logo
Voprosy Gosekz (1)

19. Применение альтернативных видов топлива.

Ограниченность запасов нефти наряду с применением нефтяных топлив широкого фракционно­го состава (в основном с повышенной температурой конца ки­пения) обусловливает необходимость создания синтетических топлив.

Углеводородные жидкие топлива получают также из горючих сланцев и нефтеносных песков.

Источник получения альтернативного топлива для двигате­лей внутреннего сгорания — уголь.

К природным заменителям нефтяного топлива относятся природный и попутный газы, водород и газовый конденсат.

Газовый конденсат по своему фракционному составу близок к бензиновым, лигроиновым и газойлевым фракциям нефти и в основном представляет собой смесь различных фракций, выки­пающую в широких температурных пределах.

Ресурс топлива для дизелей можно расширить применением порошков тонкого помола из угля, подаваемого непосредствен­но в камеру сгорания, или в виде суспензии с дизельным топ­ливом и водой, а также за счет применения растительных и ми­неральных масел..

Применение таких альтернативных топлив, как природный газ, спиртовое топливо, водород, связано с повышением степени сжатия дизеля, так как эти топлива обладают низким цитановым числом и плохой самовоспламеняемостью. Этот недоста­ток альтернативных топлив можно преодолеть, применив при­садки, улучшающие самовоспламенение основного топлива

Перспективный вид топлива—водород. Однако широкое его применение сдерживается из-за сложности хранения как на за­правочных станциях, так и на транспортных установках.

Наиболее перспективны дизельные топлива, обладающие хо­рошей характеристикой самовоспламенения. К их числу отно­сятся керосин и более тяжелые диетиллятные топлива, получае­мые из нефти или угля.

Ведутся исследования по использованию биомасс (расти­тельных масел) в качестве исходного сырья для получения ди­зельных топлив. Однако добавка растительных масел к дизель­ному топливу приводит к закоксовыванию сопловых отверстий распылителей форсунок, интенсификации образования углерод­ных отложений в верхней части гильз цилиндров и на поршне, пригоранию поршневых колец и, как следствие, увеличению прорыва газов из цилиндров в картер.

Характерное альтернативное топливо — газообразное, т. е. природный газ (в основном метан) в сжатом и сжиженном со­стоянии, пропан, бутан, синтетический газ, получаемый из угля, торфа и возобновляемых источников сырья (городских отходов и биомассы).

Использование ядерной, солнечной и геотермической энергии предпочтительно для производства водорода, аммиака и элек­трической энергии, которые будут ценными потенциальными за­менителями углеродсодержащего топлива.