logo search
Достижения русичей

Звёздные гонки Монако

1912 год, 13 января, 8:00. Звёздные гонки Монако. Из Руси, в Санкт-Петербурге, выехали русские гонщики на машине «Руссо-Балт» «Императорского Российского автомобильного общества» (ИРАО). За рулём Евгений Михайлович Кузьмин и напарник, редактор-издатель журнала «Автомобиль» Андрей Платонович Нагель. На двухместном «Руссо-Балте» С-24/55 (4501), впервые в летописи машиностроения применили алюминиевые поршни вместо чугунных, увеличив мощность до 55 л. с. Установили электрический свет (фары-прожекторы) от динамо машины и аккумулятора. Свечи герметично закрыли колпачками. С учётом русской зимы в охлаждение залили чистый спирт. Автомобиль «довели до ума», установив дополнительный 50 литровый бензобак. На шины «Колумб», русского производства, рижского завода «Проводник», одели цепи противоскольжения, а на передние колёса установили съёмные лыжи. Автомобиль украшали латунные надписи «Руссо-Балт», знак ИРАО, впереди укреплено государственное бело-сине-красное знамя и знамя Монако. Одевшись в 6 слоёв кожаной и меховой одежды, одев непромерзаемые русские валенки, русичи двинулись по снежным заносам при температуре -19 С (градусов). Позже, это вызовет шок и восхищение иностранцев русским подвигом. Отметившись на контрольном пункте в Риге, в тёплом гараже оставили лижи с передних колёс, и двинулись дальше.

1912 год, 16 января. Въехали в Берлин, где немцы из авто-клуба расспрашивали о русской машине и о русских дорогах. На безотказном «Руссо-Балте» прошли Германию. Среди красных утёсов вилась дорога, снег исчез и даже появилась зелень. По Франции, где дороги без снега, гнали со скоростью свыше 100 км/ч. Мелькнуло Средиземное море, дорога шла среди живописных скал и субтропической зелени. Монакский залив, набережная Кондамин, Финиш. Русичи 1-е.

Лишь спустя 6 часов 2 (вторым) пришёл француз Барбаро Бейтлер. Из 87 машин весь путь прошли 59. Русичи обошли всех! Пройдено без проколов 3.257 км. В русских шинах «Проводник» остался воздух Петрограда. Русским гонщикам присвоен 1-й приз маршрутов и 1-й приз выносливости. Гонщиков «Руссо-Балта», Е. М. Кузьмина и А. П. Нагеля, на Родине встречают, как героев. ИРАО поднесло русским победителям почётный подарок и устроило торжественный обед. Царь Николай II наградил орденом Святой Анны III степени А. П. Нагеля, 1-я государственная награда за спортивные успехи в гонках. Завод «Руссо-Балт» в Риге выпустил рекламу, «Руссо-Балт» I-е место.

1912 год, 31 января. Главной палатой мер и весов Санкт-Петербурга утвержден русский таксометр с подсветкой. Собираются автотренажеры, в том числе для обучения вождению станок А. В. Куксина.