6.3. Виды и классификация автомобильных дорог.
Дорога – это инженерное сооружение, оборудованное водоотводными каналами, мостовыми переходами, путепроводами, эстакадами, усовершенствованными перечислениями в одном или нескольких уровнях, разделительными полосами, ограждениями, линиями разметки, техническими средствами регулирования, информационными указателями, бензозаправочными станциями, пунктами отдыха, технического обслуживания и др. (рис. 6.2. и 6.3).
Для повышения безопасности движения, уменьшения шума и загрязнения воздуха, а также для повышения скорости движения транспортных средств магистральные дороги прокладывают вне населенных пунктов.
Дороги имеют разные значения, разную интенсивность движения и в зависимости от этого делятся на пять категорий. Категорию дороги определяет ширина дорожного полотна, проезжей части, обочин, полосы движения, а также величина радиуса кривых и уклонов (табл. 1).
Дороги I и II категорий имеют капитальное основание и усовершенствованное покрытие (асфальта– или цементобетонное), которые обеспечивают движение по ним колесных транспортных средств с осевой нагрузкой, не превышающей 10т. Эти дороги имеют широкие полосы движения (3,75м), ограниченные продольные уклоны (3–4%), увеличенные радиусы поворотов и широкие обочины. Они имеют высокую пропускную способность, обеспечивая круглосуточное и круглогодовое движение.
К дорогам I и II категорий относятся автомагистрали с несколькими полосами движения в каждом направлении и двухголосные дороги, имеющие по одной полосе движения в каждую сторону.
Дороги III категории имеют облегченное усовершенствованное покрытие (дегтебетон, битумоминеральные смеси), которое также рассчитано на движение по ним всех колесных транспортных средств с осевой нагрузкой, не превышающей 10т, однако с меньшей интенсивностью. Ширина полосы движения может быть уменьшена до 3,5м, допускаются уклоны до 5%, а радиусы кривых и плане уменьшены до 400м.
Дороги IV категории имеют основание, которое легко размягчается грунтовыми водами, и неусовершенствованное твердое покрытие (булыжник, гравий), рассчитанное на осевую нагрузку не более 6т. Ширина полосы движения не превышает 3м, максимальные продольные уклоны достигают 6%, а минимальные радиусы поворотов –250м. На таких дорогах зимой после уборки может оставаться слой снега и льда, весной часто вводят ограничения на движение определенных автомобилей. Ослабленное полотно дороги легко прогибается под нагрузкой, поэтому двигаться на такой дороге весной и после дождя нужно с большой осторожностью.
Таблица 4.3
Классификация автомобильных дорог
Параметр | Категория дороги | ||||
I | II | III | IV | V | |
Расчетная скорость (км/ч) для местности: |
|
|
|
|
|
равнинной | 150 | 120 | 100 | 80 | 60 |
пересеченной | 120 | 100 | 80 | 60 | 40 |
горной | 80 | 60 | 50 | 40 | 30 |
Ширина, м: |
|
|
|
|
|
дорожного полотна | 27,5 и более | 15 | 12 | 10 | 8 |
проезжей части | 15 и более | 7,5 | 7 | 6 | 4.5 |
обочины | 3,75 | 3,75 | 2,5 | 2 | 1,75 |
полосы движения | 3,75 | 3,75 | 3,5 | 3 | – |
Наименьший радиус кривых в плане для равниной местности, м | 1000 | 600 | 400 | 250 | 125 |
Дороги V категории прокладывают по естественному грунту, они не имеют покрытия. В распутицу и период снежных заносов такие дороги обычно становятся непроезжими. С наступлением морозов и летом в сухое время грунтовые дороги обладают хорошими качествами.
При проектировании и строительстве дорог с твердым покрытием исходят из некоторой условной «расчетной» скорости, которая всегда больше максимальной скорости, допускаемой Правилами дорожного, движения. Вместе с тем, чем больше расчетная скорость, тем выше качество дороги, следовательно, выше и фактические скорости автомобилей. Так, для дорог I категории, проложенных на равнинной местности, расчетная скорость 150 км/ч, а для дорог П категории –120 км/ч. Поэтому нередко на автомагистрали разрешается движение с наибольшей скоростью, а на отдельных участках дорог (по решению органов власти) –движение с более высокой скоростью, чем предусмотрено Правилами.
Рис. 6.2. Элементы дороги |
Расчетная скорость для дорог Ш категории на равнинной местности 100 км/ч, а для дорог на пересеченной местности – 80 км/ч. Для дорог IV категории эти цифры соответственно равны 80 и 60 км/ч.
|
Рис.6.3. Элементы улицы |
Допустимая скорость движения на многих дорогах III и IV категорий должна быть меньше указанных значений расчетной скорости и меньше верхнего предела скорости, установленной Правилами. На таких дорогах обычно устанавливают знаки, ограничивающие скорость движения. Но и при отсутствии знаков водителю рекомендуется снижать скорость при выезде на дороги низких категорий.
Определить категорию дороги можно по ширине полосы движения и проезжей части, которые являются важными факторами, влияющими на скоростной режим движения. При ширине полосы 3м во время встречных разъездов безопасность обеспечивается лишь на небольшой скорости. В противном случае возможно столкновение или съезд транспортного средства на обочину. Но на дорогах низших категорий обочина не имеет усовершенствованного покрытия, поэтому съезд на нее может привести к боковому скольжению автомобиля.
При ширине полосы 3,5м возможны безопасные интервалы между встречными автомобилями и между автомобилями и обочинами. Полоса движения шириной 3,75м полностью обеспечивает необходимую безопасность и допускает встречный разъезд автомобилей без снижения скорость, даже если она близка к предельной у обоих автомобилей.
Чтобы исключить влияние на водителей встречных транспортных потоков, на дорогах с несколькими проезжими частями часто устраивают разделительные полосы. Кроме того, они являются преградой для съезда автомобилей с одной проезжей части на другую. На разделительной полосе устанавливают щиты или высаживают частый кустарник, предотвращающие ослепление водителей встречным светом фар. Ширина полосы может достигать 6м. На узких разделительных полосах иногда устанавливают железобетонные или металлические ограждения. На автомагистралях посередине разделительной полосы устанавливают металлическую сетку, которая не дает возможности пересекать дорогу пешеходам, а также животным.
Одним из наиболее опасных мест на дорогах являются перекрестки. На них происходит до 20% всех ДТП. На некоторых перекрестках обзорность ограничена и, чтобы предвидеть возможные появления новых участников движения, водитель должен напрягать внимание, отвлекаться от других объектов. Стесненные размеры многих перекрестков затрудняют, а иногда делают невозможным маневрирование грузовых автомобилей, автобусов и автопоездов.
На автомагистралях пересечения выполняют на разных уровнях. Эго обеспечивает наибольшую безопасность и высокую пропускную способность. Нa большинстве других дорог пересечения на различных уровнях встречаются редко.
Дорожные знаки и разметка, предназначенные для организации дорожного движения, одновременно обеспечивают его безопасность. На участках дорог с правильно нанесенной и хорошо различимой дорожной размет кой транспортные средства движутся упорядочение, причем скорость их выше, а число ДТП снижается.
Обозначение обочин дороги направляющими столбиками со светоотражающими элементами может сократить на 1/3 число ДТП ночью. На оборудованной таким образом дороге, водитель чувствует себя в безопасности, так как заблаговременно видит все повороты дороги и перекрестки.
Рассмотренные особенности дорог и их обустройство оказывают влияние на психологическое состояние водителя. Однако, оценивая дорогу, водитель судит о ней прежде всего по качеству и состоянию ее покрытия.
- Основы управления
- Введение
- 1. Техника управления транспортным средством
- 1.1. Посадка водителя за рулем. Приемы действий органами управления.
- 1.2. Пуск двигателя и начало движения
- 1.3. Торможение автомобиля
- 2. Дорожное движение, его эффективность и безопасность
- 2.1. Понятие о системе «водитель–автомобиль–дорога–среда»
- 2.2. Безопасность транспортных средств
- Активная
- Эксплуатационные свойства
- 3. Профессиональная надежность водителя
- 3.1 Особенности профессиональной деятельности водителя
- 3.2. Надежность водителя и её составляющие
- 3.3. Факторы влияющие на надежность водителя
- 4. Психофизиологические и психические качества водителя
- 4.1. Особенности психофизиологические деятельности водителя
- 4.2. Этика водителя и его взаимоотношения с другими участниками дорожного движения
- 5. Эксплуатационные показатели транспортных средств
- 5.1. Силы, действующие на транспортное средство при движение
- 5.2. Понятие о тяговом балансе автомобиля
- 5.3. Торможение автомобиля
- 5.4. Устойчивость автомобиля
- 5.5. Управляемость автомобиля
- 5.6. Проходимость автомобиля
- 5.7. Информативность автомобиля
- 5.8. Обитаемость автомобиля
- 6. Действия водителя в штатных (критических) режимах движения. Дорожные условия и безопасность движения
- 6.1. Действия водителя в штатных режимах движения
- 6.2. Действия водителя в нештатных (критических) режимах движения
- 6.3. Виды и классификация автомобильных дорог.
- 7. Дорожно – транспортные происшествия
- 7.1. Классификация дорожно – транспортных происшествий
- 7.2. Причины и условия возникновения дорожно – транспортных происшествий
- 8. Оказание первой медицинской помощи
- 8.1. Основные представления о системах организма и их функционирования
- 8.2. Организационно – правовые аспекты оказания помощи пострадавшим при дорожно – транспортном происшествии
- 8.3. Общие принципы оказания первой медицинской помощи
- 8.4. Извлечение пострадавшего из машины, оценка его состояния
- Заключение
- 440026, Пенза, Красная, 40.