20. Показатели токсичности работы двигателей.
Показатели токсичности работы двигателя.
Автомобили с дизелями испытывают на дымность ОГ при свободном ускорении и максимальной частоте вращения вала на холостом ходу. Более полную оценку токсичности и дымности ОГ автомобилей и двигателей проводят на заводах, при этом выполняются заданные совокупности режимов, называемые циклами. Оценочными и нормируемыми показателями служат выбросы СО, NOх и СН, а для дизелей также дымность ОГ или содержание твердых частиц. Автомобили с полной массой не более 3500 кг (легковые, микроавтобусы и т. п.) с дизелями и двигателями с искровым зажиганием испытывают по так называемому ездовому циклу на стенде с беговыми барабанами. Испытание состоит из части I, в течение которой четыре раза повторяется городской цикл А, а затем следует высокоскоростная часть II, имитирующая движение автомобиля по шоссе (рис. 15.5).
• Состав смеси оказывает большое влияние на токсичность ОГ. Как следует из рис.15.6, при < 1 существенно возрастает концентрация СО и СН, при этом, даже когда для двигателя в целом α=1,0 в ОГ, содержится некоторое количество этих токсичных компонентов, что объясняется неравномерностью состава смеси по цилиндрам, наличием в камере сгорания зон с обогащенной смесью. При обеднении смеси выход NO, сначала растет, что связано с увеличением концентрации в продуктах сгорания атомарного кислорода, затем при α> 1,05. ..1,10 в результате падения температуры сгорания образование NOх уменьшается.
Наименьшая величина средней амплитуды α этих колебаний имеет место при α= 0,8...0,85, когда наблюдается также минимальная концентрация СН. С обеднением смеси при α> 0,80...0,85 выброс СО уменьшается, однако из-за пропусков воспламенения в отдельных циклах сильно возрастает концентрация СН и увеличивается амплитуда колебаний двигателя на подвеске.
• Угол опережения зажигания вблизи его оптимального значения (с точки зрения экономичности работы двигателя почти не влияет на концентрацию СО и СН, однако с ростом φ концентрация NOх возрастает и особенно заметно при α > 1,0. Отступление от рекомендуемых для данного двигателя φ в сторону более поздних способствует снижению выбросов NOх, но при этом одновременно ухудшаются и экономические показатели. Работа с чрезмерно ранним зажиганием недопустима, так как при этом увеличивается выброс NOх и ухудшаются другие показатели.
• Совершенствование рабочих процессов и смесеобразования. Конструкция камеры сгорания влияет на образование СН: чем меньше отношение поверхности к объему камеры и объем камеры над вытеснителем, тем меньше образуется СН. На концентрацию СО и NOх эти факторы заметного влияния не оказывают. Увеличение степени сжатия вызывает рост максимальной температуры цикла и приводит к увеличению отношения поверхности камеры сгорания к ее объему. Первый фактор определяет повышение концентрации NOх при α> 1,0, а второй — увеличение выхода СН.Улучшение смесеобразования уменьшает выброс СО в области богатых смесей, но может несколько увеличить концентрацию NO, на бедных смесях. Наибольшие трудности при соблюдении действующих и перспективных норм на токсичность ОГ связаны со снижением выбросов NOх, а на режимах пуска, прогрева и холостого хода — со снижением выбросов СН и СО. Для снижения токсичности ОГ рекомендуется использовать следующие мероприятия.• Повышение качества изготовления двигателей путем совершенствования технологических процессов и в первую очередь ужесточения технологических допусков на изготовление деталей, формирующих камеру сгорания, систему подачи топлива, впускные трубопроводы и систему зажигания. Это обеспечивает уменьшение различий значения степени сжатия в отдельных цилиндрах, улучшает распределение смеси по цилиндрам, позволяет существенно приблизиться к оптимальным составам смеси и углам опережения зажигания. Улучшение конструкции поршневых колец уменьшает угар масла и, следовательно, снижает выброс СН и канцерогенных веществ. • Совершенствование систем питания и зажигания имеет исключительно большое значение. Для карбюраторов помимо повышения точности изготовления его основных деталей существенное значение имеют совершенствование систем пуска, прогрева и холостого хода, применение экономайзера принудительного холостого хода и т. п. Наилучшие результаты по снижению токсичности ОГ дает применение системы впрыскивания бензина. Транзисторная система зажигания увеличивает энергию электрической искры, что улучшает воспламенение и позволяет работать на более бедных смесях. Микропроцессорное управление системой зажигания позволяет изменять угол опережения зажигания по сложному закону, обеспечивающему выполнение требований к процессу сгорания с точки зрения снижения токсичности ОГ и улучшения топливной экономичности.
• Рециркуляция отработавших газов. Определяющее влияние на величину общей токсичности ОГ двигателей с искровым зажиганием на режимах больших и средних нагрузок оказывают выбросы NOх. Уменьшение выбросов NOх представляет собой сложную задачу. Если часть ОГ из системы выпуска направить во впускной трубопровод, то концентрация топлива в заряде уменьшится. Это вместе с относительно высокой теплоемкостью продуктов сгорания приводит к понижению максимальной температуры цикла и концентрации кислорода в заряде, а значит, способствует уменьшению образования NO, и понижает их концентрацию в ОГ на 40...50%. Опыты показывают, что для такого снижения концентрации NOх во впускную систему необходимо подавать ОГ в количестве до 20% от количества воздуха. Чрезмерно большая рециркуляция вызывает увеличение выбросов СН и заметное ухудшение топливной экономичности. Следовательно, рециркуляцию необходимо регулировать в зависимости от нагрузки двигателя, для чего служит специальный клапан-дозатор ОГ. Рециркуляция ОГ более эффективна на режимах средних нагрузок, когда максимальная температура при сгорании смеси достаточно высока и в заряде имеется избыток кислорода. При полном открытии дроссельной заслонки рециркуляция не используется, так как она снижает мощность двигателя. На холостом ходу и малых нагрузках рециркуляция также не используется, так как в ней нет необходимости. В карбюраторных двигателях ОГ подаются во впускной трубопровод за дроссельной заслонкой, чтобы не нарушать до-зирования смеси и избегать образования в карбюраторе отложений. • Нейтрализация отработавших газов — радикальный способ уменьшения токсичности ОГ. Для автомобильных двигателей наибольшее применение получили каталитические нейтрализаторы, в которых специальные вещества (катализаторы) ускоряют протекание реакций окисления СО и СН, а также восстановления NOх. Существует очень узкий диапазон составов смеси вблизи α= 1,0, когда имеет место высокая степень преобразования одновременно всех трех основных токсических компонентов, т. е. когда количество кислорода, освобождающегося при восстановлении NOх, достаточно для окисления СО и СН. Поддержание состава смеси в таком узком диапазоне возможно в основном при применении систем впрыскивания топлива с электронным управлением по сигналу кислородного датчика (λ-зонд), характеристика которого показана на рис. 15.9. Как видно, в требуемом диапазоне состава смеси сигнал λ -зонда изменяется почти ступенчато, что позволяет электронному блоку управления впрыскивания бензина поддерживать состав смеси при 1,0 с точностью ±1%.
Вопросы к государственному экзамену по дисциплине ЭИПСА
Цели, задачи и содержание расчета автомобилей. Анализ компоновочных схем легковых и грузовых автомобилей.
Эксплуатационные свойства автомобилей не связанные с движением.
Эксплуатационные свойства автомобилей связанные с движением.
Ведущие моменты, приложенные к движителям.
Силы сопротивления движению.
Тяговый баланс и дифференциальное уравнение движения.
Кинематика и динамика автомобильного колеса. Коэффициент сопротивления качению.
Работа ведомого колеса. Работа ведущего колеса.
Мощностной баланс и тяговые характеристики. Составляющие мощностного баланса и их определение.
Динамический фактор и динамические характеристики.
Влияние различных факторов на тягово-скоростные свойства автомобилей.
Разгон автомобиля.
Торможение автомобиля. Тормозной и остановочный пути.
Топливная экономичность автомобиля. Экономическая характеристика.
Кинематика и динамика поворота колесных машин.
Влияние боковой упругости шин на управляемость колесных машин.
Динамическая устойчивость автомобилей.
Плавность хода автомобиля. Виды колебаний автомобиля.
Проходимость автомобиля.
Экологическая безопасность при эксплуатации автомобилей.
- Вопросы для госэкзамена
- 190603 – «Сервис транспортных и технологических машин и оборудования»
- 2. Понятие о наработке, отказе, ресурсе, работоспособности.
- 3. Задачи ето, задачи то-1, задачи то-2
- 4.Техническое состояние автомобиля и методы обеспечения его работоспособности. Изменение параметров технического состояния и причины, влияющие на это. Изнашивание деталей и узлов автомобиля.
- 5. Требования к системе то и тр. Сущность «Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автотранспортных средств»
- 6. Контрольные работы ето. Контрольные работы то-1. Контрольные работы то-2
- 7. Корректировка эталонных нормативов пробега и трудоемкости то. Методы определения периодичности то
- 8. Техническая диагностика. Общее диагностирование д-1, цель и задачи. Поэлементное диагностирование д-2, цель и задачи. Сопутствующее ремонту Др, цель и задачи.
- 9. Средства диагностики. Классификация системы диагностики. Виды датчиков в системах диагностирования. Методы диагностирования.
- 10. Общая характеристика работ в автосервисе. Оборудование. Инструмент.
- 11. Слесарно-механические работы. Окрасочные работы. Кузнечные работы. Сварочные работы.
- 12. Метод организации работ то и тр.
- 13. То и тр на универсальных постах. То и тр на специализированных постах
- 14. Стоянки для автомобилей. Запуск двигателя автомобиля в зимний период на открытых стоянках.
- 15. Методы организации производства то и тр. Управление производством то и тр. Структура управления технической службой сто.
- 16. Задачи службы материально-технического обеспечения предприятий автосервиса. Группы запасных частей, определяющих степень спроса.
- 17. Сущность физического и морального старения автомобиля.
- 18. Изменение эксплуатационных показателей автомобилей при старении
- 19. Устройства обзорности и световые приборы. Их влияние на безопасность дорожного движения.
- 20. Активная и пассивная безопасность автомобиля и их факторы Изменение безопасности эксплуатации автомобиля по мере его старения.
- Вопросы к экзамену по дисциплине «Производственно-техническая инфраструктура предприятий автомобильного сервиса» (птипас).
- 1. Общая характеристика технологического оснащения. Классификация технического оборудования.
- 2. Производительность технологического оборудования. Эффективность машинного технологического процесса и эксплуатация оборудования.
- 3. Характеристика загрязнений автомобиля. Требования для мойки автомобилей
- 4. Оборудование для мойки автомобилей. Способы мойки автомобилей. Требования к оборудованию для мойки автомобилей.
- 5. Классификация подъемно-транспортного оборудования и сооружений. Виды осмотровых канав и эстакад. Преимущества и недостатки осмотровых канав и эстакад.
- 6. Виды подъемников. Способы привода и синхронизации. Страховочные устройства подъемников.
- 8. Оборудование для балансировки колес. Классификация, принцип работы. Статический и динамический дисбаланс.
- 9. Оценка механизации технологических процессов на предприятиях технического сервиса.
- 10. Выбор технологического оборудования для постов и участков птс. Показатели, по которым ведется выбор оборудования.
- 11. Виды обслуживания технологического оборудования. Классификация оборудования для составления системы его то и ремонта. Методы организации и планирования то и ремонта оборудования.
- 2. Действительный рабочий цикл двигателя внутреннего сгорания.
- 3. Расчет действительного цикла двигателя, параметры впуска.
- 4. Расчет процесса сжатия.
- 5. Определение параметров цикла в конце процесса сгорания.
- 6. Процесс расширения.
- 7. Процесс выпуска.
- 8. Индикаторная диаграмма цикла
- 9. Индикаторные и эффективные показатели рабочего цикла.
- 10. Показатели токсичности работы двигателя.
- 12. Тепловой баланс двигателя.
- 13. Определение и классификация характеристик двс.
- 14. Регуляторная характеристика дизельного двигателя.
- 15. Основы кинематического расчета
- 16. Основы динамического расчета двигателя.
- 17. Уравновешивание двигателей внутреннего сгорания.
- 18. Уравновешивание сил инеции с помощью специальных механизмов.
- 19. Применение альтернативных видов топлива.
- 20. Новые типы двигателей.
- Вопросы к гос.Экзамену по факультету тех.Сервиса, дисциплина «Детали машин и основы конструирования»
- 2) Муфты электрического действия(электрические)
- 3) Муфты гидравлического действия(гидравлические)
- 4) Муфты неуправляемые(постоянно действующие):
- 10. Конструкция и расчет втулочной муфты и упругой втулочно-пальцевой муфты.
- 11. Резьбовые соединения (рс): назначение, классификация, основные параметры, оценка. Сравнение прямоугольной и треугольной резьбы по трению.
- 12. Расчет элементов резьбы на прочность и износостойкость.
- 13.Шпоночные соединения: назначение, классификация, оценка. Расчет призматических, сегментных шпонок.
- 14. Шлицевые (зубчатые) соединения: назначение, область применения, оценка. Прямобочные шлицевые соединения, способы центрирования. Эвольвентные и треугольные шлицевые соединения.
- 2.Назначение, устройство конструкции и принцип действия датчиков массового расхода топлива.
- 3.Назначение, устройство конструкции и принцип действия датчиков кислорода.
- 4.Преимущества электронных систем впрыска по сравнению с карбюраторной подачей топлива.
- 5.Развитие и классификация систем электронного впрыска топлива бензинового двс.
- 7.Особенности системы управления работой двс «к- Jetronic».
- 8.Особенности цифровой системы управления работой двс «Motronic-3.1» и выше.
- 9.Преимущества и недостатки электроусилителей руля перед обычными.
- 6.Конструктивные особенности двс по экологическому классу евро- 1.2….4 и 5*.
- 10.Устройство и принцип действия электрогидроусилителя руля.
- 11.Устройство и принцип действия электроусилителя руля.
- 12.Устройство и принцип действия системы abs и abs-2
- 13.Устройство и принцип действия системы esp и esp-2.
- 14.Устройство и принцип действия can- шины.
- 9.Количественная оценка состояния автомобилей и показателей эффективности их эксплуатации
- 11.Виды полуосей автомобиля и требования к ним .Виды мостов автомобилей
- 20. Показатели токсичности работы двигателей.
- Вопросы к госэкзамену по ремонту машин для специальностей 110304, 190603
- Контрольные вопросы по дисциплине «то и тр кузовов автомобилей»