logo search
Voprosy Gosekz (1)

9.Количественная оценка состояния автомобилей и показателей эффективности их эксплуатации

9. Автомобиль является сложным восстанавливаемым изделием и субъектом транспортного процесса, который может в определенные моменты времени нахо­диться в одном из состояний: работать на линии, проходить ТО или ремонт, ожи­дать клиентуру и т.д.

При достаточно больших промежутках времени работы автомобиля или груп­пы автомобилей эти вероятности перехода из одного состояния в другое, называемые в этом случае финальными, ста­новятся достаточно стабильными (или близкими к стабильным) и характеризуют среднее время нахождения автомобилей в определенном состоянии (табл. 9.1). Суммарная продолжительность этих состояний составляет цикл

ДЦ = ДЭ + ДН + ДР. (9.1)

Цикл может быть кратковременным (сутки, неделя, месяц) или длительным: от года (ДЦ=ДГ) до проведения капитального ремонта (ДЦ=LK) или списания (ДЦ = LА).

Таблица 9.1 – Важнейшие стационарные состояния автомобиля

Техническое состояние автомобиля

Местонахождение

Процесс

Продолжительность, дни (смены, часы)

Исправен

На линии - в эксплуа­тации

Перевозочный

ДЭ

Исправен

В зоне хранения

Ожидание работы (вы­ходные дни, отсутствие работы, персонала)

ДН

Неисправен

В зоне ТО и ремонта

ТО, ремонт, ожидание ТО или ремонта

др

При управлении техническим состоянием автомобилей важно знать, во-первых, какие элементы (агрегаты, системы) автомобиля имеют низкие показатели надежности и оказывают главное влияние на простои и КТГ, и во-вторых, на какие конкретные подразделения (цехи, участки) ИТС приходятся наи­большие простои автомобилей с потерей рабочего времени. Поэтому именно на критические по надежности агрегаты и системы автомобиля и соответствующие цехи и участки, обеспечивающие их работоспособность, необходимо воздейство­вать ИТС. Это можно сделать, если от обобщенных показателей автомобиля (х ,tПР) перейти к показателям конкретных подразделений (xПРj, tПРj) или элементов автомобиля (xПРi, tПРi), оценивать их влияние на КТГ.

Целью автомобильного транспорта как сектора транспортного комплекса страны является удовлетворение потребности экономики и населения страны в грузовых и пассажирских перевозках при минимальных затратах всех видов ресурсов. Эта генеральная цель обеспечивается в результате повышения показа­телей эффективности автомобильного транспорта: роста произво­дительности транспорта и транспортных средств; сокращения себестоимости пере­возок; повышения производительности труда персонала; обеспечения безопасности транспортного процесса.

ТЭСАТ 10.Основные факторы, влияющие на расход топлива автомобилями. Влияние ТО на экономию топлива. Нормирование расхода топлива на АТП.

На первом месте факторов наиболее влияющих на расход бензина – стиль вождения и культура вождения водителем. ПРОБКИ =)))

Второе место занимает использование кондиционера в летний период времени. При использовании кондиционера, часть мощности двигателя расходуется на приведение в работу кондиционера, при этом увеличивается расход бензина. правильной регулировкой колес («развал-схождение»)

На третьем месте – езда с непрогретым двигателем.

На четвертом месте – езда с включенными фарами.

Пятое место занимают: езда с открытыми стеклами при скорости выше 50км/час и пониженное давление в шинах автомобиля в результате чего увеличивается площадь сцепления с дорого, увеличивается сопротивление и как результат – растет расход топлива.

Нормы расхода топлива устанавливаются для каждой модели, марки и модификации эксплуатируемых автомобилей и соответствуют определенным условиям работы автомобильных транспортных средств согласно их классификации и назначению. Нормы включают расход топлива, необходимый для осуществления транспортного процесса. Расход топлива на технические, гаражные и прочие внутренние хозяйственные нужды, не связанные непосредственно с технологическим процессом перевозок пассажиров и грузов, в состав норм не включается и устанавливается отдельно.

Для автомобилей общего назначения установлены следующие виды норм:

- базовая норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега автотранспортного средства (АТС) в снаряженном состоянии;

- транспортная норма в литрах на 100 км (л/100 км) пробега транспортной работы:

- автобуса, где учитывается снаряженная масса и нормируемая по назначению автобуса загрузка пассажиров;

- самосвала, где учитывается снаряженная масса и нормируемая (коэффициент 0,5) загрузка самосвала;

- транспортная норма в литрах на 100 тонно-километров (л/100 ткм) транспортной работы грузового автомобиля учитывает дополнительный к базовой норме расход топлива при движении автомобиля с грузом, автопоезда с прицепом или полуприцепом без груза и с грузом (или с использованием установленных коэффициентов на каждую тонну перевозимого груза, прицепа, полуприцепа до 1,3 л/100 км и до 2,0 л/100 км для автомобилей, соответственно, с дизельными и бензиновыми двигателями, или с использованием более точных расчетов, выполняемых ФГУП НИИАТ по специальной программе-методике для каждой конкретной марки и типа АТС.

Базовая норма расхода топлива зависит от конструкции автомобиля и его агрегатов, категории, типа и назначения автомобильного подвижного состава (легковые, автобусы, грузовые и т.д.), от вида используемого топлива и учитывает снаряженное состояние автомобиля, типизированный маршрут и режим движения в эксплуатации.

Норма на транспортную работу включает базовую норму и зависит от грузоподъемности или от нормируемой загрузки, или от конкретной массы перевозимого груза, с учетом условий эксплуатации АТС.

Нормы расхода топлива на 100 км пробега автомобиля установлены в следующих измерениях:

- для бензиновых и дизельных автомобилей - в литрах бензина или дизтоплива;

- для автомобилей, работающих на сжиженном нефтяном газе (снг), - в литрах снг (из расчета 1 л бензина соответствует 1,32 л снг);

- для автомобилей, работающих на сжатом природном газе (спг), - в нормальных метрах кубических спг (из расчета 1л бензина соответствует 1 куб. м спг),

- для газодизельных автомобилей норма расхода сжатого природного газа указана в куб. м, плюс рядом указывается норма расхода дизтоплива в литрах, их соотношение определяется производителем техники (или в инструкции по эксплуатации).

Учет дорожно-транспортных, климатических и других эксплуатационных факторов производится с помощью поправочных коэффициентов, регламентированных в виде процентов повышения или снижения исходного значения нормы (их значения устанавливаются распоряжениями руководителей предприятий, эксплуатирующих АТС или руководителями местных администраций).