logo search
Voprosy Gosekz (1)

8.Особенности цифровой системы управления работой двс «Motronic-3.1» и выше.

Многопозиционные системы дискретного синфазного впрыска.

Bosch Motronic M3.1 - интегрированная электронная система дискретного cинфазного впрыска и "полностью статического" зажигания (рис. 3.4а) - это дальнейшее повышение точности топливодозирования и момента зажигания.

Рис. 3.4а. Схема системы впрыска Motronic 3.1 [3]:

1 - топливный бак; 2 - топливный насос; 3 - топливный фильтр; 4 - распределительная магистраль; 5 - регулятор давления топлива; 6 - контроллер; 7 - лямбда-зонд; 8 - форсунка; 9 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 10 - свеча зажигания; 11 - датчик положения дроссельной заслонки; 12 - дроссельная заслонка; 13 -регулятор холостого хода; 14 - измеритель массы воздуха; 15 - импульсный датчик; 16 - аккумуляторная батарея; 17 - замок зажигания; 18 - главное реле и реле топливного насоса; 19 - индивидуальная катушка зажигания; 20 - датчик верхней мертвой точки первого цилиндра.

Рис. 3.4b. Диаграмма работы и схема включения форсунок при синфазном впрыске [2]: 1,2,3,4 - форсунки, 5 - контроллер.

Синфазный впрыск (Sequential Fuel Injection или SFI) заключается в том, что момент подачи управляющего импульса на форсунку каждого цилиндра увязывается с моментом открытия впускного клапана в этом цилиндре (рис. 3.4b) и даже может изменяться в зависимости от режима работы двигателя. Такая схема сложнее и дороже, требует более совершенного контроллера, однако обеспечивает лучшие характеристики работы двигателя, особенно на переходных режимах. При запуске холодного двигателя, а также в случае перехода системы на резервный (аварийный) режим работы управление форсунками в системах SFI, как правило, осуществляется по синхронному принципу.

"Полностью статическое" зажигание (Vollast Statik Zundung иди VSZ) заключается в том, что на каждый цилиндр устанавливается индивидуальная катушка зажигания 19, а момент зажигания полностью определяется контроллером, причем может изменяться в пределах одного рабочего цикла. Это удорожает систему, но существенно повышает точность искрообразования и обеспечивает лучшие характеристики работы двигателя, особенно на переходных режимах. Кроме того, значительно точнее срабатывает система защиты от детонации двигателя, что предотвращает его разрушение. Принцип защиты от детонации заключается в изменении угла опережения зажигания в сторону некоторого запаздывания до исчезновения детонации. Наличие детонации определяется по сигналам пьезоэлектрического датчика (датчиков) детонации, закрепленного непосредственно на блоке двигателя в районе цилиндров.

Mitsubishi MPI

Mitsubishi MPI - интегрированная электронная система дискретного многопозиционного (cинфазного) впрыска (рис.3.4с), принципиально аналогичная системе Motronic 3.1.

Отличие, как и всех японских машин, от европейских, заключается в ужесточении требований к концентрации отработавших газов (о.г.). Каждый, кто хоть раз поднимал капот "японки", видел, как двигатель буквально оплетен многочисленными трубками и шлангами. Это система рециркуляции о.г. - многократного их отвода и последующего запуска в систему для более полного дожигания токсичных веществ.

В заключение о распределенных дискретных СВТ следует отметить, что их системное давление лежит в пределах 0,25...0,4 МПа.

Рис 3.4с. Схема системы впрыска Mitsubishi MPI [5]:

1 - лямбда-зонд; 2 - датчик температуры всасываемого воздуха; 3 - датчик атмосферного давления; 4 - измеритель массы воздуха; 5 - топливный насос ; 6 - датчик скорости автомобиля; 7 - выключатель кондиционера; 8 - выключатель запрета пуска двигателя; 9 - замок зажигания; 10 - выключатель усилителя рулевого управления; 11 - питание контроллера; 12 - регулирующее сопротивление; 13 - диагностический штекер; 14 - электоромагнитный клапан управления продувкой (рециркуляцией отработавших газов); 15 - реле топливного насоса; 16 - коммутатор зажигания; 17 - реле кондиционера; 18 - регулятор холостого хода; 19 - датчик холостого хода; 20 - датчик положения дроссельной заслонки; 21 - датчик положения установочного мотора РХХ; 22 - регулятор давления топлива; 23 - форсунка; 24 - датчик температуры охлаждающей жидкости; 25 - распределитель зажигания; 26 - датчик углового положения коленчатого вала; 27 - датчик верхней мертвой точки первого цилиндра; 28 - датчик детонации; A - к топливному баку; B - от емкости с активированным углем; C - от топливного насоса.