logo
Voprosy Gosekz (1)

20. Новые типы двигателей.

Газотурбинные двигатели. Перспективы широкого использования газотурбинных двигателей на автомобилях и тракторах предопределены комплексом существенных их преи­муществ перед поршневыми. Основные из них— легкий пуск при низких температурах (в течение 1... 1,5 мин, без подогрева при 248 К), меньшак трудоемкость технического обслуживания (на 25...47%), меньшая масса (в 1,8...2,5 раза) и габариты (в 1,4...1,6 раза), простота капитального ремонта и уменьшение на 23...65% его стоимости, многотопливность без существенной переделки систем, меньший в 3...5 раз -выброс токсичных компо­нентов, меньшие вибрации и приемлемый уровень шума, хоро­шая приспособленность к внешним нагрузкам и уравновешен­ность, в 4...5 раз уменьшается количество деталей.

Роторно-поршневые двигатели. Современные роторно-порш-невые двигатели по сравнению с поршневыми имеют большие в 2...3 раза литровую и в З...3,5 раза габаритную мощности, мень­шую в 1,5...2 раза удельную массу, более широкую возможность составления мощностных рядов при 85...90% унифицированных деталей. Для них характерны также отсутствие газораспреде­лительного механизма, хорошая компактность, меньшее по сравнению с поршневыми двигателями на 35...40% число дета­лей, пониженные требования к октановому числу топлива, бо­лее высокое значение коэффициента наполнения,, пологая кри­вая крутящего момента и высокая цикличность работы. Основ­ные недостатки этих двигателей— повышенные расход топлива и токсичность, сложность создания уплотнений между рабочи­ми элементами, ограничение окружной скорости ротора 25...30 м/с

Двигатели с внешним подводом теплоты (двигатели Стер­линга) в последнее время достигли определенной степени совер­шенства благодаря возможности сжигания низкосортных топлив, малой токсичности, низкому уровню шума и вибрации, по­вышенной удельной мощности, а также хорошим характеристикам крутящего момента и высокому значению эффективного КПД (0,36...0,38). Основные недостатки этих двигателей — их сложность, сравнительно большая металлоемкость и высо­кая стоимость усовершенствованных вариантов (в 2 раза выше, чем поршневых двигателей). Имеются трудности с обеспечени­ем эффективного теплообмена и технологии изготовления уплот­нений с точки зрения как материалов, так и конструкции.

Особенность двигателей с внешним подводом теплоты — замкнутый цикл. Рабочее тело в его полостях не заменяется, а только изменяет свой объем за счет подвода и отвода теплоты.