13.4. Техническое обслуживание подшипников скольжения электрических машин
Подшипники скольжения используют в средних и крупных электрических машинах. Они могут иметь кольцевую, принудительную или комбинированную систему подачи масла.
Подшипники скольжения требуют ежедневного осмотра: регулярного контроля температуры нагрева, уровня масла, вибрации зазора между вкладышем и цапфой. Температуру подшипника обычно контролируют по температуре масла, которую замеряют термометром в масляной камере стояка. Температура масла для большинства подшипников не должна превышать 80 °С, быть меньше температуры подшипников на 5 — 10 °С. В машинах с принудительной смазкой температура масла в месте его вытекания из подшипника не должна превышать 65 °С.
Уровень масла контролируют при неподвижном роторе по отметкам максимального и минимального уровней маслоуказателя. Недостаточная подача масла может быть вызвана его низким уровнем или сильным сгущением, а также медленным вращением смазочных колец, которое происходит при намагничивании, колец, плохом качестве масла, шероховатой шейке вала из-за разъедания ее токами в подшипнике, неправильной формы колец. Сгущение масла происходит в результате его длительного использования. Загрязнение масла может произойти вследствие попадания в него пыли через уплотнение или плохой очистки литой поверхности подшипниковой камеры. При избытке масла или выработке уплотнений оно может попасть внутрь машины, на обмотку и другие части.
Подшипник может перегреваться из-за чрезмерно большого давления на него при сильном натяжении приводного ремня. Нагрузки на подшипник могут вырасти из-за его износа. При сильном износе появляется недопустимая неравномерность воздушного зазора, которая приводит к одностороннему притяжению ротора к статору, что в свою очередь делает износ более интенсивным. Для нормальной работы машины необходимо, чтобы износ не превышал определенной величины.
Примерно 1 раз в месяц в подшипник добавляют масло. Замену смазки производят согласно графику ППТОР. Масла сливают, промывают подшипник керосином, а затем маслом, чтобы удалить остатки керосина. При необходимости поверхность камеры очищают стальной проволочной щеткой, промывают и покрывают маслостойкой эмалью и в чистый подшипник заливают масло. Марка масла и его вязкость указываются в заводской инструкции по эксплуатации и зависят от системы подачи масла, частоты вращения, условий работы и др. Вибрации измеряют так же, как и в машинах с подшипниками качения.
- Организация эксплуатации энергетического хозяйства
- 1. Задачи эксплуатации энергетического хозяйства
- 2. Управление энергетическим хозяйством
- 3. Требования к персоналу
- 3. Система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта
- 8.4. Формы эксплуатации электроустановок
- 8.5. Порядок приемки в эксплуатацию вновь смонтированных электроустановок
- 9.Эксплуатация электрических
- 9.1. Приемка в эксплуатацию внутрицеховых электросетей и осветительных электроустановок после монтажа
- 32.9.4. Исключен (письмом Главгосэнергонадзора ссср).
- 9.2. Эксплуатация внутрицеховых электросетей
- 26. Электроустановки, аппараты, вторичные цепи, нормы испытания которых не определены в разд. 2 - 25, и электропроводки напряжением до 1000 в
- 9.3. Эксплуатация осветительных электроустановок
- 9.4. Особенности эксплуатации газоразрядных источников света и металлогалогенных ламп для световодов
- Глава 10. Эксплуатация кабельных линий
- 10.1. Приемка кабельных линий в эксплуатацию
- 10.2. Эксплуатация кабельных линий
- 10.3. Определение мест повреждений кабельных линий
- 10.4. Испытание кабельных линий
- Глава 11. Эксплуатация воздушных линий
- 11.1. Приемка воздушных линий в эксплуатацию
- 11.2. Обход и осмотры воздушных линий
- 11.3. Технология эксплуатационных работ на воздушных линиях
- 11.3. Технология эксплуатационных работ на воздушных линиях
- 11.4. Эксплуатация воздушных линий напряжением 0,38 кВ с самонесущими изолированными проводами
- 11.5. Профилактические испытания воздушных линий
- Глава 12. Эксплуатация трансформаторных подстанций
- 12.1. Приемка в эксплуатацию трансформаторных подстанций
- 12.2. Эксплуатация оборудования подстанций и распределительных устройств
- 12.3. Эксплуатация электрических контактов
- 2.4. Эксплуатация силовых трансформаторов
- 12.5. Эксплуатация трансформаторного масла
- 12.6. Эксплуатация конденсаторных установок
- 12.7. Эксплуатация кислотных аккумуляторных батарей
- 12.8. Испытания электрооборудования трансформаторных подстанций
- Глава 13. Эксплуатация электроприводов
- 13.1. Приемка вновь вводимых в эксплуатацию электроприводов
- 13.2. Техническое обслуживание электроприводов
- 13.3. Техническое обслуживание подшипников качения электрических машин
- 13.4. Техническое обслуживание подшипников скольжения электрических машин
- 13.5. Техническое обслуживание обмоток электрических машин
- 13.6. Техническое обслуживание щеточно-коллекторного узла
- 13.7. Эксплуатация электродвигателей
- 13.8. Испытание электроприводов
- Глава 14. Эксплуатация электрооборудования кранов и подъемников
- 14.1. Приемка в эксплуатацию электрооборудования вновь смонтированных кранов и подъемников
- 14.2. Эксплуатация и техническое обслуживание электрооборудования кранов и грузоподъемных машин
- Глава 15. Техническое обслуживание электрооборудования электротермических и сварочных установок
- 15.1. Прием в эксплуатацию электрооборудования электротермических и сварочных установок
- 15.2. Техническое обслуживание электротермических установок
- 15.3. Техническое обслуживание электросварочных установок
- 15.4. Техническое обслуживание сварочных агрегатов