logo
Конспект лекций по газу оригинал

7.1. Перевозка суг в железнодорожных цистернах

Для перевозки сжиженных газов по сети железных дорог используют железнодорожные цистерны специальной конструкции. Пропан перевозят в стальных цистернах вместимостью 51 или 54 м3 с полной загрузкой 85%, что составляет соответственно 43 и 46 м3 (рис. 7.1)

Кроме пропановых цистерн имеются бутановые с вместимостью резервуара 60 м3 при полезной нагрузке 54 м3.

В настоящее время начали использоваться железнодорожные цистерны полным объемом 98,3 м3 и полезным 83,5 м3.

Цистерна представляет собой сварной цилиндрический резервуар со сферическими днищами 5, расположенный на четырехосной железнодорожной тележке 6. Крепление резервуара к раме осуществляется стяжными болтами 7.

Резервуар снабжен люком диаметром 450 мм, на крышке которого расположена арматура. Люк вместе с арматурой закрывается предохранительным колпаком 3 диаметром 685 мм и высотой 340 мм. Для обслуживания арматуры вокруг колпака сделана площадка с поручнями 4 и стремянками 1 по обе стороны цистерны.

На крышке люка размещены сливо-наливная и предохранительная арматура и арматура для контроля сливо-наливных операций. В центре крышки люка смонтирован пружинный предохранительный клапан 7 диаметром 32 мм (рис. 7.2), предназначенный для сброса паров сжиженного газа в атмосферу в случае, если в цистерне повысится давление сверх допустимого (для пропана 20, для бутана 8 кг/см2).

По обе стороны предохранительного клапана по продольной оси цистерны установлены два сливо-наливных вентиля 4 и 9 диаметром 40 мм, которые через скоростные клапаны, автоматически прекращающие выход сжиженного газа в случае обрыва шланга, соединены с трубами, доходящими почти до дна цистерны.

Для отбора из цистерны или подачи в нее паров сжиженного газа служит угловой вентиль 6 диаметром 40 мм, соединенный через скоростной клапан с паровым пространством цистерны.

Для контроля за правильностью заполнения сжиженным газом служат вентили 2 и 3, заканчивающиеся внутри цистерны трубками на уровне максимального наполнения. При этом трубка вентиля 2, маховик которого окрашен в зеленый цвет, заканчивается на уровне максимально допустимого заполнения сосуда цистерны сжиженным газом, а трубка вентиля 3, маховик которого окрашен в красный цвет - на 50 мм выше. Таким образом, вентиль 2 является вентилем-сигналом, а слой жидкости в 50 мм (находящийся между концами трубок 2 и 3) представляет собой допустимое контролируемое переполнение железнодорожной цистерны сжиженными газами.

Рис. 7.1. Железнодорожный вагон-цистерна для перевозки сжиженных

углеводородных газов:

1 - лестницы; 2 - узел манометродержателя; 3 - предохранительный колпак; 4 - площадка с поручнями; 5 - сосуд со сферическими днищами; 6 - четырехосная платформа.

10

Рис. 7.2 Расположение арматуры на крышке люка железнодорожной

цистерны:

1,10- вентили для контроля опорожнения; 2,3 - вентили для контроля уровня

наполнения; 4,9 - угловые вентили для наполнения и слива сжиженного газа;

5 - карман для термометра; 6 - угловой вентиль для отбора (подачи паровой

фазы сжиженного газа); 7 - предохранительный клапан; 8 - вентиль для

удаления воды

Контроль за опорожнением цистерны осуществляют вентилем 10, трубка которого установлена на уровне нижней плоскости сливо-наливных трубок. При этом вентиль 1 предназначен для удаления столба жидкости из трубки вентиля 10 после его закрытия.

Термометр для замера температуры сжиженных газов помещают в кармане 5, представляющем собой трубку длиной 2550 мм. Конец этой трубки, опущенный в цистерну, заварен, а верхний конец, ввинченный во фланец люка, открыт.

Вентиль 8 диаметром 12 мм служит для удаления из сосуда цистерны отстоявшейся воды и тяжелых неиспаряющихся остатков сжиженных газов. Конец трубки этого вентиля заканчивается на расстоянии 5 мм от низа цистерны (рис. 7.3, 7.4).

Цистерна должна быть окрашена в светло-серый цвет, на ней должны быть сделаны соответствующие надписи.

Низ сосуда цистерны по всей его длине на высоту 400 мм окрашивают в черный цвет. Вдоль оси сосуда наносят красным цветом отличительную полосу шириной 300 мм.

Расчет сосудов железнодорожных цистерн на прочность производят с учетом действия нагрузок от упругости паров жидкости при температуре плюс 55 °С и давления жидкости в результате толчка и торможения цистерны.

При температуре +55 °С упругость паров (давление насыщения) для

пропана составляет 19,6 кг/см (1,933 МПа), для н-бутана — 5,6 кг/см"" (0,549 МПа) и для изобутана - 7,7 кг/см2 (0,755 МПа). Давление, создаваемое в сосуде цистерны при толчке и торможении, определяют из соотношений:

а)при толчке - руд1

б)при торможении - руд2

руд1 = 10-4 (7.1)

руд2 = (7.2)

где рж - плотность жидкости, кг/м3;

- длина емкости, м;,

0 - скорость цистерны в момент начала торможения, м/с;

t - время торможения, с;

g - ускорение свободного падения, м/с2.

1 2 4 5

Рис. 7.3. Схема расположения вентилей контроля за уровнем сжиженного газа в железнодорожной цистерне:

1 - сигнальный вентиль; 2 - вентиль контроля максимального

наполнения; 3,4- вентили контроля за опорожнением сосуда цистерны; 5 -

вентиль слива воды из сосуда цистерны (дренажный вентиль); 6 - крышка

люка; 7 - люк; 8 - предельный уровень налива сжиженного газа; 9 – нижний уровень сливо-наливных труб; 10 - низ сосуда цистерны.

Рис. 7.4. Схема расположения сливо-наливных и уравнительных вентилей на крышке люка железнодорожной цистерны:

1 - скоростные клапаны; 2,4 - сливо-наливные угловые вентили; 3 -угловой вентиль отбора (подачи) паровой фазы сжиженного газа; 5 – крышка люка; 6 - люк; 7 - труба для отбора (подачи) паров сжиженного газа; 8 - сливо-наливные трубы; 9 - низ сосуда цистерны; 10 - трубка для слива воды из сосуда цистерны; 11 - карман для термометра.

Расчетное давление р для сосуда цистерны выбирают по большему из уравнений

p = ps55 + pуд1 (7.3)

p = ps55 + pуд2 (7.4)

где рs55 - давление насыщенных паров сжиженного газа при температуре +55 0C.

По расчетному давлению определяют толщину стенки. Расчет ведут, как и для стационарных сосудов.

В табл. 7.1 приведены технические характеристики железнодорожных цистерн.

За рубежом в настоящее время строят и эксплуатируют железнодорожные цистерны безрамной конструкции с объемом котла более 100 м3 (табл. 7.2).

Для налива в железнодорожные цистерны сжиженного газа и его слива заводы-поставщики имеют наливные эстакады, а газонаполнительные станции - приемно-сливные. Стояки имеют линии паровой и жидкой фаз продукта и, как правило, располагаются по обе стороны эстакады. Наливные (сливные) стояки оборудуют гибкими резинотканевыми напорными рукавами для присоединения к цистернам. Для налива каждого продукта подведен индивидуальный коллектор, в результате чего можно одновременно производить налив разных видов сжиженного газа, например пропана, н-бутана и изобутана.

Таблица 7.1

Техническая характеристика специальных цистерн для перевозки сжиженных углеводородных газов

Показатель

Цистерна

пропановая

бутановая

безрамная

Емкость резервуара цистерны, м3

54

60

98,3

Полезная вместимость резервуара, м3

46

54

83,5

Допустимое давление, кг/см2

20

8

18

Диаметр емкости (внутренний), м

2,60

2,81

3,00

Длина, м

10,65

10,65

14,50

Масса тары, т

39

35,6

43

Ширина вагоно-цистерны, м

3,00

3,00

3,26

Давление гидравлического

испытания, кг/см2

30

12

27

Длина рамы цистерны, м

12,10

12,1

15,7

Толщина стенки резервуара

цистерны, мм

26

16

18

Толщина стенки днища, мм

32

24

18

Конструктивная скорость, км/ч

120

120

120

Таблица7.2

Техническая характеристика цистерн, применяемых за рубежом

Показатель

ФРГ

США

Франция

Емкость котла, м3

100

113

228

Длина котла, м

16,3

18,6

20

Диаметр котла, м

3,00

3,00

3,00

Толщина стенки обечайки, мм

13,6

23,8

19

Число осей

4

4

8

Марка стали

Н-Б-55

Т-1

-

Конструкция

Рамная

Безрамная

Безрамная

Установлены следующие нормы времени налива сжиженного газа в железнодорожные цистерны: на пропан и пропан-бутановую смесь - 5 часов, на н - бутан и изобутан - 3 часа.

Началом налива считается время подачи железнодорожных цистерн на наливную эстакаду.

Перевозка сжиженных газов по железной дороге в крытых вагонах

Доставку СУГ потребителям осуществляют в специальных цистернах и в крытых вагонах, груженных баллонами. Такой вид транспорта применяют при снабжении газом бытовых потребителей, расположенных в районах, удаленных от кустовых баз и газонаполнительных станций на значительное расстояние. В некоторых случаях доставка сжиженного газа в баллонах по железной дороге экономически эффективнее, чем доставка газа автотранспортом. В каждом конкретном случае выбирают оптимальный вариант путем сравнения приведенных затрат. По железной дороге баллоны со сжиженным газом (вместимостью обычно 27 и 50 л) перевозят в двух- и четырехосных крытых вагонах. Баллоны должны быть полностью исправны и снабжены двумя защитными резиновыми кольцами толщиной не менее 25 мм.

Yandex.RTB R-A-252273-3
Yandex.RTB R-A-252273-4