logo search
КЛ-Эргономика

Для легковых автомобилей, как указывалось выше, сиденье имеет меньшую высоту, ноги более вытянуты (угол а3 больше), спинка сиденья наклоняется на больший угол (а1 - 30° и более).

Углы А56, , А7 определяют положение рук водителя на рулевом колесе.

Чаще всего диаметр рулевого колеса составляет 350...420 мм, однако на спортивных автомобилях он может быть и 280 мм, а на тяжелых грузовиках и автобусах - до 600 мм. С увеличением диаметра, естественно, увеличивается крутящий момент, который водитель может приложить к нему при одинаковом усилии на ободе, но одновременно уменьшается достижимая скорость вращения руля. Диаметр обода руля обычно около 20...30 мм.

На усилие, которое водитель может приложить к ободу рулевого колеса, существенно влияет угол его наклона (рис. 2.3). Если принять за 100 % достижимое усилие при почти вертикальном положении плоскости руля (10° относительно вертикали), то при почти горизонтальном положении (80°) усилие увеличивается примерно на 25 %.

Параметры рабочего места водителя для грузовых автомобилей, автобусов и троллейбусов, приведены на рис. 2.4 и в табл. 2.2.

Любая точка рулевого колеса должна находиться на расстоянии не менее 80 мм от других деталей автомобиля, за исключением переключателей, которыми пользуются, не снимая рук с руля.

Внутренняя ширина кабины должна быть не менее 1250 мм для двухместной кабины, 1700 мм - для трехместной, 1900 мм - для трехместной со спальным местом.

Размеры, определяющие расположение основных органов управления грузовым автомобилем, приведены на рис. 2.5 и в табл. 2.3.

Рукоятка рычага управления коробкой передач должна располагаться в зоне, выделенной штриховкой на рис. 2.5.

На легковых автомобилях педали управления располагаются в соответствии с рис. 2.6 и табл. 2.4.

Рис. 2.3. Зависимость усилия на рулевом колесе от угла наклона 

Рис. 2.4. Параметры рабочего места водителя

Таблица 2.2

Параметры рабочего места водителя грузового автомобиля, автобуса и троллейбуса

Наименование параметра

Обозначение на рис.2.4

Значение, мм

Расстояние от нижнего края нерегулируемого рулевого колеса до ненагруженной поверхности подушки сиденья при верхнем положении сиденья на всем диапазоне продольной регулировки

е

≥180

Расстояние от точки L до внутренней обивки крыши (сиденье в крайнем заднем нижнем положении по регулировке)

h

1100

Ширина рабочего места водителя

b

≥750

Расстояние от левой внутренней стенки кабины до оси симметрии сиденья

b 1

≥350

Рис. 2.5. Расположение основных органов управления грузовым автомобилем (наименования и численные значения параметров см. в табл. 2.3

Таблица 2.3