6.1. Общие сведения
Система (от греч. systema - целое, соединенное из частей; соединение) - множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство.
Движение автомобиля по дороге или какой-либо другой местности можно рассматривать как функционирование системы «человек - машина - окружающая среда». Функционирование этой системы рассмотрим на примере движения автомобиля по дороге, что представляется системой «водитель - автомобиль - дорога - среда», которую обычно обозначают аббревиатурой ВАДС.
Каждый из компонентов системы ВАДС может рассматриваться как система более низкого уровня, таким образом, система обладает иерархией. В свою очередь, система ВАДС входит в систему или системы более высокого уровня: транспортные системы региона, страны, мира, которые включают также другие средства транспорта (железнодорожного, водного, авиационного).
Нарушения в работе каждого из компонентов системы ВАДС приводят к снижению ее эффективности (уменьшению скорости движения, немотивированным остановкам, увеличению расхода топлива) или к аварии (дорожно-транспортному происшествию - ДТП).
Основной характеристикой системы ВАДС является ее надежность. Надежность объекта - свойство выполнять заданные функции, сохраняя во времени значения установленных эксплуатационных показателей в заданных пределах, соответствующих заданным режимам и условиям пользования, технологического обслуживания, ремонта.
Надежность - сложное свойство, слагающееся из более простых (безотказности, ремонтопригодности, долговечности, сохраняемости). Для объекта ВАДС надежность зависит прежде всего от безотказности. Безотказность - свойство объекта непрерывно сохранять работоспособное состояние в течение некоторого времени. Далее свойства элементов системы ВАДС рассмотрены более подробно.
- Содержание
- Введение
- Тема 1 антропометрия и автомобиль
- 1.1. Основные сведения об антропометрии
- Латентный {скрытый) период - время от момента возникновения какого-либо раздражителя до появления ответной реакции организма.
- 1.2. Посадочные манекены
- 1.3. Хиротехника
- Тема 2 компоновка пространства для водителя и пассажиров
- 2.1. Общие сведения
- 2.2. Компоновка рабочего места водителя автомобиля и места пассажира
- Для легковых автомобилей, как указывалось выше, сиденье имеет меньшую высоту, ноги более вытянуты (угол а3 больше), спинка сиденья наклоняется на больший угол (а1 - 30° и более).
- Расположение основных органов управления автомобилем
- Расположение педалей управления легковым автомобилем
- Тема 3 разработка панели приборов
- 3.1. Общая компоновка приборной панели
- 3.2. Информативность приборной панели
- 3.3. Правила проектирования шкал приборов
- 3.4. Уменьшение вероятности ошибок считывания показаний приборов
- Тема 4 основы художественного конструирования автомобилей
- 4.1. Теория промышленного дизайна
- Требования технической эстетики
- Технологические и общетехнические требования
- Социально-экономические требования
- Этапы дизайнерского проектирования
- 4.2. Методы разработки форм кузовов и кабин
- Тема 5 аэродинамические свойства машины
- 5.1. Аэродинамические характеристики машины
- Сила лобового сопротивления
- Боковая сила
- Подъемная сила
- Момент крена
- 5.2. Связь дизайна и аэродинамики колесной машины
- 5.3. Влияние аэродинамики на потребительские свойства колесной машины
- Тема 6 система «человек-машина-окружающая среда»
- 6.1. Общие сведения
- 6.2. Элементы системы «водитель – автомобиль – дорога - среда» и их взаимное влияние
- 6.3. Внешняя информативность автомобиля
- Тема 7 интерьер кабин
- 7.1. Компоновка внутреннего пространства кабины
- Рекомендуемая ширина сидений легковых автомобилей
- 7.2. Сиденья
- 7.3. Отделка интерьера
- Тема 8 конструктивная безопасность автомобиля
- 8.1. Дорожно-транспортные происшествия
- 8.2. Активная и пассивная безопасность
- 8.3. Послеаварийная безопасность
- 8.4. Защитные системы
- Тема 9 комфортабельность автомобиля
- 9.1. Утомление водителя
- 9.2. Климатическая комфортабельность
- 9.3. Вибрационная комфортабельность
- Нормативные показатели плавности хода транспортных машин
- 9.4. Акустическая комфортабельность
- Допустимые уровни внутреннего шума автотранспортных средств
- Список литературы
- 49005, М. Дніпропетровськ, просп. К.Маркса, 19.