3.4. Расчет пропускной способности регуляторов давления
При движении через дроссельный орган поток газа преодолевает гидравлические сопротивления, в результате чего уменьшается его статическое давление. Потери давления вызываются неоднократно изменением направления движения, сужением потока при проходе через седло клапана и трением. При небольшом перепаде давления на клапане изменением плотности газа можно пренебречь и рассматривать его как несжимаемую жидкость. В этом случае перепад давления полностью определяется гидравлическим сопротивлением дроссельного органа, а коэффициент гидравлического сопротивления открытого клапана данной конструкции при турбулентном режиме является величиной постоянной.
Если перепад давления значительный, то следует учитывать изменение плотности газа. С уменьшением давления объем газа будет увеличиваться и на его проталкивание необходимо затрачивать дополнительную энергию. С изменением давления изменится также температура газа, что приведет к теплообмену между потоком газа и ограничивающими его стенками.
Таким образом, движение газа через дроссельный орган представляет весьма сложный физический процесс и при расчете пропускной способности клапанов приходится исходить из упрощенной физической модели.
Обычно при расчете пропускной способности регулирующего клапана проводят аналогию между движением газа через него и истечением из отверстия. Эта аналогия весьма приближенная по следующим причинам. Во-первых, многие клапаны выпускают с площадью прохода в седле, равной площади присоединительного патрубка. Во-вторых, при истечении из отверстия газ попадает неограниченный объем, а при движении – через регулирующий дроссельный орган в трубопровод. В связи с этим в результате стабилизации потока давление в трубопроводе возрастает. Наконец, несмотря на то что основной перепад давления, а, следовательно, основное гидравлическое сопротивление регулятора приходятся на регулирующий орган, определенная часть давления теряется в корпусе и при полностью открытом клапане может составлять значительную долю общего перепада давления.
Отмеченные отклонения действительного движения газа через дроссельный орган от истечения из отверстия компенсируются экспериментальным коэффициентом, вводимым в расчетную зависимость. В этом случае точность расчета будет зависеть от того, насколько удачно выбран метод корректировки расчета, основанный на эксперименте. Вместе с тем расчет регулирующего клапана по формуле истечения позволяет исходя из теоретических соображений приближенно определить коэффициент, учитывающий расширение газа. При малых перепадах давления на регуляторах пренебрегают сжимаемостью газа. Если , то ошибка не будет превышать 2,5%.
При >0,08 следует учитывать сжимаемость газа, где - перепад давлений на регуляторе, а Р1 - давление газа до регулятора.
Определим пропускную способность регулятора с помощью коэффициента гидравлического сопротивления по известной формуле
, (3.1)
где u - скорость движения газа через дроссельный орган;
- плотность газа.
Заменяя скорость через расход и решая относительно него уравнение, получим
, (3.2)
где Fy – площадь сечения присоединительных патрубков регулирующего органа (или площадь условного прохода), к которой отнесены все потери как в клапане, так и в корпусе;
- коэффициент гидравлического сопротивления регулирующего органа, отнесенный к площади условного прохода. Если принять размерности величин, обычно используемые при расчете пропускной способности регуляторов, т.е. Q, м3/ч, Fy, см2, , МПа, , кг/м3, получим следующую рабочую формулу (формула (3.2) написана в системе СИ):
. (3.3)
При расчете регулирующих клапанов часто используют понятие коэффициента пропускной способности , понимая под ним количество воды в м3 =1000 кг/м3, которое проходит за 1 ч через клапан при перепаде давления на нем 0,0981 МПа. Если в формулу (3.3) подставить эти значения, то получим соотношение
. (3.4)
Коэффициент пропускной способности регулирующего дроссельного органа учитывает его проходное сечение и коэффициент местного сопротивления. Таким образом, зная для регулятора давления или регулирующего клапана , можно по формуле (3.4) определить и наоборот, зная коэффициент местного сопротивления, можно рассчитать .
Коэффициент сопротивления зависит от отношения площади прохода в седле клапана к площади присоединительного патрубка, от конструкции регулирующего клапана и корпуса, а при малых расходах и от числа Re. Для регуляторов с односедельными клапанам отношение площадей принимают
,
где f и d - площадь и диаметр проходного сечения седла клапана;
Fy и Dy - площадь и диаметр условного прохода.
Для регулятора с двухседельными клапанами отношение f/Fy примерно равно 0,7...2, где f – сумма площадей проходных сечений обоих седел клапана.
Часто коэффициент сопротивления относят к проходному сечению седла клапана. Он связан с коэффициентом , соотношение, получаемым из уравнения (3.2):
или . (3.5)
Для большинства распространенных конструкций регуляторов применяемых на ГРП, коэффициент сопротивления открытых клапанов колеблется в пределах =2…7.
Если все потери в регуляторе учитывать коэффициентом расхода , отнесенным к проходному сечению седла, тогда будет иметь место следующее соотношение:
. (3.6)
Отсюда
. (3.7)
Если на клапане срабатывается большой перепад давления >0,08 и входное давление высокое, то при расчете пропускной способности дроссельных органов необходимо учитывать изменение плотности газа и отклонения от законов идеального газа. В этом случае, как отмечалось выше, используют приближенную физическую модель явления, рассматривая движение газа через клапан как истечение из отверстия, и расход определяют из выражения
, (3.8)
где QO - объемный расход газа при нормальных условиях;
u - скорость истечения;
и - плотность газа при условиях истечения газа после отверстия и при нормальных условиях.
Скорость истечения определяют по известному уравнению
. (3.9)
Здесь индексы 1 соответствуют условиям до истечения, т.е. до регулятора.
Подставим формулу (3.9), в (3.8) и произведем преобразования с учетом формул (3.5) и (3.7):
Считая движение газа адиабатным (еще одно допущение) заменим отношение плотностей отношением давлений:
.
Кроме того, используем уравнение состояния
,
где ZO=1.
Учитывая приведенные соотношения, преобразуем уравнение расхода
.
Если в приведенное уравнение подставить значения РО=101300Па, ТО=2730К, а также применить формулу (7.12), где Fy в см2, то получим расчетную зависимость
, (3.10)
где определено соотношением:
. (3.11)
Коэффициент учитывает изменение плотности газа при движении через дроссельный орган.
Если принять размерности: QO в м3/ч, а P1 и в МПа, то получим следующую формулу для расчета пропускной способности регулятора
. (3.12)
При расчете пропускной способности регулятора по уравнению (3.12), считая постоянным, неточность исходной модели должна быть компенсирована коэффициентом . Поэтому в расчетах целесообразно использовать не теоретическую зависимость (3.11), а экспериментальную, т.е.
. (3.13)
Уравнение (3.13) получено при испытаниях регулирующих клапанов на сжатом воздухе, поэтому при использовании этого уравнения для других газов его следует скорректировать. Это, с некоторым приближением, можно сделать, пересчитав значение , определяемого по формуле (3.13), на другой показатель адиабаты путем умножения на поправочный коэффициент:
(3.14)
Здесь и определяются по формуле (3.11) при показателях адиабаты для воздуха (k=1,4) и для газа. На рис. 3.17 приведены пересчитанные зависимости коэффициента для газов с различными k.
Рис. 3.7. Значения коэффициента в зависимости от
k – показатель адиабаты
Величиной , определенной по рис. 3.7, и следует пользоваться при расчете пропускной способности регулятора давления или регулирующего клапана.
При критическом или большем перепаде давлений, т.е. когда соблюдается неравенство
, (3.15)
пропускную способность регулятора определяют по формуле (3.12) при подстановке в нее критического отношения давлений. Это является следствием того, что сверхзвуковая скорость при движении газа через дроссельный орган получена быть не может. Коэффициент определяют также при (Р2/Р1)кр по рис.3.7. Расчетная зависимость будет иметь следующий вид:
, (3.16)
где
.
Как показали эксперименты, для клапанов, работающих на воздухе, критическое отношение давления =0,48. Теоретическое значение =0,528. Рассматривая отношение , как поправку формуле для расчета , получаем следующее уравнение, по которому можно рассчитать критическое отношение давлений для газа любого состава:
= . (3.17)
Для природного газа (k=1,3) критическое отношение давлений равно =0,5.
Дроссельные органы регуляторов давления рассчитывают исходя из максимальной производительности и минимально возможного перепада давлений. Такое сочетание производительности и давления возможно, но оно в то же время самое невыгодное. Проходное сечение затвора регулятора рекомендуется выбрать так, чтобы максимальная производительность была обеспечена при перемещении затвора, не более чем на 0,9 полного хода. Для этого дроссельный орган регулятора нужно рассчитывать на производительность, которая превышает максимальную на 15...20%. Таким образом, регулятор подбирается на расчетную пропускную способность
QP=(1,15…1,2)QМАКС,
где Qмакс - максимальная производительность.
При определении расчетного перепада давлений следует учитывать потери энергии на трение в трубопроводах газорегуляторного пункта на запорной .и предохранительной арматуре, в фильтре и устройствах, измеряющих расход газа. Расчетный перепад определяют по выражению
,
где - минимальное давление газа перед регуляторной станцией;
Р2 - регулируемое давление газа после регулятора;
- суммарные потери давления в газорегуляторной станции исключая потери в регуляторе давления.
В табл. 3.2 приведены значения коэффициентов для расчета пропускной способности основных типов регуляторов.
Если известна пропускная способность регулятора при работе на газе определенного состава и при известных начальном и конечном давлениях (табличные данные), то можно определить его производительность при использовании другого газа и работе на другом режиме.
Таблица 3.2.
Коэффициент пропускной способности kV регуляторов давления
Тип регулятора | Коэффициент kV | Тип регулятора | Коэффициент kV |
РД-20-5 | 0,52 | РДУК-2-50/35 | 27 |
РД-25-6,5 | 0,9 | РДУК-2-100/50 | 38 |
РД-32-5 | 0,52 | РДУК-2-100-70 | 108 |
РД-32-6,5 | 0,9 | РДУК-2-200/105 | 200 |
РД-32-9,5 | 1,9 | РДУК-2-200/140 | 300 |
РД-50-13 | 3,7 | РД-50-64 | 22 |
РД-50-19 | 7,9 | РД-80-64 | 66 |
РД-50-25 | 13,7 | РД-100-64 | 110 |
РД-32-М-10 | 1,4 | РД-150-64 | 314 |
Р-32М-6 | 0,8 | РД-200-64 | 424 |
РД-32М-4 | 0,52 |
|
|
РД-50М-25 | 11 |
|
|
РД-50М-20 | 9 |
|
|
РД-50М-15 | 5,8 |
|
|
РД-50М-11 | 3,3 |
|
|
РД-50М-8 | 1,7 |
|
|
Основными параметрами, определяющими пропускную способность исполнительного устройства регулятора давления любого типа, являются условный диаметр Dy проходного сечения дросселирующего органа и соответствующий ему коэффициент максимальной пропускной способности kV. Возможны два варианта определения параметров и выбора исполнительного устройства регулятора давления.
По заданной пропускной способности М, перепаду давления на дросселирующем органе и температуре газа Тн определяется максимальный коэффициент пропускной способности kV дросселирующего органа, а затем по каталогам на регуляторы давления или исполнительные устройства (регулирующие клапаны) выбирается соответствующий типоразмер регулятора давления или регулирующего клапана с условным диаметром Dy. Такие расчеты обычно производится при проектировании ГРС на базе выпускаемой промышленностью номенклатуры регуляторов давления или исполнительных устройств (регулирующих клапанов, кранов и др.).
По заданной пропускной способности, перепаду давления на дросселирующем органе и температуре газа выбираются тип и конструкция дросселирующего органа регулятора давления, а также рассчитываются его условное проходное сечение и коэффициент пропускной способности по виду и числу гидравлических сопротивлений дросселирующего органа. Такие расчеты обычно выполняются при разработке новых типов исполнительных органов регуляторов давления газа. Если выбирать регулирующие органы в зависимости от давления и расхода газа, используя рассчитанные значения kV из приведенных формул, то видно, что для расчета kV необходимо значение точного расхода газа, плотности газа, давления перед клапаном и после него. Если расход задается объемный в м3/ч, давление в МПа, а плотность в кг/м3, то существующими методиками kV рекомендуется определять по формулам
при рк>0,5рн
при .
По вычисленному коэффициенту производительности kV для максимального расхода по табл. 3.1 находят ближайший условный диаметр выбранного типа регулирующего органа. Если регулирующий орган должен работать в условиях значительного изменения расходов, то коэффициент kV оценивается также и для минимальной нагрузки.
- 1. Основные сведения о газораспределительных сетях. Свойства газов.
- 1.2. Горючие газы, используемые для газоснабжения.
- 1.3. Основные физические свойства газа
- 2. Гидравлический расчет газораспределительных сетей.
- 2.1. Структура систем газоснабжения
- 2.2. Потребители газа. Режим потребления газа.
- 2.3. Расчетные расходы газа
- Годовые расходы газа.
- 2.3.2. Расчетные часовые расходы газа
- 2.4. Гидравлический расчет простых газопроводов.
- 2.4.1. Газопроводы высокого и среднего давления
- 2.4.2. Газопроводы низкого давления.
- 2.5. Гидравлический расчет газопроводов высокого и среднего давлений
- 2.5.2. Расчет газопроводов, проложенных параллельно
- 2.5.3. Расчет газопровода с лупингом
- 2.5.4. Расчет газопровода со вставкой
- 2.5.5. Среднее давление в газопроводе
- 2.5.6. Расчет газопровода высокого давления при равномерном отборе газа по длине.
- 2.5.7. Методика расчета разветвленных газопроводов высокого и среднего давлений
- 2.5.8. Порядок расчета
- 2.6. Гидравлический расчет газопроводов низкого давления.
- 2.6.1.Расчетные схемы газораспределительных сетей.
- 2.6.2. Гидравлический расчет распределительных газопроводов при сосредоточенных отборах газа.
- 2.6.3. Вывод расчетной формулы для случая равномерно распределенного отбора газа по длине горизонтального газопровода.
- 2.6.4. Определение границ применения различных методик расчета газопроводов.
- 2.6.5. Определение расчетных расходов для трубопроводов с распределенным отбором.
- 2.6.6 Расчетные перепады давления
- 2.6.7. Методика расчета распределительных газопроводов низкого давления с сосредоточенными отборами газа.
- 2.7. Гидравлический расчет вертикальных домовых газопроводов.
- 2.7.1. Вывод расчетных формул при равномерном по длине отборе газа
- 2.7.2. Вывод расчетных формул при сосредоточенном отборе газа
- 2.8. Методы расчета тупиковой газораспределительной сети
- 2.8.1.Традиционный (старый) метод расчета тупиковой сети
- 2.8.2. Некоторые неопределенности при расчете тупиковой сети по традиционному методу
- 2.9. Гидравлический расчет кольцевых газораспределительных сетей
- 2.9.1. Методика расчета кольцевых сетей
- 2.9.2. Методика гидравлической увязки кольцевой сети
- 3. Газораспределительные станции
- 3.1. Задача газораспределительных станций
- 3.2. Технологическая схема и компоновка грс
- 3.3. Регулирование давления газа.
- 3.4. Расчет пропускной способности регуляторов давления
- 3.5. Очистка и одоризация газа. Предохранительная арматура грс.
- 3.6. Температурный режим грс
- 4. Гидравлический режим газовых сетей
- 4.1. Режим работы газовых приборов
- 4.2. Гидравлический режим газовой сети низкого давления
- 4.3. Сезонное регулирование давления газа на выходе грп
- 5. Хранилища природного газа и газозаправочные станции
- 5.1. Методы компенсации сезонных, суточных и часовых колебании потребления газа
- 5.2. Аккумулирующая способность магистрального газопровода
- 5.3. Подземные хранилища газа
- 5.4. Газонаполнительные станции сжатого природного газа
- Глава 6 общие сведения о сжиженных углеводородных газах
- 6.1. Основные полнятия о суг
- 6.2. Источники получения суг
- 6.3. Состав сжиженных углеводородных газов
- Состав суг по гост 20488-75
- 6.4. Свойства суг. Смеси газов
- Некоторые физико-химические свойства углеводородов,
- Значения величин и для расчета плотности
- Значения для расчета изменения объема жидкой фазы сжиженных углеводородных газов
- 6.5. Диаграмма состояния индивидуальных углеводородов
- Глава 7
- 7.1. Перевозка суг в железнодорожных цистернах
- 7.2. Перевозка сжиженных газов в автомобильных
- 7.3. Перевозка сжиженного газа автотранспортом в баллонах и "скользящих" резервуарах
- 7.4. Перевозка сжиженных углеводородных газов по морю
- 7.5. Перевозка сжиженных углеводородных газов речным
- 7.6. Транспортировка сжиженных углеводородных газов
- Глава 8 хранение сжиженных углеводородных газов
- 8.1. Определение объемов хранилищ сжиженных углеводородных газов
- 8.2. Хранение сжиженных углеводородных газов под давлением в металлических резервуарах
- Характеристика сферических резервуаров
- 8.3. Шахтные хранилища сжиженных углеводородных
- 8.4. Подземные хранилища сжиженных углеводородных газов в отложениях каменной соли
- 8.5. Изотермическое хранение сжиженных углеводородных газов в стальных и железобетонных резервуарах
- 8.6. Подземные ледопородные хранилища сжиженных
- Глава 9
- 9.1. Устройство кустовой базы (газонаполнительной станции) сжиженного углеводородного газа
- 9.1.1. Назначение и организационная структура кустовой базы (газонаполнительной станции)
- 9.1.2. Принцип работы кустовой базы (газонаполнительной станции)
- 9.2. Анализ методов перемещения сжиженных углеводородных газов
- 9.3. Заправка автомобилей сжиженными углеводородными газами
- Техническая характеристика агзс
- Глава 10
- 10.1. Регазификация сжиженных углеводородных газов
- 10.2. Конструктивные особенности испарителей сжиженных углеводородных газов
- 10.3. Резервуарные и баллонные установки с естественным и искусственным испарением
- 10.4. Использование газовоздушных смесей для
- 11. Основная и дополнительная литература
- 11.1. Основная литература.
- 11.2. Дополнительная литература.