logo
Эксплуатация

13.5. Техническое обслуживание обмоток электрических машин

При эксплуатации электрических машин постепенно раз­рушается изоляция обмоток в результате ее нагрева, воздействия механических усилий от вибрации, динамических сил при пусках и переходных процессах, центробежных сил при вращении, влияния влаги и агрессивных сред, загрязнения различной пылью.

Необратимые изменения структуры и химического состава изоляции называют старением, а процесс ухудшения свойств изоляции в результате старения — износом.

Главной причиной выхода из строя изоляции машин низко­го напряжения являются температурные воздействия. При тем­пературном расширении изоляционных материалов ослабляется их структура, возникают внутренние механические напряжения. Тепловое старение изоляции делает ее уязвимой для механиче­ских воздействий. При потере механической прочности и эла­стичности изоляция не способна противостоять обычным услови­ям вибрации или ударам, проникновению влаги и неодинаковым тепловым расширениям меди, стали и изоляционных материалов. Усадка изоляции от воздействия теплоты приводит к ослаблению креплений катушек, клиньев, пазовых прокладок и других кре­пежных конструкционных деталей, что способствует поврежде­нию обмотки при относительно слабых механических воздействи­ях. В начальный период эксплуатации пропиточный лак хорошо цементирует обмотку, но вследствие теплового старения лака це­ментация ухудшается и действие вибрации становится более ощу­тимым.

В процессе эксплуатации обмотка может загрязняться пы­лью из окружающего воздуха, маслом из подшипников, угольной пылью при работе щеток. В рабочих помещениях металлургиче­ских и угольных предприятий, прокатных, коксовых и других цехов пыль настолько мелка и легка, что проникает внутрь ма­шины, в такие места, куда попадание ее, казалось бы, невозмож­но. Она образует проводящие мостики, которые могут вызвать перекрытие или пробой на корпус.

Наружную поверхность машины и доступные внутренние части в процессе технического обслуживания очищают от пыли сухой салфеткой, волосяной щеткой или пылесосом.

При текущем ремонте обмоток машину разбирают. Обмотки осматривают, продувают сухим сжатым воздухом и при необхо­димости протирают салфетками, смоченными в бензине. При ос­мотре проверяют надежность крепления лобовых частей, клиньев и бандажей. Устраняют обнаруженные неисправности. Ослаблен­ные или оборванные бандажи на лобовых частях статорных обмо­ток из круглого провода срезают и заменяют их новыми из стеклянных или лавсановых шнуров или лент.

Если покрытие обмотки находится в неудовлетворительном состоянии, то обмотку сушат и покрывают слоем эмали. Покры­вать обмотку толстым слоем эмали не рекомендуется, так как утолщенный слой ухудшает охлаждение машины. Качество про­веденного ремонта проверяют замером сопротивления изоляции до и после ремонта.

Короткозамкнутые обмотки асинхронных двигателей при текущем ремонте, как правило, не ремонтируют, а только осмат­ривают. При обнаружении неисправностей роторы отправляют в капитальный ремонт.

.