logo search
ответ билет авто

2. Методы определения топливной экономичности двигателя.

Топливная экономичность оценивается по путевому расходу топлива — расходу топлива (в литрах или кило­граммах) на 100 км пути, проходимого автомобилем.

, Q-общий расход топлива в литрах; s-пробег автомобиля в км.

Путевой расход топлива (иногда его называют средним расходом) определяют экспериментально при испыта­ниях или эксплуатации автомобилей в определенных дорожных условиях. Обычно испытания совмещаются с пробеговыми, при которых одновременно оценивают средние скорости движения и другие эксплуатационные свойства автомобилей.

Расход топлива автомобилем определяется и внешними факторами, не зависящими от конструкции автомобиля: рельефом местности, интенсивностью движения, состоянием дорожного покрытия, климатическими условиями и др. Существенное влияние на эксплуатационный расход топлива оказывает нагрузка. Поэтому более объ­ективную сравнительную оценку топливной экономичности автомобилей дает не средний расход топлива, а удельный: отношение среднего расхода топлива к выполненной полезной работе по перевозке грузов (л/т?км) , где GГР, п — соответственно масса перевозимого груза (т) и число пассажиров.

Для оценки топливной экономичности автомобилей используют следующие показатели:

средний расход топлива в типовых дорожных условиях;

топливную характеристику установившегося движения;

контрольный расход топлива;

топливную характеристику при движении по магистрально-холмистой дороге.

для автомобилей, работающих с частыми остановками (городских и пригородных автобусов, специальных автомобилей), определяют топливную характеристику при циклическом движении.

Средний расход топлива определяют путем измерения объема горючего, израсходованного автомобилем на определенном пути в заданных дорожных условиях (обычно — при движении автомобиля по равнинным, магистрально-холмистым, горно-холмистым и горным дорогам).

Топливная характеристика установившегося движения — график зависимости путевого расхода топлива от скорости установившегося движения в заданных дорожных условиях. Экспериментально ее определяют на горизонтальном, ровном участке дороги с усовершенствованным покрытием при различной степени загрузки автомобиля:

при полной нагрузке;

без груза;

с прицепом и др.

Точки характеристики находят путем измерения объема израсходованного автомобилем топлива при проезде с заданной скоростью мерного километрового участка. Требования к этому участку такие же, как и при оценке скоростных качеств автомобиля. Обычно испытания скоростные и на топливную экономичность совмещают.

На рис.1 показана топливная характеристика установившегося движения автомобиля при движении на высшей передаче, а на рис. 2— при движении на различных передачах. С увеличением скорости путевой расход, как правило, сначала несколько уменьшается и достигает минимума при некоторой, зависящей от условий движения, скорости. Затем по мере увеличения скорости расход топлива довольно быстро возрастает. При малой скорости и, соответственно, малой мощности, развиваемой двигателем, он возрастает и вследствие уменьшения механического КПД двигателя (увеличивается относительная доля механических потерь мощности) и ухудшения условий сгорания горючей смеси в цилиндрах. При большой развиваемой двигателем мощности расход топлива возрастает из-за переобогащения горючей смеси и соответственного уменьшения эффективного КПД двигателя. Зависимость расхода топлива от скорости движения более резко выражена у автомобилей с карбюраторными двигателями, поскольку удельный расход топлива у последних значительно больше зависит от степени использования мощности, чем у дизельных.

БИЛЕТ № 29