7.1. Перевозка суг в железнодорожных цистернах
Для перевозки сжиженных газов по сети железных дорог используют железнодорожные цистерны специальной конструкции. Пропан перевозят в стальных цистернах вместимостью 51 или 54 м3 с полной загрузкой 85%, что составляет соответственно 43 и 46 м3 (рис. 7.1)
Кроме пропановых цистерн имеются бутановые с вместимостью резервуара 60 м3 при полезной нагрузке 54 м3.
В настоящее время начали использоваться железнодорожные цистерны полным объемом 98,3 м3 и полезным 83,5 м3.
Цистерна представляет собой сварной цилиндрический резервуар со сферическими днищами 5, расположенный на четырехосной железнодорожной тележке 6. Крепление резервуара к раме осуществляется стяжными болтами 7.
Резервуар снабжен люком диаметром 450 мм, на крышке которого расположена арматура. Люк вместе с арматурой закрывается предохранительным колпаком 3 диаметром 685 мм и высотой 340 мм. Для обслуживания арматуры вокруг колпака сделана площадка с поручнями 4 и стремянками 1 по обе стороны цистерны.
На крышке люка размещены сливо-наливная и предохранительная арматура и арматура для контроля сливо-наливных операций. В центре крышки люка смонтирован пружинный предохранительный клапан 7 диаметром 32 мм (рис. 7.2), предназначенный для сброса паров сжиженного газа в атмосферу в случае, если в цистерне повысится давление сверх допустимого (для пропана 20, для бутана 8 кг/см2).
По обе стороны предохранительного клапана по продольной оси цистерны установлены два сливо-наливных вентиля 4 и 9 диаметром 40 мм, которые через скоростные клапаны, автоматически прекращающие выход сжиженного газа в случае обрыва шланга, соединены с трубами, доходящими почти до дна цистерны.
Для отбора из цистерны или подачи в нее паров сжиженного газа служит угловой вентиль 6 диаметром 40 мм, соединенный через скоростной клапан с паровым пространством цистерны.
Для контроля за правильностью заполнения сжиженным газом служат вентили 2 и 3, заканчивающиеся внутри цистерны трубками на уровне максимального наполнения. При этом трубка вентиля 2, маховик которого окрашен в зеленый цвет, заканчивается на уровне максимально допустимого заполнения сосуда цистерны сжиженным газом, а трубка вентиля 3, маховик которого окрашен в красный цвет - на 50 мм выше. Таким образом, вентиль 2 является вентилем-сигналом, а слой жидкости в 50 мм (находящийся между концами трубок 2 и 3) представляет собой допустимое контролируемое переполнение железнодорожной цистерны сжиженными газами.
Рис. 7.1. Железнодорожный вагон-цистерна для перевозки сжиженных
углеводородных газов:
1 - лестницы; 2 - узел манометродержателя; 3 - предохранительный колпак; 4 - площадка с поручнями; 5 - сосуд со сферическими днищами; 6 - четырехосная платформа.
10
Рис. 7.2 Расположение арматуры на крышке люка железнодорожной
цистерны:
1,10- вентили для контроля опорожнения; 2,3 - вентили для контроля уровня
наполнения; 4,9 - угловые вентили для наполнения и слива сжиженного газа;
5 - карман для термометра; 6 - угловой вентиль для отбора (подачи паровой
фазы сжиженного газа); 7 - предохранительный клапан; 8 - вентиль для
удаления воды
Контроль за опорожнением цистерны осуществляют вентилем 10, трубка которого установлена на уровне нижней плоскости сливо-наливных трубок. При этом вентиль 1 предназначен для удаления столба жидкости из трубки вентиля 10 после его закрытия.
Термометр для замера температуры сжиженных газов помещают в кармане 5, представляющем собой трубку длиной 2550 мм. Конец этой трубки, опущенный в цистерну, заварен, а верхний конец, ввинченный во фланец люка, открыт.
Вентиль 8 диаметром 12 мм служит для удаления из сосуда цистерны отстоявшейся воды и тяжелых неиспаряющихся остатков сжиженных газов. Конец трубки этого вентиля заканчивается на расстоянии 5 мм от низа цистерны (рис. 7.3, 7.4).
Цистерна должна быть окрашена в светло-серый цвет, на ней должны быть сделаны соответствующие надписи.
Низ сосуда цистерны по всей его длине на высоту 400 мм окрашивают в черный цвет. Вдоль оси сосуда наносят красным цветом отличительную полосу шириной 300 мм.
Расчет сосудов железнодорожных цистерн на прочность производят с учетом действия нагрузок от упругости паров жидкости при температуре плюс 55 °С и давления жидкости в результате толчка и торможения цистерны.
При температуре +55 °С упругость паров (давление насыщения) для
пропана составляет 19,6 кг/см (1,933 МПа), для н-бутана — 5,6 кг/см"" (0,549 МПа) и для изобутана - 7,7 кг/см2 (0,755 МПа). Давление, создаваемое в сосуде цистерны при толчке и торможении, определяют из соотношений:
а)при толчке - руд1
б)при торможении - руд2
руд1 = 10-4 (7.1)
руд2 = (7.2)
где рж - плотность жидкости, кг/м3;
- длина емкости, м;,
0 - скорость цистерны в момент начала торможения, м/с;
t - время торможения, с;
g - ускорение свободного падения, м/с2.
1 .У 2 4 5
Рис. 7.3. Схема расположения вентилей контроля за уровнем сжиженного газа в железнодорожной цистерне:
1 - сигнальный вентиль; 2 - вентиль контроля максимального
наполнения; 3,4- вентили контроля за опорожнением сосуда цистерны; 5 -
вентиль слива воды из сосуда цистерны (дренажный вентиль); 6 - крышка
люка; 7 - люк; 8 - предельный уровень налива сжиженного газа; 9 – нижний уровень сливо-наливных труб; 10 - низ сосуда цистерны.
Рис. 7.4. Схема расположения сливо-наливных и уравнительных вентилей на крышке люка железнодорожной цистерны:
1 - скоростные клапаны; 2,4 - сливо-наливные угловые вентили; 3 -угловой вентиль отбора (подачи) паровой фазы сжиженного газа; 5 – крышка люка; 6 - люк; 7 - труба для отбора (подачи) паров сжиженного газа; 8 - сливо-наливные трубы; 9 - низ сосуда цистерны; 10 - трубка для слива воды из сосуда цистерны; 11 - карман для термометра.
Расчетное давление р для сосуда цистерны выбирают по большему из уравнений
p = ps55 + pуд1 (7.3)
p = ps55 + pуд2 (7.4)
где рs55 - давление насыщенных паров сжиженного газа при температуре +55 0C.
По расчетному давлению определяют толщину стенки. Расчет ведут, как и для стационарных сосудов.
В табл. 7.1 приведены технические характеристики железнодорожных цистерн.
За рубежом в настоящее время строят и эксплуатируют железнодорожные цистерны безрамной конструкции с объемом котла более 100 м3 (табл. 7.2).
Для налива в железнодорожные цистерны сжиженного газа и его слива заводы-поставщики имеют наливные эстакады, а газонаполнительные станции - приемно-сливные. Стояки имеют линии паровой и жидкой фаз продукта и, как правило, располагаются по обе стороны эстакады. Наливные (сливные) стояки оборудуют гибкими резинотканевыми напорными рукавами для присоединения к цистернам. Для налива каждого продукта подведен индивидуальный коллектор, в результате чего можно одновременно производить налив разных видов сжиженного газа, например пропана, н-бутана и изобутана.
Таблица 7.1
Техническая характеристика специальных цистерн для перевозки сжиженных углеводородных газов
Показатель | Цистерна | ||
| пропановая | бутановая | безрамная |
Емкость резервуара цистерны, м3 | 54 | 60 | 98,3 |
Полезная вместимость резервуара, м3 | 46 | 54 | 83,5 |
Допустимое давление, кг/см2 | 20 | 8 | 18 |
Диаметр емкости (внутренний), м | 2,60 | 2,81 | 3,00 |
Длина, м | 10,65 | 10,65 | 14,50 |
Масса тары, т | 39 | 35,6 | 43 |
Ширина вагоно-цистерны, м | 3,00 | 3,00 | 3,26 |
Давление гидравлического |
|
|
|
испытания, кг/см2 | 30 | 12 | 27 |
Длина рамы цистерны, м | 12,10 | 12,1 | 15,7 |
Толщина стенки резервуара |
|
|
|
цистерны, мм | 26 | 16 | 18 |
Толщина стенки днища, мм | 32 | 24 | 18 |
Конструктивная скорость, км/ч | 120 | 120 | 120 |
Таблица7.2
Техническая характеристика цистерн, применяемых за рубежом
Показатель | ФРГ | США | Франция |
Емкость котла, м3 | 100 | 113 | 228 |
Длина котла, м | 16,3 | 18,6 | 20 |
Диаметр котла, м | 3,00 | 3,00 | 3,00 |
Толщина стенки обечайки, мм | 13,6 | 23,8 | 19 |
Число осей | 4 | 4 | 8 |
Марка стали | Н-Б-55 | Т-1 | - |
Конструкция | Рамная | Безрамная | Безрамная |
Установлены следующие нормы времени налива сжиженного газа в железнодорожные цистерны: на пропан и пропан-бутановую смесь - 5 часов, на н - бутан и изобутан - 3 часа.
Началом налива считается время подачи железнодорожных цистерн на наливную эстакаду.
Перевозка сжиженных газов по железной дороге в крытых вагонах
Доставку СУГ потребителям осуществляют в специальных цистернах и в крытых вагонах, груженных баллонами. Такой вид транспорта применяют при снабжении газом бытовых потребителей, расположенных в районах, удаленных от кустовых баз и газонаполнительных станций на значительное расстояние. В некоторых случаях доставка сжиженного газа в баллонах по железной дороге экономически эффективнее, чем доставка газа автотранспортом. В каждом конкретном случае выбирают оптимальный вариант путем сравнения приведенных затрат. По железной дороге баллоны со сжиженным газом (вместимостью обычно 27 и 50 л) перевозят в двух- и четырехосных крытых вагонах. Баллоны должны быть полностью исправны и снабжены двумя защитными резиновыми кольцами толщиной не менее 25 мм.
Yandex.RTB R-A-252273-3- 1. Основные сведения о газораспределительных сетях. Свойства газов.
- 1.2. Горючие газы, используемые для газоснабжения.
- 1.3. Основные физические свойства газа
- 2. Гидравлический расчет газораспределительных сетей.
- 2.1. Структура систем газоснабжения
- 2.2. Потребители газа. Режим потребления газа.
- 2.3. Расчетные расходы газа
- Годовые расходы газа.
- 2.3.2. Расчетные часовые расходы газа
- 2.4. Гидравлический расчет простых газопроводов.
- 2.4.1. Газопроводы высокого и среднего давления
- 2.4.2. Газопроводы низкого давления.
- 2.5. Гидравлический расчет газопроводов высокого и среднего давлений
- 2.5.2. Расчет газопроводов, проложенных параллельно
- 2.5.3. Расчет газопровода с лупингом
- 2.5.4. Расчет газопровода со вставкой
- 2.5.5. Среднее давление в газопроводе
- 2.5.6. Расчет газопровода высокого давления при равномерном отборе газа по длине.
- 2.5.7. Методика расчета разветвленных газопроводов высокого и среднего давлений
- 2.5.8. Порядок расчета
- 2.6. Гидравлический расчет газопроводов низкого давления.
- 2.6.1.Расчетные схемы газораспределительных сетей.
- 2.6.2. Гидравлический расчет распределительных газопроводов при сосредоточенных отборах газа.
- 2.6.3. Вывод расчетной формулы для случая равномерно распределенного отбора газа по длине горизонтального газопровода.
- 2.6.4. Определение границ применения различных методик расчета газопроводов.
- 2.6.5. Определение расчетных расходов для трубопроводов с распределенным отбором.
- 2.6.6 Расчетные перепады давления
- 2.6.7. Методика расчета распределительных газопроводов низкого давления с сосредоточенными отборами газа.
- 2.7. Гидравлический расчет вертикальных домовых газопроводов.
- 2.7.1. Вывод расчетных формул при равномерном по длине отборе газа
- 2.7.2. Вывод расчетных формул при сосредоточенном отборе газа
- 2.8. Методы расчета тупиковой газораспределительной сети
- 2.8.1.Традиционный (старый) метод расчета тупиковой сети
- 2.8.2. Некоторые неопределенности при расчете тупиковой сети по традиционному методу
- 2.9. Гидравлический расчет кольцевых газораспределительных сетей
- 2.9.1. Методика расчета кольцевых сетей
- 2.9.2. Методика гидравлической увязки кольцевой сети
- 3. Газораспределительные станции
- 3.1. Задача газораспределительных станций
- 3.2. Технологическая схема и компоновка грс
- 3.3. Регулирование давления газа.
- 3.4. Расчет пропускной способности регуляторов давления
- 3.5. Очистка и одоризация газа. Предохранительная арматура грс.
- 3.6. Температурный режим грс
- 4. Гидравлический режим газовых сетей
- 4.1. Режим работы газовых приборов
- 4.2. Гидравлический режим газовой сети низкого давления
- 4.3. Сезонное регулирование давления газа на выходе грп
- 5. Хранилища природного газа и газозаправочные станции
- 5.1. Методы компенсации сезонных, суточных и часовых колебании потребления газа
- 5.2. Аккумулирующая способность магистрального газопровода
- 5.3. Подземные хранилища газа
- 5.4. Газонаполнительные станции сжатого природного газа
- Глава 6 общие сведения о сжиженных углеводородных газах
- 6.1. Основные полнятия о суг
- 6.2. Источники получения суг
- 6.3. Состав сжиженных углеводородных газов
- Состав суг по гост 20488-75
- 6.4. Свойства суг. Смеси газов
- Некоторые физико-химические свойства углеводородов,
- Значения величин и для расчета плотности
- Значения для расчета изменения объема жидкой фазы сжиженных углеводородных газов
- 6.5. Диаграмма состояния индивидуальных углеводородов
- Глава 7
- 7.1. Перевозка суг в железнодорожных цистернах
- 7.2. Перевозка сжиженных газов в автомобильных
- 7.3. Перевозка сжиженного газа автотранспортом в баллонах и "скользящих" резервуарах
- 7.4. Перевозка сжиженных углеводородных газов по морю
- 7.5. Перевозка сжиженных углеводородных газов речным
- 7.6. Транспортировка сжиженных углеводородных газов
- Глава 8 хранение сжиженных углеводородных газов
- 8.1. Определение объемов хранилищ сжиженных углеводородных газов
- 8.2. Хранение сжиженных углеводородных газов под давлением в металлических резервуарах
- Характеристика сферических резервуаров
- 8.3. Шахтные хранилища сжиженных углеводородных
- 8.4. Подземные хранилища сжиженных углеводородных газов в отложениях каменной соли
- 8.5. Изотермическое хранение сжиженных углеводородных газов в стальных и железобетонных резервуарах
- 8.6. Подземные ледопородные хранилища сжиженных
- Глава 9
- 9.1. Устройство кустовой базы (газонаполнительной станции) сжиженного углеводородного газа
- 9.1.1. Назначение и организационная структура кустовой базы (газонаполнительной станции)
- 9.1.2. Принцип работы кустовой базы (газонаполнительной станции)
- 9.2. Анализ методов перемещения сжиженных углеводородных газов
- 9.3. Заправка автомобилей сжиженными углеводородными газами
- Техническая характеристика агзс
- Глава 10
- 10.1. Регазификация сжиженных углеводородных газов
- 10.2. Конструктивные особенности испарителей сжиженных углеводородных газов
- 10.3. Резервуарные и баллонные установки с естественным и искусственным испарением
- 10.4. Использование газовоздушных смесей для
- 11. Основная и дополнительная литература
- 11.1. Основная литература.
- 11.2. Дополнительная литература.