Этапы дизайнерского проектирования
Процесс дизайнерского проектирования включает следующие основные этапы:
художественно-конструкторский анализ;
художественно-конструкторский синтез;
художественно -конструкторский проект.
Художественно - конструкторский анализ. Художественное конструирование выполняется в рамках общего процесса создания автомобиля и является его составной частью.
Этапы создания художественного проекта автомобиля соответствуют основным этапам создания автомобиля. Высокое качество нового автомобиля не может быть обеспечено без участия дизайнера.
Работа художника-конструктора над проектом начинается с разработки технического задания - исходного документа для разработки продукции и технической документации на нее.
Техническое задание содержит общие сведения о разработке продукции, требования, предъявляемые к ней, и требования к самому процессу ее разработки. Разработке технического задания предшествует большая аналитическая работа по автостроению в целом и автомобилям данного типа в частности.
Полученная информация дополняется художественно-конструкторским анализом, который включает специфические требования, относящиеся к технической эстетике. В их число входит составление морфологических и аксиологических полей; разработка оценочных показателей и оценка технико-эстетического уровня аналогов, их патентной чистоты и соответствия действующим стандартам; выбор базового показателя (образца) качества для сравнительной оценки уровня разрабатываемого автомобиля и трактора на стадии его проектирования.
Необходимо подчеркнуть единство подхода к оценке технико-экономических показателей нового автомобиля и оценки его технико-эстетических показателей. Оценка этих показателей отражается при составлении карты технического уровня и качества продукции на различных этапах разработки автомобиля, начиная с разработки технического задания.
Порядок составления и ведения карты технического уровня и качества продукции регламентирует выбор аналога и базового образца.
Аналог - продукция отечественного или зарубежного производства, подобная сравниваемому изделию, обладающая сходством функционального назначения и условий применения.
Базовый образец - образец продукции, принятый для сравнения при оценке технического уровня и качества, характеризующий передовые научно-технические достижения на установленный период.
Таким образом, дизайнер стоит у истоков разработки машины, начиная со сбора и изучения исходной информации об объекте, систематизации собранного материала, разбивки его на отдельные поля - морфологическое и аксиологическое. Первое предусматривает сведения и данные о материально-пространственной организации аналогов и их элементов, способах функционирования, их ценностных качествах. В морфологическое поле входят модели, макеты, рисунки, фотографии аналогов. Полученные материалы используют для отработки формы исходя из требований технической эстетики. Выбор в качестве аналога зарубежного образца требует его глубокого анализа с точки зрения соответствия отечественным стандартам. В то же время дизайнеру необходимы знания о международных стандартах и стандартах стран предполагаемой поставки продукции и учет их при выполнении художественного проекта автомобиля.
Обеспечение конкурентоспособности нового изделия - задача комплексная, и ее решение требует усилий всех специалистов, в том числе патентоведов. Патентный формуляр - технический документ, определяющий состояние объекта техники по критериям охраны промышленной собственности; он составляется на объекты техники, которые подлежат реализации за рубежом или экспонированию на международных выставках. Патентный формуляр содержит информацию о патентоспособности и патентной чистоте разрабатываемого объекта техники. Правила оформления патентного формуляра регламентированы стандартом.
Художественно - конструкторский синтез. После выполнения художественно-конструкторского анализа намеченных морфологической и аксиологической схем нового автомобиля, выраженных в конкретных требованиях к создаваемому объекту, разрабатывается идеал, замысел конструкторского и композиционного решений. Из возможных вариантов решений изделия выбирают рациональный с точки зрения реализации в новом изделии потребительских свойств и оформляют техническое предложение.
Техническое предложение - вид проектной конструкторской документации, содержащей технико-экономическое обоснование целесообразности разработки изделия и уточняющей требования к изделию, полученные на основании анализа технического задания и проработки вариантов возможных технических решений изделия.
Оформление и утверждение технического предложения служит основанием для создания эскизного проекта, в котором разрабатывается предварительная проектно-конструкторская документация на изделие, содержащая принципиальные конструктивные решения, дающая общее представление о конструкции и принципе работы изделия, а также приводятся параметры, определяющие его соответствие назначению. На этом этапе выполняют композиционные эскизы и рисунки формы проектируемой машины в уменьшенном масштабе (М 1:5); изготавливают масштабные модели (M l:5; 1:2) для аэродинамических испытаний, выполняют натурный чертеж, а затем и натурный макет (M l: 1) машины; разрабатывают эскиз и посадочный макет с рабочим местом водителя и пассажиров, выполняют плазовый чертеж поверхности кузова и мастер - модели их формы.
Этот этап проектирования заканчивается пояснительной запиской (аннотацией), в которой кратко формулируется принятое художественно-конструкторское решение, технологические особенности и технико-экономические показатели изделия.
Художественно - конструкторский проект. Художественно-конструкторский проект является углубленной проработкой проектируемого автомобиля, выполняемой дизайнером и ведущим конструктором проекта с учетом выявленных на предыдущем этапе замечаний и предложений по дальнейшему совершенствованию и повышению технического уровня разрабатываемого изделия. Ведется рабочее проектирование кузова (кабины), окончательная сверка и отработка рабочих чертежей, по которым изготавливаются в металле первые образцы будущего объекта производства.
В ходе изготовления первых образцов кабин и кузовов осуществляется авторский надзор со стороны разрабатывавших их дизайнеров, а также составляются технологические карты на изготовление изделия и используемые при этом материалы.
- Содержание
- Введение
- Тема 1 антропометрия и автомобиль
- 1.1. Основные сведения об антропометрии
- Латентный {скрытый) период - время от момента возникновения какого-либо раздражителя до появления ответной реакции организма.
- 1.2. Посадочные манекены
- 1.3. Хиротехника
- Тема 2 компоновка пространства для водителя и пассажиров
- 2.1. Общие сведения
- 2.2. Компоновка рабочего места водителя автомобиля и места пассажира
- Для легковых автомобилей, как указывалось выше, сиденье имеет меньшую высоту, ноги более вытянуты (угол а3 больше), спинка сиденья наклоняется на больший угол (а1 - 30° и более).
- Расположение основных органов управления автомобилем
- Расположение педалей управления легковым автомобилем
- Тема 3 разработка панели приборов
- 3.1. Общая компоновка приборной панели
- 3.2. Информативность приборной панели
- 3.3. Правила проектирования шкал приборов
- 3.4. Уменьшение вероятности ошибок считывания показаний приборов
- Тема 4 основы художественного конструирования автомобилей
- 4.1. Теория промышленного дизайна
- Требования технической эстетики
- Технологические и общетехнические требования
- Социально-экономические требования
- Этапы дизайнерского проектирования
- 4.2. Методы разработки форм кузовов и кабин
- Тема 5 аэродинамические свойства машины
- 5.1. Аэродинамические характеристики машины
- Сила лобового сопротивления
- Боковая сила
- Подъемная сила
- Момент крена
- 5.2. Связь дизайна и аэродинамики колесной машины
- 5.3. Влияние аэродинамики на потребительские свойства колесной машины
- Тема 6 система «человек-машина-окружающая среда»
- 6.1. Общие сведения
- 6.2. Элементы системы «водитель – автомобиль – дорога - среда» и их взаимное влияние
- 6.3. Внешняя информативность автомобиля
- Тема 7 интерьер кабин
- 7.1. Компоновка внутреннего пространства кабины
- Рекомендуемая ширина сидений легковых автомобилей
- 7.2. Сиденья
- 7.3. Отделка интерьера
- Тема 8 конструктивная безопасность автомобиля
- 8.1. Дорожно-транспортные происшествия
- 8.2. Активная и пассивная безопасность
- 8.3. Послеаварийная безопасность
- 8.4. Защитные системы
- Тема 9 комфортабельность автомобиля
- 9.1. Утомление водителя
- 9.2. Климатическая комфортабельность
- 9.3. Вибрационная комфортабельность
- Нормативные показатели плавности хода транспортных машин
- 9.4. Акустическая комфортабельность
- Допустимые уровни внутреннего шума автотранспортных средств
- Список литературы
- 49005, М. Дніпропетровськ, просп. К.Маркса, 19.