logo search
КЛ-Эргономика

Допустимые уровни внутреннего шума автотранспортных средств

Автотранспортное средство

Допустимый уровень звука, дБА

Автомобили и автобусы для перевозки пассажиров

Категория M1 кроме моделей с вагонной или полукапотной компоновкой кузова

78

Категория M1 - модели с вагонной или полукапотной компоновкой кузова

80

Категории M2 ,M3 кроме моделей с расположением

двигателя впереди или рядом с местом водителя:

на рабочем месте водителя

78

в пассажирском помещении автобусов классов II и III

80

в пассажирском помещении автобусов класса I

82

Категории M2 ,M3 - модели с расположением двигателя впереди или рядом с местом водителя:

на рабочем месте водителя и в пассажирском помещении

80

Автомобили для перевозки грузов

Категория N1 полной массой до 2 т

80

Категория N1 , полной массой от 2 до 3,5 т

82

Категории N2 ,N3 кроме моделей, предназначенных для международных и междугородных перевозок

82

Категории N2 ,N3 - модели для международных и междугородных перевозок

80

Полуприцепы, предназначенные для перевозки пассажиров

80

Общий шум движущегося автомобиля складыва­ется из шума, создаваемого двигателем, агрегатами, кузовом ав­томобиля и его составными частями, шумом качения шин и шумом от потока воздуха.

Источники шума автомобиля можно разде­лить на следующие:

механические - двигатель внутреннего сгорания, корпусные детали, трансмиссия, подвеска, панели, шины, сис­тема выпуска;

гидромеханические - гидротраснформаторы, гидромуфты, гид­ронасосы, гидромоторы;

электромагнитные - генераторы, электромоторы;

аэродинамические - система впуска и выпуска двигателя внут­реннего сгорания, вентиляторы.

Для снижения интенсивности шума можно наметить следующие пути:

- снижение виброактивности агрегатов, т.е. уменьшение уровня колебательной энергии, генерируемой в источнике;

- принятие мер для снижения интенсивности колебаний на пути их распространения;

- воздействие на процесс излучения и передачи вибраций присоединенным деталям, т. е. уменьшение их виброакустической активности.

Борьба с шумом и вибрациями при их распространении в про­цессе излучения и передачи колебательной энергии присоединен­ным деталям и агрегатам может производиться «отстройкой» сис­темы несущих элементов от резонансных состояний путем виброизоляции, вибродемпфирования и виброгашения.

Виброизоляция - выбор таких параметров механических сис­тем, которые обеспечивают локализацию вибраций в определен­ной зоне автомобиля, трактора без дальнейшего ее распростране­ния.

Вибродемпфирование - использование систем, с помощью ко­торых осуществляется активное рассеивание энергии колебаний вибрирующих поверхностей, а также применение материалов с большим декрементом затухания.

Виброгашение - применение в агрегатах, настроенных на оп­ределенную частоту и форму колебаний, систем, действующих в противофазе.

Подавление шума в самом источнике его возникновения явля­ется активным способом шумоглушения и наиболее радикальным средством борьбы с шумами. Однако во многих случаях этот метод по тем или иным причинам не удается применить. Тогда прихо­дится прибегать к пассивным методам защиты от шума - это вибродемпфирование поверхностей, звукопоглощение, звукоизоляция.

Под звукоизоляцией понимается снижение звука (шума), по­ступающего к приемнику, вследствие отражения от препятствий на пути передачи. Для уменьшения передачи шума, вызванного средними и высокочастотными колебания­ми, следует особое внимание уделить герметизации са­лона, выявлению и устранению акустических дыр (сквозные и не­сквозные щели, технологические отверстия, участки с низкой звукоизоляцией).