logo
Самолет Ту-154

Штурвал с помощью двух шпонок закреплен на консольном конце оси 15 (см. рис. 3.2). На оси с помощью шпонок закреплена звездочка 7, через которую перекинута цепь 10. К вильчатым наконечникам 11 этой цепи присоединены тросы КСАН-4,5 (канат стальной авиационный нераскручивающийся диаметром 4,5 мм) 12. Эти тросы проходят внутри трубы 13 в колено колонки, где, огибая соответствующие текстолитовые ролики 17, 18, меняют свое направление, входят в канавки секторной качалки 19 и закрепляются на ней. Закрепление тросов на этой качалке — регулируемое для обеспечения их требуемого натяжения. Зависимость натяжения тросов в колонках управления от температуры показана на рис. 3.53. Для проверки натяжения тросов в трубе 13 имеется лючок.

Тросы и секторная качалка 19 имеют маркировку. Это исключает их перекрещивание при монтажных работах. На одном тросе маркировка буквенная ЭА и цветная — две белых полосы (при натяжении этого троса правый элерон отклоняется вверх), на другом — буквенная ЭБ, цветная — одна белая и одна черная полосы (при натяжении этого троса правый элерон отклоняется вниз). На ушках качалки 19 нанесены стрелки с надписями ЭА и ЭБ. При монтаже тросов следует обращать внимание на обязательное соответствие наименования соединяемых троса и ушка секторной качалки. После подсоединения тросов к секторной качалке следует убедиться в правильности монтажа: при вращении штурвала по ходу часовой стрелки правый элерон отклоняется вверх, левый — вниз. В процессе эксплуатации необходимо следить за чистотой и сохранностью маркировки на тросах и секторных качалках.

Штурвалы изготовлены из сплава МЛ5-Т4, рукоятки сверху облицованы пластмассой, и поверхность пластмассовой облицовки со стороны колонки сделана ребристой. На штурвале 4 (см. рис. 3.2) первого пилота установлены кнопки нажимного действия — кнопка 21 для включения радио, кнопка самолетного переговорного устройства (находится со стороны приборной доски), двухпозиционная кнопка 20 для управления электромеханизмом триммерного эффекта в системе управления рулем высоты, кнопка быстрого отключения автопилота из комплекта системы АБСУ-154.

Проводка от кнопок, расположенных на штурвале, проходит внутри штурвалов в головку колонки и через токосъемник и отверстие в нижней части головки колонки входят

97