7.Особенности системы управления работой двс «к- Jetronic».
Краткая характеристика и принцип работы некоторых типичных СВТ
3.1. Системы непрерывного впрыска
Bosch K-Jetronic
Bosch K-Jetronic - механическая СВТ (рис.3.1а). К - kontiniuerlich (нем.) - непрерывный.
Главным узлом устройства управления является дозатор-распределитель топлива (ДРТ). Топливо под действием давления (0,47 МПа) попадает в нижние камеры дифференциальных клапанов 1f и под управляющую кромку 1c плунжера 1d. Всасываемый воздух поднимает на некоторую величину напорный диск 15, который в свою очередь поднимает плунжер, управляющая кромка которого открывает дозировочные каналы (по числу цилиндров), в силу чего в верхние камеры 1е поступает количество топлива пропорционально воздуху. Давление топлива в верхних камерах совместно с пружинами приоткрывает дифференциальные клапаны, и топливо поступает к форсункам. При достижении давления в форсунках около 0,3 МПа они открываются и непрерывно распыляют топливо перед впускными клапанами.
Особенность гидравлики такова, что изменение сечения дозировочных каналов изменяет скорость потока топлива, и в результате нарушается доза топлива. Исключить это можно только одним путем - приданием потоку топлива постоянной скорости. Это возможно, если на пути топлива установить некое устройство, обеспечивающее постоянный перепад давлений. Именно таким устройством является дифференциальный клапан (0,01 Мпа). Теперь в силу постоянной скорости доза топлива зависит только от величины сечения дозировочного канала, а она, в свою очередь, однозначно зависит от величины подъема напорного диска, т.е. от количества воздуха.
На динамических (переходных) режимах (см. табл. 3.1) доза топлива корректируется. Так,
Рис.3.1а. Схема системы впрыска K-Jetronic [3]:
1- винт регулировки состава смеси; 1b- дозатор-распределитель топлива; 1с - управляющий плунжер; 1d - управляющая кромка плунжера; 1е - верхняя камера дифференциального клапана; 1f - нижняя камера дифференциального клапана; 2 - топливный бак; 3 - топливный насос; 4 - аккумулятор давления; 5 - топливный фильтр; 6 - регулятор давления топлива; 7 - форсунка; 8 - клапан добавочного воздуха; 9 - пусковая форсунка; 9а - винт регулировки холостого хода; 9b - дроссельная заслонка; 10 - реле топливного насоса; 11 - датчик частоты вращения и положения коленчатого вала в распределителе зажигания; 12 - регулятор управляющего давления; 13 - аккумуляторная батарея; 14 - термотаймер; 15 - измеритель расхода воздуха.
Обогащение смеси при холодном пуске достигается включением пусковой форсунки 9. Время включения определяется термотаймером 14 в зависимости от температуры двигателя, но не более 8 с, чтобы не "залить" цилиндры бензином.
В начале прогрева плунжер находится максимально вверху, т.к. противодавление топлива (сверху на плунжер) минимально. С прогревом противодавление под действием регулятора управляющего давления (РУД) 12 постепенно увеличивается, плунжер снижается, сечение дозировочных каналов, а значит и доза топлива, уменьшаются.
При ускорении двигателя водитель открывает дроссельную заслонку, соединяя впускной тракт с атмосферой. Давление (разрежение) во впускном тракте падает с минус 0,06...0,07 МПа до нуля. Противодавление РУД снижается, плунжер уходит вверх, и смесь обогащается на величину, обеспечивающую уверенное ускорение. При резком ускорении, кроме того, плунжер под действием напорного диска "подпрыгивает" вверх, что обеспечивает дополнительное обогащение смеси.
С ростом скорости автомобиля и частоты вращения коленчатого вала разрежение растет, противодавление увеличивается, плунжер снижается, и доза топлива уменьшается до экономичной, что обеспечивает нормальное движение автомобиля на частичной нагрузке (постоянной крейсерской скорости). Кроме того, обеднение смеси обеспечивается замедлением скорости подъема напорного диска (относительным снижением) в силу пологости стенок шахты, в которой он перемещается.
При полном газе напорный диск попадает в область почти вертикальных стенок, что дает обогащение смеси.
На холостом ходу, когда потребление воздуха минимально, напорный диск снижается в то место, где стенки шахты практически вертикальны. Это обеспечивает относительно высокий подъем напорного диска и плунжера сравнительно с количеством всасываемого воздуха, что дает обогащение, необходимое для устойчивого и комфортного вращения двигателя. Bosch KE-Jetronic
Bosch KЕ-Jetronic - электронно-механическая система (рис.3.1б). Е - elektronische (нем.) - электронный.
Рис.3.1б. Схема системы впрыска KЕ-Jetronic [3]:
1 - топливный бак; 2 - топливный насос; 3 - аккумулятор давления; 4 - топливный фильтр; 5 - регулятор давления топлива; 6 - измеритель расхода воздуха; 6а - напорный диск; 6b - датчик положения напорного диска; 6с - винт регулировки состава смеси; 7 - дозатор-распределитель топлива; 7a - управляющий плунжер; 7b - управляющая кромка плунжера; 7c - верхняя камера дифференциального клапана; 7d - нижняя камера дифференциального клапана; 8 - форсунка; 9 - впускной коллектор; 10 - пусковая форсунка; 11 - термотаймер; 12 - дроссельная заслонка; 12b - винт регулировки холостого хода; 13 - датчик положения дроссельной заслонки; 14 - клапан добавочного воздуха; 15 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 16 - контроллер; 17 - электрогидравлический регулятор управляющего давления; 18 - датчик концентрации кислорода (лямбда-зонд); 19 - датчик частоты вращения и положения коленчатого вала в распределителе зажигания; 20 - реле топливного насоса; 21 - замок зажигания; 22 - аккумуляторная батарея.
Система имеет некоторое сходство с K-Jetronic, но принципиально отличается по методу управления. Динамические режимы обеспечиваются не изменением противодавления на управляющий плунжер, а путем изменения давления в нижних камерах дифференциальных клапанов. Для этого непосредственно к дозатору-распределителю топлива (ДРТ) прикреплен электрогидравлический регулятор управляющего давления (ЭРУД). На обмотку электромагнитного клапана ЭРУД поступает управляющий ток Iупр от контроллера. При увеличении тока клапан приоткрывается, давление в нижних камерах снижается, и дифференциальные клапаны пропускают к форсункам большую дозу топлива - смесь обогащается. При уменьшении тока смесь обедняется. При торможении двигателем направление тока меняется на противоположное, и топливо к форсункам не поступает вообще. При нулевом токе разницу давлений в камерах устанавливают около 0,04 Мпа.
Кроме того, на установившихся режимах (холостом ходу и частичной нагрузке) контроллер по сигналам лямбда-зонда ток управления изменяется в диапазоне 4...16 мА, что обеспечивает поддержание нормальной смеси и дожигание отработавших газов в нейтрализаторе. Этим достигается выполнение экологических норм, а также экономия топлива.
При холодном пуске Iупр велик - 50...120 мА в зависимости от температуры двигателя, и кроме того, аналогично К-Jetronic включается пусковая форсунка. Это обеспечивает необходимое обогащение смеси для запуска. В процессе прогрева двигателя изменяется сигнал датчика температуры охлаждающей жидкости, и по командам контроллера Iупр постепенно (5...7 мин) снижается и входит в диапазон управления установившимся режимом.
При разгоне двигателя Iупр=60...20 мА, чем обеспечивается требуемое обогащение смеси.
При выходе контроллера из строя двигатель ухудшает работу, но способен обеспечить движение автомобиля с неплохими характеристиками. При этом обогащение смеси при разгоне создается за счет резкого перемещения напорного диска измерителя расхода воздуха, при котором управляющий плунжер "подпрыгивает", и его управляющая кромка дополнительно открывает дозировочные каналы.
- Вопросы для госэкзамена
- 190603 – «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования»
- 2. Понятие о наработке, отказе, ресурсе, работоспособности.
- 3. Задачи ето, задачи то-1, задачи то-2
- 4.Техническое состояние автомобиля и методы обеспечения его работоспособности. Изменение параметров технического состояния и причины, влияющие на это. Изнашивание деталей и узлов автомобиля.
- 5. Требования к системе то и тр. Сущность «Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автотранспортных средств»
- 6. Контрольные работы ето. Контрольные работы то-1. Контрольные работы то-2
- 7. Корректировка эталонных нормативов пробега и трудоемкости то. Методы определения периодичности то
- 8. Техническая диагностика. Общее диагностирование д-1, цель и задачи. Поэлементное диагностирование д-2, цель и задачи. Сопутствующее ремонту Др, цель и задачи.
- 9. Средства диагностики. Классификация системы диагностики. Виды датчиков в системах диагностирования. Методы диагностирования.
- 10. Общая характеристика работ в автосервисе. Оборудование. Инструмент.
- 11. Слесарно-механические работы. Окрасочные работы. Кузнечные работы. Сварочные работы.
- 12. Метод организации работ то и тр.
- 13. То и тр на универсальных постах. То и тр на специализированных постах
- 14. Стоянки для автомобилей. Запуск двигателя автомобиля в зимний период на открытых стоянках.
- 15. Методы организации производства то и тр. Управление производством то и тр. Структура управления технической службой сто.
- 16. Задачи службы материально-технического обеспечения предприятий автосервиса. Группы запасных частей, определяющих степень спроса.
- 17. Сущность физического и морального старения автомобиля.
- 18. Изменение эксплуатационных показателей автомобилей при старении
- 19. Устройства обзорности и световые приборы. Их влияние на безопасность дорожного движения.
- 20. Активная и пассивная безопасность автомобиля и их факторы Изменение безопасности эксплуатации автомобиля по мере его старения.
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Производственно-техническая инфраструктура предприятий автомобильного сервиса» (птипас).
- 1. Общая характеристика технологического оснащения. Классификация технического оборудования.
- 2. Производительность технологического оборудования. Эффективность машинного технологического процесса и эксплуатация оборудования.
- 3. Характеристика загрязнений автомобиля. Требования для мойки автомобилей
- 4. Оборудование для мойки автомобилей. Способы мойки автомобилей. Требования к оборудованию для мойки автомобилей.
- 5. Классификация подъемно-транспортного оборудования и сооружений. Виды осмотровых канав и эстакад. Преимущества и недостатки осмотровых канав и эстакад.
- 6. Виды подъемников. Способы привода и синхронизации. Страховочные устройства подъемников.
- 8. Оборудование для балансировки колес. Классификация, принцип работы. Статический и динамический дисбаланс.
- 9. Оценка механизации технологических процессов на предприятиях технического сервиса.
- 10. Выбор технологического оборудования для постов и участков птс. Показатели, по которым ведется выбор оборудования.
- 11. Виды обслуживания технологического оборудования. Классификация оборудования для составления системы его то и ремонта. Методы организации и планирования то и ремонта оборудования.
- 2. Действительный рабочий цикл двигателя внутреннего сгорания.
- 3. Расчет действительного цикла двигателя, параметры впуска.
- 4. Расчет процесса сжатия.
- 5. Определение параметров цикла в конце процесса сгорания.
- 6. Процесс расширения.
- 7. Процесс выпуска.
- 8. Индикаторная диаграмма цикла
- 9. Индикаторные и эффективные показатели рабочего цикла.
- 10. Показатели токсичности работы двигателя.
- 12. Тепловой баланс двигателя.
- 13. Определение и классификация характеристик двс.
- 14. Регуляторная характеристика дизельного двигателя.
- 15. Основы кинематического расчета
- 16. Основы динамического расчета двигателя.
- 17. Уравновешивание двигателей внутреннего сгорания.
- 18. Уравновешивание сил инеции с помощью специальных механизмов.
- 19. Применение альтернативных видов топлива.
- 20. Новые типы двигателей.
- Вопросы к гос.Экзамену по факультету тех.Сервиса, дисциплина «Детали машин и основы конструирования»
- 2) Муфты электрического действия(электрические)
- 3) Муфты гидравлического действия(гидравлические)
- 4) Муфты неуправляемые(постоянно действующие):
- 10. Конструкция и расчет втулочной муфты и упругой втулочно-пальцевой муфты.
- 11. Резьбовые соединения (рс): назначение, классификация, основные параметры, оценка. Сравнение прямоугольной и треугольной резьбы по трению.
- 12. Расчет элементов резьбы на прочность и износостойкость.
- 13.Шпоночные соединения: назначение, классификация, оценка. Расчет призматических, сегментных шпонок.
- 14. Шлицевые (зубчатые) соединения: назначение, область применения, оценка. Прямобочные шлицевые соединения, способы центрирования. Эвольвентные и треугольные шлицевые соединения.
- 2.Назначение, устройство конструкции и принцип действия датчиков массового расхода топлива.
- 3.Назначение, устройство конструкции и принцип действия датчиков кислорода.
- 4.Преимущества электронных систем впрыска по сравнению с карбюраторной подачей топлива.
- 5.Развитие и классификация систем электронного впрыска топлива бензинового двс.
- 7.Особенности системы управления работой двс «к- Jetronic».
- 8.Особенности цифровой системы управления работой двс «Motronic-3.1» и выше.
- 9.Преимущества и недостатки электроусилителей руля перед обычными.
- 6.Конструктивные особенности двс по экологическому классу евро- 1.2….4 и 5*.
- 10.Устройство и принцип действия электрогидроусилителя руля.
- 11.Устройство и принцип действия электроусилителя руля.
- 12.Устройство и принцип действия системы abs и abs-2
- 13.Устройство и принцип действия системы esp и esp-2.
- 14.Устройство и принцип действия can- шины.
- 9.Количественная оценка состояния автомобилей и показателей эффективности их эксплуатации
- 11.Виды полуосей автомобиля и требования к ним .Виды мостов автомобилей
- 20. Показатели токсичности работы двигателей.
- Вопросы к госэкзамену по ремонту машин для специальностей 110304, 190603
- Контрольные вопросы по дисциплине «то и тр кузовов автомобилей»