2. Перечислите основные эксплуатационные свойства автомобиля.
Эксплуатационные свойства автомобиля это группа свойств, определяющих возможность его эффективного использования, а также степень его приспособленности к эксплуатации в качестве транспортного средства. Они включают следующие групповые свойства, обеспечивающие движение: информативность; тягово-скоростные; тормозные; топливную экономичность; проходимость; маневренность; устойчивость; надежность и безопасность. Эти свойства закладываются и формируются на этапе конструирования и изготовления автомобиля. Водитель может, исходя из этих свойств, подобрать себе тот автомобиль, который более всего удовлетворяет его запросам и нуждам. Информативность. Это свойство автомобиля в виде его конструкции и установленных на нем приборов позволяет водителю получать наибольший объем информации об окружающей его обстановке и условиях, техническом состоянии транспортного средства. Тягово-скоростные. Эти свойства определяют динамику разгона автомобиля, возможность развивать им максимальную скорость, и характеризуются временем (в сек.), необходимым для разгона автомобиля до скорости 100 км/ч, мощностью двигателя и максимальной скоростью, которую может развить автомобиль. Тормозные свойства автомобиля. Под этим понятием определяют свойства автомобиля снижать скорость движения по желанию водителя, при необходимости быстро останавливаться, а также удерживать на уклоне во время стоянки. Торможение автомобиля имеет большое значение для безопасности движения и зависит от его тормозных качеств. Стояночная тормозная система предназначена для удержания автомобиля от самопроизвольного движения во время стоянки. Особую опасность при торможении представляют перевозимые жидкие грузы, не полностью заполняющие емкости — цистерны, так как при торможении жидкость перемещается вперед, увеличивая нагрузку на переднюю ось. Эффективность торможения оценивается по тормозному пути и величине замедления. Тормозной путь — это расстояние, которое проходит автомобиль от начала торможения до полной остановки. Остановочный путь — расстояние, которое проходит автомобиль от момента обнаружения водителем опасности до остановки автомобиля. (тормозной путь и некоторое расстояние, которое проходит автомобиль за время реакции водителя). Время реакции водителя — от 0,2 до 1,5 сек и более. Безопасное движение возможно только при учете водителем всех факторов, от которых зависит торможение автомобиля. Топливная экономичность. Это свойство автомобиля дает возможность водителю определить расход топлива на единицу километр пробега. Показателем является расход топлива на 100 км. При этом различают расход топлива при движении по городскому циклу и за пределами населенных пунктов. Расход по городскому циклу естественно несколько больше.
Проходимость. Эти свойства присущи всем автомобилям, а не только вне дорожникам. Они определяют способность автомобиля преодолевать препятствия благодаря их габаритным размерам и специальным показателям. Проходимость автомобиля по габаритным размерам определяется по: продольному радиусу проходимости; поперечному радиусу проходимости; дорожному просвету (клиренсу). Клиренс — это наименьшее расстояние между самыми низкими точками автомобиля и дорогой; углам переднего и заднего свеса (угол въезда и угол съезда); радиусу поворота горизонтальной проходимости; габаритным размерам автомобиля; высоте центра тяжести автомобиля. По этим величинам определяют величину выступов, ограничивающих проезд. Наименьшее расстояние между низшими точками автомобиля и поверхности дороги определяют возможность преодоления им бугров, выступов и т.п. без последствий для автомобиля. Передние и задние углы проходимости определяют максимальные углы въезда и съезда автомобиля через неровности. Радиус горизонтальной проходимости измеряют при максимальном повороте управляемых колес и определяют ширину дороги на поворотах и извилинах, по которой может пройти автомобиль.
Маневренность. Это свойство автомобиля позволяет ему осуществлять маневры, изменяя направление движения, в том числе и в ограниченных проездах. Маневренность определяется длиной базы, габаритами автомобиля и углом поворота управляемых колес. Длина базы — это расстояние между передней и задней осью автомобиля. Чем она меньше, тем более маневренным будет автомобиль. К основным показателям, определяющим маневренность, кроме вышеназванных относятся динамичный коридор автомобиля при прямолинейном движении и в повороте, а также его способность быстро изменить угол поворота управляемых колес (например, наличие гидроусилителя значительно облегчает эту задачу). Динамичный коридор — это полоса на проезжей части, которую занимает автомобиль в движении. Она всегда больше его физических габаритов по ширине за счет люфтов в соединениях рулевого управления, виляния автомобиля и прицепа (если он имеется) на дороге. Динамичный коридор увеличивается с увеличением скорости движения, а в повороте при увеличении угла поворота управляемых колес. При повороте автомобиля его задние колеса описывают радиус всегда меньший, чем передние и динамичный коридор определяется угловым положением автомобиля в кривой поворота на полосе его движения. При наличии прицепа его колеса описывают радиус меньший, чем колеса тягача. В этом случае динамичный коридор увеличивается за счет углового положения прицепа. Устойчивость автомобиля определяется:
весом автомобиля и расположением его центра тяжести;
массой автомобиля и распределением ее по точкам приложения масс (колесам), распределением нагрузки по осям;
видом и расположением перевозимого груза;
в движении — ускорением, прилагаемым к автомобилю (разгон или торможение);
в повороте — приложением центробежной и центростремительной сил, действующих на автомобиль в строгой зависимости от скорости движения и траектории поворота;
на косогорах — направлением и скоростью движения, величины уклона косогора. Масса распределена по всему объему автомобиля и точками приложения его масс будут колеса, которыми он опирается на дорогу. Эти точки описываю некоторую замкнутую фигуру. Вес автомобиля определяется вектором, приложенным в одной точке, которая называется центр тяжести. Положение центра тяжести может меняться в зависимости от изменения веса. Вектор, направленный из центра тяжести вниз, к центру Земли, не должен выходить за пределы замкнутой фигуры, описанной точками приложения масс. Если это условие не соблюдается как в статике, так и в движении, то автомобиль опрокидывается, то есть его устойчивость нарушается. Поэтому необходимо запомнить несколько простых истин, обеспечивающих безопасное движение автомобиля с точки зрения его устойчивости: автомобиль без груза более устойчив, чем автомобиль с грузом; чем выше расположен центр тяжести, тем менее устойчив автомобиль; равновесие и устойчивость автомобиля определяются правильным и надежным креплением груза и распределением нагрузки на оси, которую необходимо учитывать при разгоне и торможении автомобиля, а также при его движении в повороте; Для легковых автомобилей нагрузка по осям распределяется поровну 50% — 50%, не зависимо от того с грузом или без груза этот автомобиль. На косогорах, кроме того, опасность для движения может определяться и сползанием автомобиля без его опрокидывания, что также должен учитывать водитель, понимая, что увеличение скорости в этом случае приводит к опрокидыванию автомобиля. Надежность и безопасность. Конструктивная безопасность автомобиля — это свойство предотвращать ДТП, снижать тяжесть их последствий, не причиняя вреда людям и окружающей среде. Активная безопасность — свойство автомобиля снижать вероятность столкновения или полностью его предотвращать, когда водитель активными действиями противостоит аварии. Она зависит от компоновочных параметров автомобиля (габарита, веса), его динамичности, управляемости и информативности. Пассивная безопасность — свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП, если оно уже случилось. Пассивную безопасность обеспечивают конструктивные мероприятия: использование безопасных рулевых колонок; использование ремней безопасности; использование безопасного кузова и других элементов. Послеаварийная безопасность — свойство автомобиля уменьшать тяжесть последствий ДТП после столкновения и предотвращать возникновение новых аварий. Экологическая безопасность — свойство автомобиля, позволяющее уменьшить вред, наносимый участниками движения окружающей среде в процессе эксплуатации (СО и уровень шума).
БИЛЕТ № 15
- 1. Тепловой баланс двс.
- 2.Назначение, устройство и работа тональных звуковых сигналов.
- 1.Что такое индикаторная мощность и что такое эффективная мощность? Как они определяются?
- 2.Понятие «занос» автомобиля. Характеристика заноса задней оси автомобиля.
- Какие силы в двс не уравновешены и где их точки приложения.
- 2.Устройство для подогрева аккумуляторных батарей.
- 1. Дать характеристику силе сопротивления воздуха.
- 1.Назначение, устройство и работа спидометра.
- 2.Какие силы в двс надо уравновешивать и как?
- Влияние скорости автомобиля на его управляемость, примеры.
- 2. Устройство прогрева жидкости и масла.
- 1. Что оказывает влияние на эффективность торможения?
- 2. Назначение, устройство и работа спидометра с механическим приводом.
- Понятие кинематики кшм.
- Характеристика приборов световой сигнализации
- 1. Разъясните внешнюю скоростную характеристику двс.
- 2. Характеристика первого и второго законов термодинамики.
- 1. Понятие о тяговой динамичности автомобиля.
- 2. Дать характеристику силе сопротивления подъема.
- 1. Трехканальная система управления экономайзер принудительного холостого хода.
- 2. Устройство и работа стартера.
- 1. Обозначить и объяснить схему действующих сил на автомобиль при его движении.
- 2. Проходимость автомобиля и ее факторы.
- 1. Определение крутящего момента двс.
- 2. Понятие поперечной устойчивости.
- 1. Назначение и классификация контрольно-измерительных приборов.
- 2. Перечислите основные эксплуатационные свойства автомобиля.
- 1. Понятия «увод» колеса и угол ввода
- 2. Устройство для подогрева воздуха.
- 1. Гидравлический привод тормозов.
- 2. Устройство и работа прерывателя-распределителя.
- 1. Устройство для пуска холостого двигателя. Регулятор автоматических тормозных сил, упругий регулятор тормозных сил.
- 2.Дать краткую характеристику понятия - надежность и долговечность, а также ремонтопригодность автомобиля.
- 2. Конструкция и работа генератора.
- 1. Регулировочная характеристика карбюраторного двс по составу смеси.
- 2. Понятие тормозной динамичности явления «юза».
- 1. Конструкция и маркировка фар.
- 2. Понятие о характеристиках двигателя.
- 1. Регулировочная характеристика карбюраторного двс по составу смеси.
- 2. Понятие тормозной динамичности явления «юза».
- 1. Конструкция и маркировка фар.
- 2. Понятие о характеристиках двигателя.
- 1.В чем заключается метод силового и мощностного баланса по решению уравнения движения автомобиля?
- 2. Назначение, устройство и работа шумовых сигналов автомобиля.
- 1. Какое назначение характеристик двс?
- 2. Назначение и устройство переднего фонаря грузового автомобиля.
- 1. Динамический паспорт, показатели динамических свойств автомобиля.
- 2. Дать краткую характеристику понятиям «управляемость» и «проходимость» автомобиля
- 1. Колебания колее в горизонтальной плоскости, опасность этого явления.
- 2. Принципиальная схема электропуска двигателя.
- 1. Теоретические циклы двс.
- 2. Дать характеристику силе сопротивления разгону.
- 1. Двухканальная система управления экономайзером принудительного холостого
- 2. Методы определения топливной экономичности двигателя.
- 1. Дать кинематическую характеристику движения поршня.
- 2. Устройство и работа приборов контроля давления масла и воздуха.
- 1. Дать краткую характеристику понятиям плавность хода и топливная экономичность.
- 2. Понятие проходимости и классификация автомобилей по условиям проходимости.
- 1. Цель управления работой стартера.
- 2. Дать характеристику силе сопротивления качению автомобиля.
- 1. Влияние конструкции автомобиля на его проходимость.
- 2. Конструкция и маркировка фар.