logo
КЛ-Эргономика

9.3. Вибрационная комфортабельность

При механическом возбуждении человек представляет собой некоторую механическую систему. При этом различные внутренние органы и отдельные части тела человека можно рассматривать как массы, соединенные между собой упругими связями с включением параллельных сопротивлений.

Относительные перемещения частей тела человека приводят к напряжениям в связках между этими частями и взаимному соуда­рению и надавливанию. Такая вязкоупругая механическая система обладает собственными частотами и достаточно ярко выражен­ными резонансными свойствами. Резонансные частоты отдельных частей тела человека следующие: голова - 12...27 Гц, горло -6...27 Гц, грудная клетка - 2... 12 Гц, ноги и руки - 2...8 Гц, поясничная часть позвоночника - 4... 14 Гц, живот - 4... 12 Гц, Степень вредного воздействия колебаний на организм человека зависит от частоты, продолжительности и направления действии вибрации, индивидуальных особенностей человека.

Продолжительные колебания человека с частотой 3... 5 Гц вред­но отражаются на вестибулярном аппарате, сердечно-сосудистой системе и вызывают синдром укачивания. Колебания с частотой 1,5... 11 Гц вызывают расстройства вследствие резонансных коле­баний головы, желудка, кишечника и в конечном счете всего тела. При колебаниях с частотой 11 ...45 Гц ухудшается зрение, возни­кает тошнота, рвота, нарушается нормальная деятельность других органов. Колебания с частотой более 45 Гц вызывают поврежде­ние сосудов головного мозга, происходит расстройство циркуля­ции крови и высшей нервной деятельности с последующим раз­витием вибрационной болезни.

Вибрация при постоянном воздействии оказывает неблагоприятное влияние на организм человека, поэтому ее нормируют. Общий подход к нормированию вибрации заключается в огра­ничении виброускорения или виброскорости, измеренных на ра­бочем месте водителя, в зависимости от направления действия вибрации, ее частоты и продолжительности.

Плавность хода машины характеризуется обшей вибрацией, передающейся через опорные поверхности на тело сидящего человека. Локальная же вибрация передается через руки человека от органов управления машиной, и ее влияние менее существенно.

В настоящее время используются нор­мативные показатели плавности хода машин, такие как виброускорения и виброскорости в вертикальной и горизонтальной плос­костях, устанавливаемые дифференцированно для различных частот колебаний. Последние группируются в семь октавных полос со средней геометрической частотой от 1 до 63 Гц (табл. 9.1).

Таблица 9.1