8.3. Послеаварийная безопасность
Послеаварийная безопасность - это совокупность конструктивных особенностей и дополнительных устройств, снижающих тяжесть последствий ДТП (пожар, заклинивание дверей, заполнение водой салона).
К элементам послеаварийной безопасности относят средства противопожарной безопасности, средства эвакуации людей из салона автомобиля, кабины грузового автомобиля, средства герметизации автомобиля и средства оказания пострадавшим медицинской помощи.
Конструктивные особенности снижающие тяжесть последствий ДТП:
конструкция моторного отсека не должна допускать накопления топлива или масла в любом его месте;
заливные горловины топливных баков размещают так чтобы исключалась возможность попадания топлива на двигатель или выхлопную трубу при заправке;
не допускается утечка топлива через пробку заливной горловины, которая не должна самопроизвольно открываться и выступать за поверхность кузова;
топливный бак должен быть прочным и коррозионно-стойким и не должен выступать за габаритную ширину кузова;
трубопроводы системы питания нельзя располагать в пассажирском помещении и отделении водителя, их необходимо защищать от повреждения;
провода системы электрооборудования должны быть надежно защищены от обрыва, перетирания и изнашивания, они должны выдерживать воздействия высокой температуры и влажности, а в моторном отделении - испарения масла и топлива; сила тока в них не должна превышать допустимого значения;
электрические цепи питания приборов электрооборудования, за исключением стартера, системы зажигания, устройств остановки двигателя и зарядной цепи аккумуляторной батареи, должны снабжаться плавкими предохранителями. Аккумуляторные батареи следует располагать в доступных местах, надежно изолировать от пассажирского помещения и вентилировать окружающим воздухом.
Таким образом, при конструировании автомобиля для обеспечения требований послеаварийной безопасности необходимо:
• топливный бак располагать в отдалении от двигателя;
• устанавливать бак сзади, так как встречные столкновения имеют более тяжелые последствия;
• устанавливать систему автоматического отключения источника электроэнергии при ДТП;
• обеспечивать пожаробезопасность топливных баков, заливных горловин и топливопроводов;
• предусматривать огнетушители;
• предусматривать устройства автоматического впрыска в бензобак веществ, снижающих возгораемость бензина;
• снабжать дверные замки системой блокировки в момент ДТП, предусматривать возможность их беспрепятственного открывания после ДТП для быстрой эвакуации людей;
• предусматривать устройства аварийной эвакуации людей;
• предусматривать внутри салона инструменты для разбивания или выдавливания стекол.
- Содержание
- Введение
- Тема 1 антропометрия и автомобиль
- 1.1. Основные сведения об антропометрии
- Латентный {скрытый) период - время от момента возникновения какого-либо раздражителя до появления ответной реакции организма.
- 1.2. Посадочные манекены
- 1.3. Хиротехника
- Тема 2 компоновка пространства для водителя и пассажиров
- 2.1. Общие сведения
- 2.2. Компоновка рабочего места водителя автомобиля и места пассажира
- Для легковых автомобилей, как указывалось выше, сиденье имеет меньшую высоту, ноги более вытянуты (угол а3 больше), спинка сиденья наклоняется на больший угол (а1 - 30° и более).
- Расположение основных органов управления автомобилем
- Расположение педалей управления легковым автомобилем
- Тема 3 разработка панели приборов
- 3.1. Общая компоновка приборной панели
- 3.2. Информативность приборной панели
- 3.3. Правила проектирования шкал приборов
- 3.4. Уменьшение вероятности ошибок считывания показаний приборов
- Тема 4 основы художественного конструирования автомобилей
- 4.1. Теория промышленного дизайна
- Требования технической эстетики
- Технологические и общетехнические требования
- Социально-экономические требования
- Этапы дизайнерского проектирования
- 4.2. Методы разработки форм кузовов и кабин
- Тема 5 аэродинамические свойства машины
- 5.1. Аэродинамические характеристики машины
- Сила лобового сопротивления
- Боковая сила
- Подъемная сила
- Момент крена
- 5.2. Связь дизайна и аэродинамики колесной машины
- 5.3. Влияние аэродинамики на потребительские свойства колесной машины
- Тема 6 система «человек-машина-окружающая среда»
- 6.1. Общие сведения
- 6.2. Элементы системы «водитель – автомобиль – дорога - среда» и их взаимное влияние
- 6.3. Внешняя информативность автомобиля
- Тема 7 интерьер кабин
- 7.1. Компоновка внутреннего пространства кабины
- Рекомендуемая ширина сидений легковых автомобилей
- 7.2. Сиденья
- 7.3. Отделка интерьера
- Тема 8 конструктивная безопасность автомобиля
- 8.1. Дорожно-транспортные происшествия
- 8.2. Активная и пассивная безопасность
- 8.3. Послеаварийная безопасность
- 8.4. Защитные системы
- Тема 9 комфортабельность автомобиля
- 9.1. Утомление водителя
- 9.2. Климатическая комфортабельность
- 9.3. Вибрационная комфортабельность
- Нормативные показатели плавности хода транспортных машин
- 9.4. Акустическая комфортабельность
- Допустимые уровни внутреннего шума автотранспортных средств
- Список литературы
- 49005, М. Дніпропетровськ, просп. К.Маркса, 19.