13.5. Техническое обслуживание обмоток электрических машин
При эксплуатации электрических машин постепенно разрушается изоляция обмоток в результате ее нагрева, воздействия механических усилий от вибрации, динамических сил при пусках и переходных процессах, центробежных сил при вращении, влияния влаги и агрессивных сред, загрязнения различной пылью.
Необратимые изменения структуры и химического состава изоляции называют старением, а процесс ухудшения свойств изоляции в результате старения — износом.
Главной причиной выхода из строя изоляции машин низкого напряжения являются температурные воздействия. При температурном расширении изоляционных материалов ослабляется их структура, возникают внутренние механические напряжения. Тепловое старение изоляции делает ее уязвимой для механических воздействий. При потере механической прочности и эластичности изоляция не способна противостоять обычным условиям вибрации или ударам, проникновению влаги и неодинаковым тепловым расширениям меди, стали и изоляционных материалов. Усадка изоляции от воздействия теплоты приводит к ослаблению креплений катушек, клиньев, пазовых прокладок и других крепежных конструкционных деталей, что способствует повреждению обмотки при относительно слабых механических воздействиях. В начальный период эксплуатации пропиточный лак хорошо цементирует обмотку, но вследствие теплового старения лака цементация ухудшается и действие вибрации становится более ощутимым.
В процессе эксплуатации обмотка может загрязняться пылью из окружающего воздуха, маслом из подшипников, угольной пылью при работе щеток. В рабочих помещениях металлургических и угольных предприятий, прокатных, коксовых и других цехов пыль настолько мелка и легка, что проникает внутрь машины, в такие места, куда попадание ее, казалось бы, невозможно. Она образует проводящие мостики, которые могут вызвать перекрытие или пробой на корпус.
Наружную поверхность машины и доступные внутренние части в процессе технического обслуживания очищают от пыли сухой салфеткой, волосяной щеткой или пылесосом.
При текущем ремонте обмоток машину разбирают. Обмотки осматривают, продувают сухим сжатым воздухом и при необходимости протирают салфетками, смоченными в бензине. При осмотре проверяют надежность крепления лобовых частей, клиньев и бандажей. Устраняют обнаруженные неисправности. Ослабленные или оборванные бандажи на лобовых частях статорных обмоток из круглого провода срезают и заменяют их новыми из стеклянных или лавсановых шнуров или лент.
Если покрытие обмотки находится в неудовлетворительном состоянии, то обмотку сушат и покрывают слоем эмали. Покрывать обмотку толстым слоем эмали не рекомендуется, так как утолщенный слой ухудшает охлаждение машины. Качество проведенного ремонта проверяют замером сопротивления изоляции до и после ремонта.
Короткозамкнутые обмотки асинхронных двигателей при текущем ремонте, как правило, не ремонтируют, а только осматривают. При обнаружении неисправностей роторы отправляют в капитальный ремонт.
.
- Организация эксплуатации энергетического хозяйства
- 1. Задачи эксплуатации энергетического хозяйства
- 2. Управление энергетическим хозяйством
- 3. Требования к персоналу
- 3. Система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта
- 8.4. Формы эксплуатации электроустановок
- 8.5. Порядок приемки в эксплуатацию вновь смонтированных электроустановок
- 9.Эксплуатация электрических
- 9.1. Приемка в эксплуатацию внутрицеховых электросетей и осветительных электроустановок после монтажа
- 32.9.4. Исключен (письмом Главгосэнергонадзора ссср).
- 9.2. Эксплуатация внутрицеховых электросетей
- 26. Электроустановки, аппараты, вторичные цепи, нормы испытания которых не определены в разд. 2 - 25, и электропроводки напряжением до 1000 в
- 9.3. Эксплуатация осветительных электроустановок
- 9.4. Особенности эксплуатации газоразрядных источников света и металлогалогенных ламп для световодов
- Глава 10. Эксплуатация кабельных линий
- 10.1. Приемка кабельных линий в эксплуатацию
- 10.2. Эксплуатация кабельных линий
- 10.3. Определение мест повреждений кабельных линий
- 10.4. Испытание кабельных линий
- Глава 11. Эксплуатация воздушных линий
- 11.1. Приемка воздушных линий в эксплуатацию
- 11.2. Обход и осмотры воздушных линий
- 11.3. Технология эксплуатационных работ на воздушных линиях
- 11.3. Технология эксплуатационных работ на воздушных линиях
- 11.4. Эксплуатация воздушных линий напряжением 0,38 кВ с самонесущими изолированными проводами
- 11.5. Профилактические испытания воздушных линий
- Глава 12. Эксплуатация трансформаторных подстанций
- 12.1. Приемка в эксплуатацию трансформаторных подстанций
- 12.2. Эксплуатация оборудования подстанций и распределительных устройств
- 12.3. Эксплуатация электрических контактов
- 2.4. Эксплуатация силовых трансформаторов
- 12.5. Эксплуатация трансформаторного масла
- 12.6. Эксплуатация конденсаторных установок
- 12.7. Эксплуатация кислотных аккумуляторных батарей
- 12.8. Испытания электрооборудования трансформаторных подстанций
- Глава 13. Эксплуатация электроприводов
- 13.1. Приемка вновь вводимых в эксплуатацию электроприводов
- 13.2. Техническое обслуживание электроприводов
- 13.3. Техническое обслуживание подшипников качения электрических машин
- 13.4. Техническое обслуживание подшипников скольжения электрических машин
- 13.5. Техническое обслуживание обмоток электрических машин
- 13.6. Техническое обслуживание щеточно-коллекторного узла
- 13.7. Эксплуатация электродвигателей
- 13.8. Испытание электроприводов
- Глава 14. Эксплуатация электрооборудования кранов и подъемников
- 14.1. Приемка в эксплуатацию электрооборудования вновь смонтированных кранов и подъемников
- 14.2. Эксплуатация и техническое обслуживание электрооборудования кранов и грузоподъемных машин
- Глава 15. Техническое обслуживание электрооборудования электротермических и сварочных установок
- 15.1. Прием в эксплуатацию электрооборудования электротермических и сварочных установок
- 15.2. Техническое обслуживание электротермических установок
- 15.3. Техническое обслуживание электросварочных установок
- 15.4. Техническое обслуживание сварочных агрегатов