logo
outs

4.1. Особенности психофизиологические деятельности водителя

Оператором системы: «Водитель – автомобиль – дорога» является води­тель, который должен всегда предвидеть, в какой ситуации он может оказаться, и знать, каким образом в ней действовать. Водитель должен быстро и точно реагировать на раздражители, оценивать значение окружающих объектов и по­стоянно переключать свое внимание с одного объекта на другой. Часто прихо­дится действовать мгновенно, что далеко не каждому по силам.

С позиции психологии схема управления автомобилем такова. Через ощущения (в основном зрение и слух) водитель получает информацию из внешней среды. Внешние раздражители (сигнальные огни, звуки и т.д.) дейст­вуют на органы восприятия, где информация преобразуется в нервные импуль­сы, поступающие затем в центральную нервную систему – головной и спинной мозг. В мозгу принимается решение. К информации, полученной извне, добав­ляются из памяти ранее приобретенные знания, а также информация* посту­пающая в ходе действий через обратную связь, и только после этого вводится в работу нужная группа мускулов для совершения определенного движения. Кроме внешних раздражителей на действия водителя влияют внутренние (боль, эмоции и др.), которые также надо учитывать, потому что они могут зачастую привести в возникновению опасной ситуации.

Для примера рассмотрим ситуацию, когда в поле зрения водителя неожи­данно появляется пешеход (рис.4.1).

Алгоритм действий водителя представлен на (рис.4.2). Информацию о пе­шеходе водитель получает с помощью зрения. Она преобразуется в нервные импульсы и направляется в головной мозг. Раздражители суммируются: с уче­том опыта в мозгу составляется программа действий и принимается решение. Когда решение готово, нервные импульсы подаются к мускулам и они приво­дятся в действие.

В приведенном примере нога нажимает на педаль тормоза, затем на основании сигнала обратной связи имеется программа действий и мускулы получают новую команду в связи с изменением ситуации. Нога или сильнее нажимает на педаль, или прекращает нажим.

Быстрая реакция спасает от ДТП тех, кто должен принимать решения в условиях острого дефицита времени. У хорошего водителя прирожденные свойства нервной системы (динамичность возбуждения и торможения, их урав­новешенность и подвижность) должны соответствовать профессии. Исходя из этого водителей можно сгруппировать следующим образом табл.4.1.

Рис.4.1. Схема действий водителя

Описание свойства нервной системы и способности, развивающиеся в повседневной деятельности, составляют совокупность качеств, необходимых водителю.

Реагирование. Реагирование является одним из основных компонентов любой деятель­ности человека. Быстрота же и точность реакции имеют особое значение в ус­ловиях дефицита времени. Человек не реагирует мгновенно, ибо от момента поступления информации до ввода в действие мышц проходит известное время, в течение которого анализируются и синтезируются подученные данные – вре­мя реакции. В лабораторных условиях оно составляет 0,1 – 0,Зс.

В дорожных ус­ловиях – когда водитель реагирует на несколько раздражителей, выбирая из них наиболее важные, время реакции соответственно увеличивается.

В нормальных рабочих условиях и при хорошем состоянии здоровья во­дителя время его реакции 0,8 – 1,0с. Из–за посторонних раздражителей время ре­акции может отличаться от вышеприведенного (табл.4.2).

Из таблицы 4.2. видно, что скорость реакции зависит от внимательности и нагруженности нервной системы.

Рис. 4.2. Алгоритм действий водителя при движении автомобиля

В случае усталости время реакции увеличивает­ся. То же происходит по мере старения, при интенсификации темпа работы, преобладании отрицательных эмоций и неправильном режиме дня. Время реак­ции уменьшается по мере повышения опыта работы и профессионализма.

Таблица 4.1

Характеристика водителей

Категория водителя

Свойства нервной системы

А

Человек с крепкой нервной системой, уравновешенный, хорошо приспособляющийся к окружающее среде у которой процессы возбуждения и торможения находится в равновесии

Б

Человек с крепкой нервной системой, уравновешенный, который не столь хорошо приспосабливается. к окружающей среде, как первый, в нервной системе торможение преобладает над воз­буждением

В

Человек со слабой нервной системой нетерпеливый и чувствительный, у которого в зависимости от обстоятельств может пре­обладать то возбуждение, то торможение. Не совсем соответст­вует профессии водителя

По причине недооценивания времени реакции происходят самые частые ДТП – столкновения. Столкновения можно избежать, если водитель:

– не забывает о своем времени реакции;

– умеет предвидеть обстоятельства, при которых движущий впереди води­тель может неожиданно затормозить;

– учитывает свою скорость движения;

– умеет оценивать длину пути, проходимого за время реакции при раз­личных скоростях движения (рис. 4.3, 4.4);

– правильно оценивает тормозные свойства своего ТС;

– при интенсивном движении следит не только за ТС, находящимся не­посредственно перед собой, но и за находящимся дальше по ходу, чтобы хватило времени на переработку информации и совершение необходимых действий.

Таблица 4.2

Характеристика реакции водителей

Время реакции, с

Характеристика водителя

0,6 – 0,8

Водитель подготовлен к возникновению опасности, внима­телен и готов тормозить

0,7 – 0,9

Водитель внимателен, но не готов к торможению

1,0 – 1,1

Внимание водителя сосредоточено на переключении пере­дач, на обгоне, на наблюдений за второстепенной дорогой и т.д.

1,4 –1,9

Водитель не внимателен, рассматривает какой – либо предмет, беседует или ослеплен ярким светом

Время реакции человека состоит из двух периодов: латентного (скрыто­го), который измеряется временем от момента появления раздражителя до на­чала движения, и моторного, измеряемого временем движения. В течение ла­тентного периода протекают процессы, связанные с ощущением и восприятием, оценкой и прогнозированием обстановки, а также выработкой решения. При­мерная продолжительность латентного периода простой реакции на свет со­ставляет 0,2 с, а на звук – 0,14 с. Латентный период зависит от индивидуальных психофизиологических особенностей водителя, его состояния и опыта, а также от характера дорожно – транспортной ситуации. Время моторного периода зави­сит от сложности выполняемого действия, возраста водителя, а также от степе­ни неожиданности сигнала. Среднее время моторного периода простой реакции (в лабораторных условиях) на красный сигнал водителя в возрасте 18–22 лет равно 0,48–0,56с в возрасте 45–60 лет – 0,78–1,9бс, а сложной реакции – соответ­ственно 1,05–1,96 с и 1,59–2,61с.

Чем больше время реакции, тем труднее водителю реализовать действия по предупреждению аварийной обстановки. У различных водителей общее время реакции может отличаться в 3–4 раза. В практике есть случаи, когда один водитель, находясь в более сложных условиях, чем другой, на один и тот же сигнал реагирует быстрее.

В сложной дорожно – транспортной ситуации, когда водитель одновремен­но воспринимает три сигнала, время, затрачиваемое на переработку информа­ции, увеличивается в среднем на 20%, а при семи сигналах – почти на 50% по сравнении

Чем выше интенсивность движения, тем больше объектов попадает в по­ле зрения водителя и тем сложнее ему оценить определенный сигнал и выбрать правильное решение. На дорогах с двумя или тремя полосами для движения в обоих направлениях наименьшее время реакции соответствует интенсивности 120–200 авт/ч, а наибольшее – при движении по свободной от транспортных средств дороге. Такая дорога характерна монотонностью, снижающей интен­сивность внимания и эмоциональное напряжение водителя.

При движении по прямым участкам дороги без поворотов, подъемов и спусков из–за монотонности ухудшается способность водителя к восприятию обстановки, увеличивается продолжительность обнаружения сигнала.

Если прямые участки имеют протяженность 5 – 6 км и более, то человек ощущает сон­ливость, заторможенность. На участках, отличающихся монотонностью, интен­сивность внимания и готовность у водителя резко снижены, возникновение опасной обстановки для него всегда неожиданно.

При увеличении скорости движения растет интенсивность внимания, в связи с чем время восприятия сигнала уменьшается. В некоторых опытах наи­меньшее время обнаружения сигнала наблюдалось при скорости движения 80 км/ч и более. При скорости 30–50 км/ч это время было больше в среднем на 25%. Однако это, конечно, не означает, что движение с более высокой скоро­стью менее опасно.

Увеличение скорости влечет за собой заметное сокращение поля концентрации внимания, что существенно ухудшает восприятие участков дороги, расположенных вне этого поля. Кроме того, транспортное средство за один и тот же промежуток времени три большей скорости перемещается на большее расстояние и оказывается ближе к опасному месту.

Изменение времени реакции при утомлении связано с изменением устой­чивости внимания и скорости переработки информации. У водителя с большим профессиональным стажем лучше развиты навыки распределения внимания, а в памяти хранится больше сведений о типичных дорожно – транспортных ситуа­циях.

Рис. 4.3. Участки остановочного пути

Рис. 4.4. Остановочный путь автомобиля в зависимости от скорости

движения и состояния дорожного покрытия. Длина остановочного пути

при торможении со скоростью 60 км/ч (сплошная линия) и скорости, при

торможении с которых остановочный путь равен 40 м (прерывистая линия)

Следовательно, ему требуется меньше времени для обнаружения сигнала и переработки информации, чем неопытному водителю (рис. 4.5). Водители, ра­ботающие постоянно на междугородных перевозках на загородных дорогах, перерабатывают информацию быстрее, чем водители, привыкшие к городским условиям работы. Быстрая и точная реакция водителя в критической дорожной ситуации часто имеет решающее значение для предотвращения ДТП. Особенно большую роль время реакции играет, когда необходимо предупредить наезд или столкно­вение путем экстренного торможения или объезда. Анализ материалов ДТП, связанных с наездом на пешеходов, показывает, что приблизительно в 70% случаев путь автомобиля после наезда не превышал 1м, а скорость автомобилей находилась в пределах 30–50 км/ч. Расчеты показывают, что для сокращения остановочного пути на 1,0–1,5м достаточно уменьшить время реакции водителя на 0,10–0,15с. Такое уменьшение времени может быть достигнуто путем сокра­щения времени латентного периода, т.е. путем повышения внимания и совер­шенствования навыков оценки обстановки. Время реакции можно уменьшить путем тренировки на специальных стендах и тренажерах.

Рис. 4.5. Изменение среднего времени реакции водителя (t) в зависимости от стажа его работы: 1 – на маневрирование; 2 – на торможение.

Время реакции резко возрастает после приема алкоголя даже в незначи­тельных количествах. Одновременно снижается точность глазомера и ухудша­ется определение действительной скорости, водитель теряет осторожность, не

считается с опасностью, вследствие чего создает на дороге аварийную обста­новку, настроение «море по колено» не позволяет оценить ситуацию критиче­ски. Психические качества водителя с признаками алкогольного опьянения представлены в таблице 4.3.

При легкой степени опьянения в стиле вождения проявляется особая удаль, притупляется чувство опасности, появляется стремление к неоправдан­ному риску.

При средней степени опьянения, если сверкнет мысль прокатиться на ав­томобиле, водитель может это сделать, не слушая никаких предостережений, на дороге он способен к внезапному выделыванию «фигур высшего пилотажа».

При тяжелой степени опьянения, если водитель сможет сесть за руль, он

не способен к нормальной езде даже по совсем свободной и прямой дороге. Из­далека заметны зигзаги в движении. Пьяный может не редко уснуть во время движения прямо на руле.

Зрение и слух. Зрение характеризуется остротой, цветоразличием, точностью глазомера, оценкой расстояний и скорости, размерами поля зрения и скоростью перемеще­ния взгляда.

Просматривая дорогу, водитель получает основную информацию об об­становке и на основании этого принимает решение, как ему поступить.

Глаз человека охватывает определенную зону пространства, называемую полем зрения. Границы поля зрения показаны на (рис. 4.5). Центральная часть поля зрения просматривается обоими глазами, а боковые части его – только од­ним левым или правым глазом. Ширина поля зрения в горизонтальном направ­лении доходит до 110°.

Способность глаз различать форму предмета даже на значительном его удалении называется остротой зрения, которая определяется минимальным расстоянием между двумя точками или линиями, когда глаз воспринимает их раздельно. Наиболее острое зрение – центральное в конусе с углом 3–4°, хорошая острота зрения – в конусе 7–8°, удовлетворительное – в конусе 12–14° (рис. 4.6).

Предметы, расположенные за пределами 14°, обычно видны без ясных де­талей и цвета. Острота бокового зрения ниже в 4 раза, чем острота центрального. При нормальной остроте зрения водитель четко ощущает форму дорожных знаков и все объекты на дороге, Близорукий водитель хорошо видит показания приборов на щитке, но плохо видит дорогу, а дальнозоркий, наоборот, видит дорогу и хуже показания приборов.

Для перевода взгляда требуется определенное время. Это увеличивает время, необходимое для составления программы действий, поэтому движения управления запаздывают. Для перевода взгляда вправо или влево затрачивается, 0,15–0,23с, для фиксации взгляда затрачивается ещё 0,10–0,30с. На полный осмотр затрачивается 0,50–1,16с. Сокращение времени, затрачиваемого для пере­мещения взгляда в зеркало заднего вида, достигается установкой зеркал у неко­торых автомобилей на крыльях.

Поле зрения изменяется в зависимости от скорости движения. При 40 км/ч поле зрения –100°, при 70 км/ч – 40°, при 150 км/ч – только 5°.

Ограниченностью поля зрения и потребностью определенного времени на перевод взгляда объясняются два важных требования безопасности движения.

Таблица 4.3

Клинические признаки алкогольного опьянения

Признак

Степень опьянения

легкая

средняя

тяжелая

Запах алкоголя изо рта

Почти всегда

Имеется

Имеется

Пульс

Часто учащенный

Учащенный

Неритмичный

Сознание

Ясное

Не вполне ясное

Помутневшее

Внимание

Несколько рассеянное

Пассивное

С пробелами

Восприятие

Несколько суженное

Суженное

С пробелами

Темп мышления

Часто повышенный

Замедленный

Замедленный

Память (способность запомнить)

Удовлетворительная

Слабая

Почти отсутствует

Скорость движения

Несколько повышенная

Значительно нарушенная

Сильно нарушенная

Точность движения

Слегка нарушенная

Значительно нарушенная

Сильно нарушенная

Точность совершаемых действий

Единичные ошибки

Значительно нарушенная

Сильно нарушенная

Перед перекрестком надо уменьшать скорость движения. Приближаясь со скоростью 70 км/ч, водитель видит только те объекты, которые попадают в угол зрения 40°. Вне этого угла он без перевода взгляда ничего не видит. На перевод же взгляда и полное обозрение ситуации впереди затрачивается около 1 с. Если к этому добавить время реакции (тоже 1с), получим в сумме 2с. За это время автомобиль, движущийся со скоростью 70 км/ч, проходит около 40м. Бе­ли на перекрестке с бокового направления появится другое транспортное сред­ство, то тормозить будет уже поздно.

Опасность сбоку можно заметить только при умеренной скорости. Для получения своевременной информаций при увеличении скорости взгляд необ­ходимо направлять дальше вперед. Например, при скорости 60 км/ч – на 90–100м, при 90 км/ч – уже на 180–200м. Но при возрастании скорости поле зрения, как уже было отмечено, сужается.

Поле зрения левого глаза

Поле зрения обоих глаз

Поле зрения правого глаза

Рис. 4.6. Поле зрения обоих глаз:

I – граница совмещенного нормального поля зрения обоих глаз;

II – «слепое пятно» – места выхода глазного нерва.

Так, при взгляде, направленном при большой скорости вперед, и сузившемся поле зрения (к чему добавляется еще и сосредо­точение внимания прямо вперед) может остаться незамеченный опасный объ­ект на обочине, к примеру дикое животное: Такая ситуация весьма вероятна: при скорости движения более 90 км/ч. Напротив, при скорости 70 км/ч поле зрения значительно шире, и опасность не заметить боковые объекты уменьша­ется.

Рис. 4.7. Зоны остроты зрения

Слуховое восприятие человека отличает звуки по четырем свойствам: си­ле, высоте, тембру и продолжительности звучания. Необходимую водителю для дальнейших действий информацию несут все эти свойства.

Работе водителя соответствуют шум и вибрация. Шум воспринимается и на слух; он утомляет нервную систему, ослабляет внимание и тем самым ос­ложняет прием необходимых и полезных сигналов. Особого органа, восприни­мающего вибрацию, у человека до настоящего времени не установлено, но, об­разно говоря, восприятие вибрации – это контактный слух. Воздействие вибра­ции на человека зависит от его слуховой и зрительной чувствительности. Виб­рация служит сигналом о неисправности транспортного средства. Кратковре­менная вибрация на организм здорового человека действует тонизирующе, дли­тельная и сильная же – утомляет и может вызвать заболевание.

Адаптация. Глаза человека приспосабливаются к свету или темноте. При уменьшении освещенности зрачки расширяются, а при увеличении – сужаются. Такая при­способляемость глаз называется адаптацией. Для адаптации глаз необходимо некоторое время. При переходе от яркого освещения к темноте человек первое время почти не видит, затем постепенно его глаза начинают различать светлые предметы, а потом – более темные.

Во время движения в темноте или плохом освещении дороги зрачки глаз расширяются, и если в этот момент появляется яркий свет, например, свет фар встречного автомобиля, то вследствие временного поражения светочувствительных элементов глаз наступает ослепление и водитель не видит дорогу некоторое время (до 10с). За это время автомобиль проходит большое расстояния. Так, при скорости движения 30 км/ч это расстояние будет около 83м, при скорости 60 км/ч – 167м. При движении автомобиля в таких условиях может произойти ДТП.

Кроме того, важно учитывать адаптацию водителя при встрече автомобилей, движущихся с ближним светом. Желательно переходить с ближнего света; на дальний на расстоянии около 5м до встречи транспортных средств. Из – за времени адаптации опасность при ночной езде в несколько раз увеличивается; в случае даже частичного ослепления запрещается менять полосу движения, не­обходимо снизить скорость и остановиться, при наличии же аварийной сигна­лизации ее надо включить, подавая тем сигнал, что транспортное средство вы­шло из под контроля водителя.

Восприятие. Во время движения водитель воспринимает окружающую среду – других участников движения, дорогу, дорожные знаки, сигналы светофора и регули­ровщиков и др. Поступающие сигналы раздражают окончания зрительных, слуховых и других нервов. Возбуждение передается в область мозга, соответст­вующую данному органу чувств. Создается сложная система временных нерв­ных связей, определяющая цельный образ объекта. В памяти освежается ранее имевшаяся информация, к которой добавляется только что воспринятое. Затем следует необходимое действие.

Водитель должен хорошо различать цвета. Это необходимо дли распозна­вания сигналов светофора, дорожных знаков и значения световой сигнализации транспортных средств, участвующих в движении. Не менее важным душ води­теля является глазомер, т.е. правильное определение расстояния и скорости. Правильное восприятие ширины проезжей части, расстояния до движущегося впереди и навстречу автомобиля и его скорости приобретается тренировкой и опытом.

Начинающему водителю дорога всегда кажется более узкой, чем она есть в действительности. Водитель, пересаживаясь с легкового автомобиля на гру­зовой или автобус, не сразу привыкает к габаритным размерам автомобиля, по­этому ему необходимо определенное время, чтобы научиться соизмерять раз­меры автомобиля. Не менее важным фактором является отработка навыков по определению скорости. По мере увеличения скорости движения работа водите­ля становится сложнее, так как на восприятие обстановки, оценки ее и выпол­нение необходимых действий остается меньше времени. Принятие правильного решения, а с ним и соответствующих действий, зависит от точности восприятия расстояния и скорости. Наиболее точно определяется расстояние до тех предметов, которые находятся в центральной части поля зрения. Чтобы лучше рассмотреть предмет, находящийся на краю поля зрения, и точнее определить расстояние до него, водитель должен переносить взгляд так, чтобы рассматриваемый предмет оказался в центре поля зрения. Во время управления автомобилем водитель беспрерывно перемещает взгляд с дороги на приборы, зеркало заднего вида, влево на светофор, дорожные знаки и т.д. На перевод взгляда затрачива­ли 0,10 – 0,ЗЗс. За это время автомобиль проходит некоторое расстояние, до­рожная обстановка может измениться – появятся препятствия, которые могут остается не замеченными водителем. Особенно опасным в этом случае является перекресток или случай, когда имеется более одного источника опасности, на­ходящегося в стороне от направления движения.

Наряду со зрительным не менее важным для водителя являются вестибу­лярное, мышечное и слуховое ощущения.

Под вестибулярным ощущением подразумевается способность водителя воспринимать изменение скорости, направление движения, оценку толчков, ко­лебаний, заноса и увода автомобиля, а также точность ориентации в простран­стве. Восприятие изменения скорости необходимо водителю для правильной оценки возможности обгона, проезда перекрестков, объезда препятствия и вы­полнения других маневров. При неправильном восприятии и оценке скорости или замедления водитель несвоевременно начнет тормозить, изменять направ­ление движения и увеличивать скорость, что приведет к несвоевременному вы­полнению тех или иных действий, а следовательно, усложнению обстановки и возникновению опасной ситуации.

Отсутствие чувства правильной оценки толчков, колебаний, заносов и увода автомобиля может привести к потере управления, резкому изменению направления движения и даже опрокидыванию автомобиля. Неправильный вы­бор скорости на повороте и неправильная оценка центробежной силы могут привести к заносу и опрокидыванию автомобиля.

Мышечное ощущение – это способность человека дозировать усилие, прилагаемое к рулевому колесу и педалям. Усилие, прилагаемое к органам управления, должно соответствовать предлагаемому маневру. В зависимости от скорости и расстояния до намеченного места остановки должно быть выбрано усилие нажатия на педаль тормоза. Своевременное начало поворота автомоби­ля потребует меньшей затраты усилия – водитель будет меньше утомляться.

Слуховое ощущение, характеризуемое остротой слуха и точностью опре­деления местонахождения источника звука, играет важную роль в работе води­теля. Водитель во время работы на автомобиле должен различать характер зву­ка, его силу и уметь определять место расположения источника его – находится он спереди, сзади, слева или справа, например, при подаче звукового сигнала другим транспортным средством.

Эмоции. Эмоции, переживания – это свойственное человеку своеобразное, субъек­тивное отношение к окружающей действительности и самому себе. Пережива­ния вызывают в организме различные изменения и имеют особенно сильное влияние на внимание и время реакции. Положительные эмоции делают человека бодрым и уверенным в себе. Веселое настроение способствует хорошей ре­акции, вниманию, координации движений и другим психологических процес­сам, снижая тем самым вероятность опасных ситуаций на дорогах. Напротив, отрицательные эмоций, раздражение, заботы и другие факторы, портящие на­строение, препятствуют нормальному протеканию психических процессов и увеличивают опасность совершения ДТП.

Это основные психофизические и психические качества водителя, кото­рые необходимо учитывать по обеспечению безопасности движения.