7.2. Сиденья
Автомобильное сиденье находится в движущемся объекте, который подвергается динамическим воздействиям. Это определяет требования, которым автомобильные сиденья должны удовлетворять.
Эти сиденья должны обеспечивать:
• удобную позу водителя и пассажира;
• благоприятное распределение давлений на участки тела;
• защиту человека от вибраций и других динамических воздействий;
• передачу телу человека (водителя) необходимых динамических воздействий, чтобы он мог «чувствовать» автомобиль;
• фиксацию тела в определенном положении, несмотря на динамические воздействия, прежде всего горизонтальные;
• возможность изменения позы.
Материал обивки сиденья должен быть паропроницаемым, но в то же время обеспечивать необходимую термоизоляцию, обивка сиденья должна противостоять загрязнениям, легко очищаться, быть износостойкой и не изнашивать одежду.
Сиденье должно соответствовать стандартным требованиям пассивной безопасности.
Удобная поза водителя и пассажира обеспечивается габаритными параметрами сиденья, формой и упругостью подушки сиденья и спинки. Основная нагрузка от веса сидящего человека приходится на седалищные бугры. В зависимости от наклона подушки сиденья и ее формы таз человека может занимать различное положение (рис. 7.2).
Н Рис. 7.2. Влияние профиля сиденья на положение позвоночника: а — при плоском сиденье; б — при сиденье с опорным валиком
Когда человек занимает на сиденье правильное положение, основная вертикальная нагрузка приходится на седалищные бугры или располагается несколько впереди них.
На рис. 7.3 показаны эпюры удовлетворительного распределения давления на подушке и спинке сиденья.
Для удерживания тела от смещения в боковом направлений в боковых частях подушки делают валики, препятствующие боковому смещению тела при крутых поворотах. Вогнутая форма придается также и спинке.
Способность сиденья изолировать человека от динамических, прежде всего вибрационных, воздействий определяется упругостью сиденья и способностью демпфировать колебания.
Упругодемпфирующие характеристики автомобильных сидений зависят от их конструкции, от вида упругого элемента. Сиденья с металлическими упругими элементами показаны на рис. 7.4.
Рис. 7.3. Эпюра удовлетворительного распределения давлений (кПа) на спинку (а) и подушку (б) сиденья
Рис. 7.4. Сиденья с металлическими упругими элементами:
а — цилиндрические пружины сжатия; б — пружины непрерывного плетения; в — змейковые пружины; г — горизонтальные пружины растяжения
В качестве упругих элементов сидений часто используются различные вспененные синтетические материалы. Примеры конструкций таких сидений приведены на рис. 7.5.
Рис. 7.5. Сиденья с неметаллическими упругими элементами:
а — с подушкой из вспененной резины или полиуретана; б — с резиновыми лентами; в — с подушкой на жестком основании; г — жесткое сиденье
Из-за трения тела о сиденье при движении транспортного средства, от теплоты и испарений, выделяемых телом, между телом человека и сиденьем возникает неблагоприятная среда. Одежда становится влажной, создается ощущение дискомфорта. Важнейшим свойством обивки и непосредственно прилегающего к ней изнутри материала сиденья является паропроницаемость.
Необходимо, чтобы обивка сиденья имела определенные фрикционные свойства, шероховатость, что препятствует нежелательному перемещению человека при горизонтальных ускорениях. Но поверхность материала обивки не должна быть излишне грубой, чтобы не изнашивать одежду.
Для повышения комфортабельности транспортного средства, особенно в холодное время года, на многих автомобилях устанавливается система подогрева сидений.
- Содержание
- Введение
- Тема 1 антропометрия и автомобиль
- 1.1. Основные сведения об антропометрии
- Латентный {скрытый) период - время от момента возникновения какого-либо раздражителя до появления ответной реакции организма.
- 1.2. Посадочные манекены
- 1.3. Хиротехника
- Тема 2 компоновка пространства для водителя и пассажиров
- 2.1. Общие сведения
- 2.2. Компоновка рабочего места водителя автомобиля и места пассажира
- Для легковых автомобилей, как указывалось выше, сиденье имеет меньшую высоту, ноги более вытянуты (угол а3 больше), спинка сиденья наклоняется на больший угол (а1 - 30° и более).
- Расположение основных органов управления автомобилем
- Расположение педалей управления легковым автомобилем
- Тема 3 разработка панели приборов
- 3.1. Общая компоновка приборной панели
- 3.2. Информативность приборной панели
- 3.3. Правила проектирования шкал приборов
- 3.4. Уменьшение вероятности ошибок считывания показаний приборов
- Тема 4 основы художественного конструирования автомобилей
- 4.1. Теория промышленного дизайна
- Требования технической эстетики
- Технологические и общетехнические требования
- Социально-экономические требования
- Этапы дизайнерского проектирования
- 4.2. Методы разработки форм кузовов и кабин
- Тема 5 аэродинамические свойства машины
- 5.1. Аэродинамические характеристики машины
- Сила лобового сопротивления
- Боковая сила
- Подъемная сила
- Момент крена
- 5.2. Связь дизайна и аэродинамики колесной машины
- 5.3. Влияние аэродинамики на потребительские свойства колесной машины
- Тема 6 система «человек-машина-окружающая среда»
- 6.1. Общие сведения
- 6.2. Элементы системы «водитель – автомобиль – дорога - среда» и их взаимное влияние
- 6.3. Внешняя информативность автомобиля
- Тема 7 интерьер кабин
- 7.1. Компоновка внутреннего пространства кабины
- Рекомендуемая ширина сидений легковых автомобилей
- 7.2. Сиденья
- 7.3. Отделка интерьера
- Тема 8 конструктивная безопасность автомобиля
- 8.1. Дорожно-транспортные происшествия
- 8.2. Активная и пассивная безопасность
- 8.3. Послеаварийная безопасность
- 8.4. Защитные системы
- Тема 9 комфортабельность автомобиля
- 9.1. Утомление водителя
- 9.2. Климатическая комфортабельность
- 9.3. Вибрационная комфортабельность
- Нормативные показатели плавности хода транспортных машин
- 9.4. Акустическая комфортабельность
- Допустимые уровни внутреннего шума автотранспортных средств
- Список литературы
- 49005, М. Дніпропетровськ, просп. К.Маркса, 19.