logo
ответ билет авто

2. Дать характеристику силе сопротивления разгону.

К силам, оказывающим сопротивление движению автомобиля относятся силы сопротивления качению передних Рск.п и задних Рск.з колес, действующие в плоскости дороги; сила сопротивления подъему Рсп, сила сопротивления воздуха Fсв, сила инерции Fи, приложенная к центру масс ЦМ автомобиля и называемая силой сопротивления разгону. Сила сопротивления качению Рск всегда препятствует движению и представляет собой целую совокупность сил. Это силы, деформирующие и перемещающие грунт; деформирующие шины; силы трения колес о колею; силы, возникающие при преодолении выбоин, и т. п. Сила сопротивления подъему Рcп. Крутизну подъема характеризуют утлом α в градусах (см. рис. 12) или уклоном дороги i, который представляет собой отношение превышения Н дороги к заложению S, т. е. i = H/S. При движении на спуске сила Рсп направлена в сторону движения автомобиля и, следовательно, меняет свой знак (рис. 12, в) и, в отличие от силы сопротивления качению, может стать и движущей (скатывающей автомобиль под уклон). Поэтому угол α и уклон дороги i считают положительными при движении автомобиля на подъеме и отрицательными при его движении на спуске. При движении на спуске сила Рсп направлена в сторону движения автомобиля и, следовательно, меняет свой знак (рис. 12, в) и, в отличие от силы сопротивления качению, может стать и движущей (скатывающей автомобиль под уклон). Поэтому угол α и уклон дороги i считают положительными при движении автомобиля на подъеме и отрицательными при его движении на спуске. Сила, разгоняющая автомобиль. Для автомобиля наиболее характерным является неравномерное движение. Показателями разгона являются ускорение, время и путь разгона. Влияние инерционного момента вращающихся масс (маховик, колеса и др.) учитывается коэффициентом δ условного увеличения массы автомобиля, учитывающим влияние вращающихся масс, показывающим, во сколько раз сила, необходимая для ускорения автомобиля, больше силы инерции его поступательно движущейся массы. Сила тяги автомобиля рутящий момент Мкр вызывает в месте контакта колеса с дорогой касательную реакцию дороги, движущую автомобиль, т. е. силу тяги. Теоретически ведущее колесо взаимодействует с дорогой в одной точке (практически же — в «пятне контакта»). Активной в этой точке является сила, с которой колесо «толкает» дорогу. Вот тут-то и появляется ответная (реактивная) сила Fт реакции дороги, которая «толкает» машину. Величина силы тяги равна отношению крутящего момента на полуосях к радиусу ведущих колес, т. е. Fт = Мкр/R, где: Мкр — крутящий момент на колесе, R — статический радиус колеса.

Таким образом, для определения силы тяги необходимо знать радиус R ведущего колеса и момент Мкр. Так как на колеса автомобиля установлены пластичные пневматические шины, то радиус колеса во время движения изменяется под влиянием действующих на колесо сил. Различают статический радиус колеса (расстояние от поверхности дороги до оси неподвижного колеса, значение которого приводится в технической характеристике шины), динамический радиус колеса (расстояние от поверхности дороги до оси катящегося колеса) и радиус качения колеса (радиус условно недеформирующегося кольца, имеющего с данным эластичным колесом одинаковую угловую и линейную скорости). Для простоты расчетов силы тяги считают радиус колеса постоянным и равным статическому радиусу колеса.

Сила сцепления шины с дорогой Рсц. Для того чтобы автомобиль мог устойчиво двигаться, тормозить и поворачивать, необходимо надежное сцепление шин с дорогой. Сила сцепления Рсц зависит от сцепного веса автомобиля (части его полного веса, приходящейся на ведущие колеса) и скорости движения автомобиля, а также от состояния дороги и шин.

БИЛЕТ № 28