logo search
КЛ-Эргономика

9.4. Акустическая комфортабельность

В кабине автомобиля возникают различные шумы, которые отрицательно сказываются на работоспособности водите­ля, страдает слуховая функция, угнетается нервная система, изменяются психофизиологические функции, значительно снижается скорость и точность движений. Шум вызывает отрицательные эмоции, под его влиянием у водителя появляются рассеянность, апатия, нару­шение памяти.

Воздействие шума на человека может быть подразделено в зави­симости от интенсивности и спектра шума на следующие группы:

• очень сильный шум с уровнями 120... 140 дБ и выше - неза­висимо от спектра способен вызывать механические повреждения органов слуха и быть причиной тяжелых поражений организма;

• сильный шум с уровнями 100... 120 дБ на низких частотах, выше 90 дБ на средних и выше 75... 85 дБ на высоких частотах - вызывает необратимые изменения в органах слуха, а при длительном воздействии может быть причиной ряда заболеваний и в первую очередь - нервной системы;

• шум более низких уровней 60...75 дБ на средних и высоких частотах - оказывает вредное воздействие на нервную систему человека, занятого работой, требующей сосредоточенного внимания (работа водителя).

Санитарные нормы подразделяют шумы на три класса и уста­навливают для них допустимый уровень:

1 класс - низкочастотные шумы (наибольшие составляющие в спектре расположены ниже частоты 350 Гц, выше которой уровни понижаются) с допустимым уровнем 90... 100 дБ;

2 класс - среднечастотные шумы (наибольшие уровни в спек­тре расположены ниже частоты 800 Гц, выше которой уровни понижаются) с допустимым уровнем 85...90 дБ;

3 класс - высокочастотные шумы (наибольшие уровни в спек­тре расположены выше частоты 800 Гц) с допустимым уровнем 75...85дБ.

Таким образом, шум называют низкочастотным при частоте колебаний не более 400 Гц, среднечастотным - 400... 1000 Гц, высокочастотным - более 1000 Гц. При этом по частоте спектра шум классифицируют на широкополосный, включающий почти все частоты звукового давления (уровень измеряется в дБА), и узкополосный (уровень измеряется в дБ).

Допустимые уровни внутреннего шума для автотранспортных средств по ГОСТ Р 51616 - 2000 приведены в табл. 9.2.

Таблица 9.2