Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава
Автомобильный подвижной состав разделяется на пассажирский, грузовой и специальный.
К пассажирскому транспорту относятся легковые автомобили и автобусы, к грузовому грузовые автомобили, прицепы и полуприцепы, в т.ч. специализированные. К специальному относится подвижной состав, предназначенный для выполнения различных, преимущественно нетранспортных работ.
В 1966 году на предприятиях автомобильной промышленности была введена отраслевая нормаль ОН 025 270-66, регламентирующая классификацию и систему обозначения автомобильного подвижного состава. Наряду с этим подвижному составу присваивались обозначения в соответствии с заводскими реестрами обозначений, включающими, как правило, буквенные обозначения завода изготовителя и порядковый номер модели подвижного состава (ГАЗ-52, ЗИЛ-130, МАЗ-500 и т.д.). Заводские обозначения подвижного состава практикуются на ряде моделей до настоящего времени, главным образом, на подвижном составе специального назначения, а также подвижном составе, специализированном под определенные категории грузов.
В соответствии с нормалью ОН 025 270-66 принята следующая система обозначения автотранспортных средств (АТС):
1-я цифра обозначает класс АТС:
для легковых автомобилей по рабочему объему двигателя (в куб. дм.):
11 особо малый до 1,2;
21 малый от 1,2 до 1,8;
31 средний от 1,8 до 3,5;
41 большой свыше 3,5;
для автобусов по габаритной длине (в м.):
22 особо малый до 5,0
32 малый 6,0 7,5;
42 средний 8,0 9,5;
52 большой 10,5 12,0;
62 особо большой 18,0 и более;
для грузовых автомобилей по полной массе:
Полная масса, т | Эксплуатационное назначение автомобиля | |||||
бортовые | тягачи | самосвалы | цистерны | фургоны | специальные | |
до 1,2 1,2 до 2,0 2,0 до 8,0 8,0 до 14,0 14,0 до 20,0 20,0 до 40,0 свыше 40,0 | 13 23 33 43 53 63 73 | 14 24 34 44 54 64 74 | 15 25 35 45 55 65 75 | 16 26 36 46 56 66 76 | 17 27 37 47 57 67 77 | 19 29 39 49 59 69 79 |
Примечание: Классы от 18 до 78 являются резервными и в индексацию не включены.
2-я цифра обозначает тип АТС:
1 легковой автомобиль;
2 автобус;
3 грузовой бортовой автомобиль или пикап;
4 седельный тягач;
5 самосвал;
6 цистерна;
7 фургон;
8 резервная цифра;
9 специальное автотранспортное средство.
3-я и 4-я цифры индексов указывают на порядковый номер модели.
5-я цифра - модификация автомобиля.
6-я цифра - вид исполнения: 1 для холодного климата, 6 экспортное исполнение для умеренного климата, 7 экспортное исполнение для тропического климата.
Некоторые автотранспортные средства имеют в своем обозначении через тире приставку 01, 02, 03 и т.д., что указывает на то, что модель или модификация является переходной или имеет дополнительные комплектации.
По данной классификации перед цифровым индексом в большинстве случаев указывается буквенное обозначение завода-изготовителя. Например, легковой автомобиль Волжского автозавода, имеющий рабочий объем двигателя 1,6 куб. дм., обозначается ВАЗ-2106, его модификация ВАЗ-21063; автобус Ликинского автозавода, имеющий габаритную длину 11,4 метра, обозначается ЛиАЗ-5256, его модификация ЛиАЗ-52564; самосвал Мытищинского машиностроительного завода, имеющий полную массу 10,8 тонны, обозначается ЗИЛ-ММЗ-4502, его модификация ЗИЛ-ММЗ-45022 и т.д.
Обозначения автомобилей иностранных марок в большинстве случаев состоят из буквенного обозначения марки завода - изготовителя и заводского порядкового номера модели и модификации. Например, городской автобус Венгерского автобусного завода обозначается Ikarus-260, его модификация Икарус-260.18 и т.д.
В настоящее время постепенно начинают использовать обозначения, принятые в международных требованиях по безопасности (Правилах ЭЕК ООН), разрабатываемых Комитетом по внутреннему транспорту Европейской экономической комиссии ООН:
- Нормы расхода материалов и запасных частей на техническое обслуживание и текущий ремонт автомобилей Общие положения
- Нормы затрат на то и ремонт подвижного состава на 1000 км пробега
- Нормы затрат на восстановление износа и ремонт автомобильных шин
- Расчет норм эксплуатационного пробега шин автотранспортных средств
- Среднестатистический пробег шин легковых автомобилей (категория м1)
- Среднестатистический пробег шин грузовых автомобилей (категорий n1, n2, n3)
- Среднестатистический пробег шин автобусов и троллейбусов (категорий м2 и м3)
- Поправочные коэффициенты (к1) в зависимости от категории условий эксплуатации автотранспортных средств
- Поправочные коэффициенты (к2) в зависимости от условий работы автотранспортных средств
- Классификация условий эксплуатации
- Классификация автотранспортных средств
- Нормативы амортизационных отчислений основных фондов
- Третья группа (имущество со сроком полезного использования свыше 3 лет до 5 лет включительно)
- Четвертая группа (имущество со сроком полезного использования свыше 5 лет до 7 лет включительно)
- Пятая группа (имущество со сроком полезного использования свыше 7 лет до 10 лет включительно)
- Шестая группа (имущество со сроком полезного использования свыше 10 лет до 15 лет включительно)
- Способы начисления амортизации основных средств
- Нормы расходы топлива и смазочных материалов на автомобильном транспорте
- 1. Виды норм топлива и общие условия его применения
- Нормы расхода топлива для автомобилей общего назначения
- 2. Нормы расхода топлива для отдельных видов автомобилей Бортовые грузовые автомобили
- Самосвалы
- Фургоны
- Нормы расхода топлива для специальных автомобилей
- Нормы расхода топлива для специальных и специализированных автомобилей, выполняющих специальные работы в период остановки
- Легковые автомобили
- Автобусы
- Примеры применения норм расхода топлива (в примерах приводятся условные цифры, предназначенные для иллюстрации расчетов
- Нормы расхода смазочных материалов и специальных жидкостей
- Индивидуальные нормы расхода масел
- Временные нормы масел и смазок
- Классификация и система обозначения автомобильного подвижного состава
- Классификация автотранспортных средств, принятая в Правилах эек оон