь в более сложных условиях, чем другой, на один и тот же сигнал реагирует быстрее.
В сложной дорожно – транспортной ситуации, когда водитель одновременно воспринимает три сигнала, время, затрачиваемое на переработку информации, увеличивается в среднем на 20%, а при семи сигналах – почти на 50% по сравнении
Чем выше интенсивность движения, тем больше объектов попадает в поле зрения водителя и тем сложнее ему оценить определенный сигнал и выбрать правильное решение. На дорогах с двумя или тремя полосами для движения в обоих направлениях наименьшее время реакции соответствует интенсивности 120–200 авт/ч, а наибольшее – при движении по свободной от транспортных средств дороге. Такая дорога характерна монотонностью, снижающей интенсивность внимания и эмоциональное напряжение водителя.
При движении по прямым участкам дороги без поворотов, подъемов и спусков из–за монотонности ухудшается способность водителя к восприятию обстановки, увеличивается продолжительность обнаружения сигнала.
Если прямые участки имеют протяженность 5 – 6 км и более, то человек ощущает сонливость, заторможенность. На участках, отличающихся монотонностью, интенсивность внимания и готовность у водителя резко снижены, возникновение опасной обстановки для него всегда неожиданно.
При увеличении скорости движения растет интенсивность внимания, в связи с чем время восприятия сигнала уменьшается. В некоторых опытах наименьшее время обнаружения сигнала наблюдалось при скорости движения 80 км/ч и более. При скорости 30–50 км/ч это время было больше в среднем на 25%. Однако это, конечно, не означает, что движение с более высокой скоростью менее опасно.
Увеличение скорости влечет за собой заметное сокращение поля концентрации внимания, что существенно ухудшает восприятие участков дороги, расположенных вне этого поля. Кроме того, транспортное средство за один и тот же промежуток времени три большей скорости перемещается на большее расстояние и оказывается ближе к опасному месту.
Изменение времени реакции при утомлении связано с изменением устойчивости внимания и скорости переработки информации. У водителя с большим профессиональным стажем лучше развиты навыки распределения внимания, а в памяти хранится больше сведений о типичных дорожно – транспортных ситуациях.
Рис. 4.3. Участки остановочного пути |
Рис. 4.4. Остановочный путь автомобиля в зависимости от скорости движения и состояния дорожного покрытия. Длина остановочного пути при торможении со скоростью 60 км/ч (сплошная линия) и скорости, при торможении с которых остановочный путь равен 40 м (прерывистая линия) |
Следовательно, ему требуется меньше времени для обнаружения сигнала и переработки информации, чем неопытному водителю (рис. 4.5). Водители, работающие постоянно на междугородных перевозках на загородных дорогах, перерабатывают информацию быстрее, чем водители, привыкшие к городским условиям работы. Быстрая и точная реакция водителя в критической дорожной ситуации часто имеет решающее значение для предотвращения ДТП. Особенно большую роль время реакции играет, когда необходимо предупредить наезд или столкновение путем экстренного торможения или объезда. Анализ материалов ДТП, связанных с наездом на пешеходов, показывает, что приблизительно в 70% случаев путь автомобиля после наезда не превышал 1м, а скорость автомобилей находилась в пределах 30–50 км/ч. Расчеты показывают, что для сокращения остановочного пути на 1,0–1,5м достаточно уменьшить время реакции водителя на 0,10–0,15с. Такое уменьшение времени может быть достигнуто путем сокращения времени латентного периода, т.е. путем повышения внимания и совершенствования навыков оценки обстановки. Время реакции можно уменьшить путем тренировки на специальных стендах и тренажерах.
Рис. 4.5. Изменение среднего времени реакции водителя (t) в зависимости от стажа его работы: 1 – на маневрирование; 2 – на торможение. |
Время реакции резко возрастает после приема алкоголя даже в незначительных количествах. Одновременно снижается точность глазомера и ухудшается определение действительной скорости, водитель теряет осторожность, не
считается с опасностью, вследствие чего создает на дороге аварийную обстановку, настроение «море по колено» не позволяет оценить ситуацию критически. Психические качества водителя с признаками алкогольного опьянения представлены в таблице 4.3.
При легкой степени опьянения в стиле вождения проявляется особая удаль, притупляется чувство опасности, появляется стремление к неоправданному риску.
При средней степени опьянения, если сверкнет мысль прокатиться на автомобиле, водитель может это сделать, не слушая никаких предостережений, на дороге он способен к внезапному выделыванию «фигур высшего пилотажа».
При тяжелой степени опьянения, если водитель сможет сесть за руль, он
не способен к нормальной езде даже по совсем свободной и прямой дороге. Издалека заметны зигзаги в движении. Пьяный может не редко уснуть во время движения прямо на руле.
Зрение и слух. Зрение характеризуется остротой, цветоразличием, точностью глазомера, оценкой расстояний и скорости, размерами поля зрения и скоростью перемещения взгляда.
Просматривая дорогу, водитель получает основную информацию об обстановке и на основании этого принимает решение, как ему поступить.
Глаз человека охватывает определенную зону пространства, называемую полем зрения. Границы поля зрения показаны на (рис. 4.5). Центральная часть поля зрения просматривается обоими глазами, а боковые части его – только одним левым или правым глазом. Ширина поля зрения в горизонтальном направлении доходит до 110°.
Способность глаз различать форму предмета даже на значительном его удалении называется остротой зрения, которая определяется минимальным расстоянием между двумя точками или линиями, когда глаз воспринимает их раздельно. Наиболее острое зрение – центральное в конусе с углом 3–4°, хорошая острота зрения – в конусе 7–8°, удовлетворительное – в конусе 12–14° (рис. 4.6).
Предметы, расположенные за пределами 14°, обычно видны без ясных деталей и цвета. Острота бокового зрения ниже в 4 раза, чем острота центрального. При нормальной остроте зрения водитель четко ощущает форму дорожных знаков и все объекты на дороге, Близорукий водитель хорошо видит показания приборов на щитке, но плохо видит дорогу, а дальнозоркий, наоборот, видит дорогу и хуже показания приборов.
Для перевода взгляда требуется определенное время. Это увеличивает время, необходимое для составления программы действий, поэтому движения управления запаздывают. Для перевода взгляда вправо или влево затрачивается, 0,15–0,23с, для фиксации взгляда затрачивается ещё 0,10–0,30с. На полный осмотр затрачивается 0,50–1,16с. Сокращение времени, затрачиваемого для перемещения взгляда в зеркало заднего вида, достигается установкой зеркал у некоторых автомобилей на крыльях.
Поле зрения изменяется в зависимости от скорости движения. При 40 км/ч поле зрения –100°, при 70 км/ч – 40°, при 150 км/ч – только 5°.
Ограниченностью поля зрения и потребностью определенного времени на перевод взгляда объясняются два важных требования безопасности движения.
Таблица 4.3
Клинические признаки алкогольного опьянения
Признак | Степень опьянения | ||
легкая | средняя | тяжелая | |
Запах алкоголя изо рта | Почти всегда | Имеется | Имеется |
Пульс | Часто учащенный | Учащенный | Неритмичный |
Сознание | Ясное | Не вполне ясное | Помутневшее |
Внимание | Несколько рассеянное | Пассивное | С пробелами |
Восприятие | Несколько суженное | Суженное | С пробелами |
Темп мышления | Часто повышенный | Замедленный | Замедленный |
Память (способность запомнить) | Удовлетворительная | Слабая | Почти отсутствует |
Скорость движения | Несколько повышенная | Значительно нарушенная | Сильно нарушенная |
Точность движения | Слегка нарушенная | Значительно нарушенная | Сильно нарушенная |
Точность совершаемых действий | Единичные ошибки | Значительно нарушенная | Сильно нарушенная |
Перед перекрестком надо уменьшать скорость движения. Приближаясь со скоростью 70 км/ч, водитель видит только те объекты, которые попадают в угол зрения 40°. Вне этого угла он без перевода взгляда ничего не видит. На перевод же взгляда и полное обозрение ситуации впереди затрачивается около 1 с. Если к этому добавить время реакции (тоже 1с), получим в сумме 2с. За это время автомобиль, движущийся со скоростью 70 км/ч, проходит около 40м. Бели на перекрестке с бокового направления появится другое транспортное средство, то тормозить будет уже поздно.
Опасность сбоку можно заметить только при умеренной скорости. Для получения своевременной информаций при увеличении скорости взгляд необходимо направлять дальше вперед. Например, при скорости 60 км/ч – на 90–100м, при 90 км/ч – уже на 180–200м. Но при возрастании скорости поле зрения, как уже было отмечено, сужается.
|
|
|
Поле зрения левого глаза | Поле зрения обоих глаз | Поле зрения правого глаза |
Рис. 4.6. Поле зрения обоих глаз: I – граница совмещенного нормального поля зрения обоих глаз; II – «слепое пятно» – места выхода глазного нерва. |
Так, при взгляде, направленном при большой скорости вперед, и сузившемся поле зрения (к чему добавляется еще и сосредоточение внимания прямо вперед) может остаться незамеченный опасный объект на обочине, к примеру дикое животное: Такая ситуация весьма вероятна: при скорости движения более 90 км/ч. Напротив, при скорости 70 км/ч поле зрения значительно шире, и опасность не заметить боковые объекты уменьшается.
Рис. 4.7. Зоны остроты зрения |
Слуховое восприятие человека отличает звуки по четырем свойствам: силе, высоте, тембру и продолжительности звучания. Необходимую водителю для дальнейших действий информацию несут все эти свойства.
Работе водителя соответствуют шум и вибрация. Шум воспринимается и на слух; он утомляет нервную систему, ослабляет внимание и тем самым осложняет прием необходимых и полезных сигналов. Особого органа, воспринимающего вибрацию, у человека до настоящего времени не установлено, но, образно говоря, восприятие вибрации – это контактный слух. Воздействие вибрации на человека зависит от его слуховой и зрительной чувствительности. Вибрация служит сигналом о неисправности транспортного средства. Кратковременная вибрация на организм здорового человека действует тонизирующе, длительная и сильная же – утомляет и может вызвать заболевание.
Адаптация. Глаза человека приспосабливаются к свету или темноте. При уменьшении освещенности зрачки расширяются, а при увеличении – сужаются. Такая приспособляемость глаз называется адаптацией. Для адаптации глаз необходимо некоторое время. При переходе от яркого освещения к темноте человек первое время почти не видит, затем постепенно его глаза начинают различать светлые предметы, а потом – более темные.
Во время движения в темноте или плохом освещении дороги зрачки глаз расширяются, и если в этот момент появляется яркий свет, например, свет фар встречного автомобиля, то вследствие временного поражения светочувствительных элементов глаз наступает ослепление и водитель не видит дорогу некоторое время (до 10с). За это время автомобиль проходит большое расстояния. Так, при скорости движения 30 км/ч это расстояние будет около 83м, при скорости 60 км/ч – 167м. При движении автомобиля в таких условиях может произойти ДТП.
Кроме того, важно учитывать адаптацию водителя при встрече автомобилей, движущихся с ближним светом. Желательно переходить с ближнего света; на дальний на расстоянии около 5м до встречи транспортных средств. Из – за времени адаптации опасность при ночной езде в несколько раз увеличивается; в случае даже частичного ослепления запрещается менять полосу движения, необходимо снизить скорость и остановиться, при наличии же аварийной сигнализации ее надо включить, подавая тем сигнал, что транспортное средство вышло из под контроля водителя.
Восприятие. Во время движения водитель воспринимает окружающую среду – других участников движения, дорогу, дорожные знаки, сигналы светофора и регулировщиков и др. Поступающие сигналы раздражают окончания зрительных, слуховых и других нервов. Возбуждение передается в область мозга, соответствующую данному органу чувств. Создается сложная система временных нервных связей, определяющая цельный образ объекта. В памяти освежается ранее имевшаяся информация, к которой добавляется только что воспринятое. Затем следует необходимое действие.
Водитель должен хорошо различать цвета. Это необходимо дли распознавания сигналов светофора, дорожных знаков и значения световой сигнализации транспортных средств, участвующих в движении. Не менее важным душ водителя является глазомер, т.е. правильное определение расстояния и скорости. Правильное восприятие ширины проезжей части, расстояния до движущегося впереди и навстречу автомобиля и его скорости приобретается тренировкой и опытом.
Начинающему водителю дорога всегда кажется более узкой, чем она есть в действительности. Водитель, пересаживаясь с легкового автомобиля на грузовой или автобус, не сразу привыкает к габаритным размерам автомобиля, поэтому ему необходимо определенное время, чтобы научиться соизмерять размеры автомобиля. Не менее важным фактором является отработка навыков по определению скорости. По мере увеличения скорости движения работа водителя становится сложнее, так как на восприятие обстановки, оценки ее и выполнение необходимых действий остается меньше времени. Принятие правильного решения, а с ним и соответствующих действий, зависит от точности восприятия расстояния и скорости. Наиболее точно определяется расстояние до тех предметов, которые находятся в центральной части поля зрения. Чтобы лучше рассмотреть предмет, находящийся на краю поля зрения, и точнее определить расстояние до него, водитель должен переносить взгляд так, чтобы рассматриваемый предмет оказался в центре поля зрения. Во время управления автомобилем водитель беспрерывно перемещает взгляд с дороги на приборы, зеркало заднего вида, влево на светофор, дорожные знаки и т.д. На перевод взгляда затрачивали 0,10 – 0,ЗЗс. За это время автомобиль проходит некоторое расстояние, дорожная обстановка может измениться – появятся препятствия, которые могут остается не замеченными водителем. Особенно опасным в этом случае является перекресток или случай, когда имеется более одного источника опасности, находящегося в стороне от направления движения.
Наряду со зрительным не менее важным для водителя являются вестибулярное, мышечное и слуховое ощущения.
Под вестибулярным ощущением подразумевается способность водителя воспринимать изменение скорости, направление движения, оценку толчков, колебаний, заноса и увода автомобиля, а также точность ориентации в пространстве. Восприятие изменения скорости необходимо водителю для правильной оценки возможности обгона, проезда перекрестков, объезда препятствия и выполнения других маневров. При неправильном восприятии и оценке скорости или замедления водитель несвоевременно начнет тормозить, изменять направление движения и увеличивать скорость, что приведет к несвоевременному выполнению тех или иных действий, а следовательно, усложнению обстановки и возникновению опасной ситуации.
Отсутствие чувства правильной оценки толчков, колебаний, заносов и увода автомобиля может привести к потере управления, резкому изменению направления движения и даже опрокидыванию автомобиля. Неправильный выбор скорости на повороте и неправильная оценка центробежной силы могут привести к заносу и опрокидыванию автомобиля.
Мышечное ощущение – это способность человека дозировать усилие, прилагаемое к рулевому колесу и педалям. Усилие, прилагаемое к органам управления, должно соответствовать предлагаемому маневру. В зависимости от скорости и расстояния до намеченного места остановки должно быть выбрано усилие нажатия на педаль тормоза. Своевременное начало поворота автомобиля потребует меньшей затраты усилия – водитель будет меньше утомляться.
Слуховое ощущение, характеризуемое остротой слуха и точностью определения местонахождения источника звука, играет важную роль в работе водителя. Водитель во время работы на автомобиле должен различать характер звука, его силу и уметь определять место расположения источника его – находится он спереди, сзади, слева или справа, например, при подаче звукового сигнала другим транспортным средством.
Эмоции. Эмоции, переживания – это свойственное человеку своеобразное, субъективное отношение к окружающей действительности и самому себе. Переживания вызывают в организме различные изменения и имеют особенно сильное влияние на внимание и время реакции. Положительные эмоции делают человека бодрым и уверенным в себе. Веселое настроение способствует хорошей реакции, вниманию, координации движений и другим психологических процессам, снижая тем самым вероятность опасных ситуаций на дорогах. Напротив, отрицательные эмоций, раздражение, заботы и другие факторы, портящие настроение, препятствуют нормальному протеканию психических процессов и увеличивают опасность совершения ДТП.
Это основные психофизические и психические качества водителя, которые необходимо учитывать по обеспечению безопасности движения.
- Основы управления
- Введение
- 1. Техника управления транспортным средством
- 1.1. Посадка водителя за рулем. Приемы действий органами управления.
- 1.2. Пуск двигателя и начало движения
- 1.3. Торможение автомобиля
- 2. Дорожное движение, его эффективность и безопасность
- 2.1. Понятие о системе «водитель–автомобиль–дорога–среда»
- 2.2. Безопасность транспортных средств
- Активная
- Эксплуатационные свойства
- 3. Профессиональная надежность водителя
- 3.1 Особенности профессиональной деятельности водителя
- 3.2. Надежность водителя и её составляющие
- 3.3. Факторы влияющие на надежность водителя
- 4. Психофизиологические и психические качества водителя
- 4.1. Особенности психофизиологические деятельности водителя
- 4.2. Этика водителя и его взаимоотношения с другими участниками дорожного движения
- 5. Эксплуатационные показатели транспортных средств
- 5.1. Силы, действующие на транспортное средство при движение
- 5.2. Понятие о тяговом балансе автомобиля
- 5.3. Торможение автомобиля
- 5.4. Устойчивость автомобиля
- 5.5. Управляемость автомобиля
- 5.6. Проходимость автомобиля
- 5.7. Информативность автомобиля
- 5.8. Обитаемость автомобиля
- 6. Действия водителя в штатных (критических) режимах движения. Дорожные условия и безопасность движения
- 6.1. Действия водителя в штатных режимах движения
- 6.2. Действия водителя в нештатных (критических) режимах движения
- 6.3. Виды и классификация автомобильных дорог.
- 7. Дорожно – транспортные происшествия
- 7.1. Классификация дорожно – транспортных происшествий
- 7.2. Причины и условия возникновения дорожно – транспортных происшествий
- 8. Оказание первой медицинской помощи
- 8.1. Основные представления о системах организма и их функционирования
- 8.2. Организационно – правовые аспекты оказания помощи пострадавшим при дорожно – транспортном происшествии
- 8.3. Общие принципы оказания первой медицинской помощи
- 8.4. Извлечение пострадавшего из машины, оценка его состояния
- Заключение
- 440026, Пенза, Красная, 40.