13.8. Испытание электроприводов
Объем и нормы приемосдаточных испытаний электрооборудования изложены в ПУЭ.
У электродвигателей переменного тока напряжением до 1 кВ измеряют сопротивление изоляции, сопротивление реостатов и пускорегулировочных сопротивлений постоянному току, проверяют работу на холостом ходу или с ненагруженным механизмом и работу под нагрузкой.
Сопротивление изоляции статора измеряют мегомметром напряжением 1 кВ, а ротора — мегомметром напряжением 0,5 кВ. При температуре 10—30 °С сопротивление изоляции статора должно быть не менее 0,5 МОм. Сопротивление изоляции ротора не нормируется. Сопротивление реостатов и пускорегулирующих сопротивлений должно отличаться от паспортных не более чем на 10 %. При этом также проверяют целостность отпаек.
Продолжительность проверки работы на холостом ходу не менее 1 ч. Проверку работы под нагрузкой проводят при мощности, обеспечиваемой технологическим оборудованием к моменту сдачи аппаратуры в эксплуатацию. При этом для электродвигателей с регулируемой частотой вращения определяют пределы регулирования.
У электродвигателей переменного тока напряжением свыше 1000 В кроме перечисленных выше испытаний проверяют возможность включения под напряжение без сушки; испытывают повышенным напряжением промышленной частоты; измеряют сопротивления обмоток статора и ротора постоянному току; испытывают воздухоохладитель гидравлическим давлением; измеряют вибрацию подшипников.
Испытания повышенным напряжением промышленной частоты проводят на полностью собранном двигателе. Испытание обмотки статора проводят для каждой фазы отдельно относительно корпуса при двух других соединенных с корпусом. Продолжительность испытания напряжением 1 мин, его значения приведены в табл. 6.1.
Сопротивление обмоток статора и ротора постоянному току измеряют при мощности электродвигателя 300 кВт и более. Сопротивления обмоток различных фаз должны отличаться друг от друга или от заводских данных не более чем на 2 %. Испытание воздухоохладителя проводят избыточным гидравлическим давлением 0,2—0,25 МПа в течение 10 мин. При этом не должно наблюдаться снижения давления или утечки.
У электродвигателей переменного тока, поступающих на монтаж в разобранном виде, измеряют зазоры между ротором и статором; зазоры в подшипниках скольжения, а также разбег ротора в осевом направлении. Воздушный зазор между ротором и статором измеряют с помощью щупов, которые вводят в зазоры диаметрально противоположных точек или точек, сдвинутых относительно оси ротора на 90 °. Измерение проводят трижды, последовательно поворачивая ротор вокруг оси на 120 °. Значение зазора подучают как среднеарифметическое трех результатов измерений, каждое из которых не должно отличаться от среднего значения более чем на 10 %, а разбег ротора в осевом направлении не должен превышать 2 — 4 мм.
Измерение вибрации проводят на каждом подшипнике; ее предельное значение не должно превышать приведенные ниже:
Синхронная частота вращения: 3000, 1500, 1000, 750 и менее об/мин.
Допустимая амплитуда вибрации подшипника: 50, 100, 130, 160 мкм.
Объем и нормы приемосдаточных испытаний электрооборудования постоянного тока должны соответствовать ПУЭ. У электрических машин постоянного тока мощностью до 200 кВт на напряжение до 440 В определяют возможность включения без сушки; измеряют сопротивление изоляции, реостатов и пускорегулирующей аппаратуры постоянному току; проверяют работу на холостом ходу и под нагрузкой. Измерение сопротивления изоляции обмоток относительно корпуса и бандажей машины, а также между обмотками проводят мегомметром напряжением 1 кВ. Сопротивление изоляции между обмотками и каждой обмоткой относительно корпуса должно быть не ниже 0,5 МОм при температур +10 — 30 °С. Сопротивление изоляции бандажей якоря не нормируется, а сопротивление изоляции бандажей якоря возбудителя должно быть не ниже 1 МОм. Сопротивление реостатов и пускорегулировочных сопротивлений должно отличаться от данных завода-изготовителя не более чем на 10 %.
При работе под нагрузкой проверяют степень искрения коллектора, которая, если это специально не оговаривается заводом-изготовителем, не должна превышать 1,5.
В электрических машинах постоянного тока мощностью свыше 200 кВт на напряжение свыше 440 В дополнительно измеряют сопротивление постоянному току обмотки возбуждения (оно должно отличаться от данных завода-изготовителя не более чем на 2 %); испытывают повышенным напряжением промышленной частоты прочность изоляции (значение испытательных напряжений принимается по указаниям, приведенным в ПУЭ; продолжительность приложения напряжения 1 мин); снимают характеристики холостого хода и испытывают витковую изоляцию. Отклонение характеристики холостого хода от заводской должно быть в пределах точности измерения. При испытании витковой изоляции генераторов напряжение поднимается до 130 % от номинального и выдерживается в течение 5 мин.
В электрических машинах постоянного тока, поступающих на место монтажа в разобранном виде, измеряют воздушные зазоры между полюсами. Значения зазоров в диаметрально противоположных точках должны отличаться друг от друга не более чем на 10 % среднего значения зазора. Объем и нормы приемосдаточных испытаний синхронных генераторов и компенсаторов содержатся в ПУЭ и аналогичны приведенным выше.
Вторичные цепи управления, защиты и сигнализации в релейно-контактных схемах установок до 1 кВ испытывают повышенным напряжением 1 кВ в течение 1 мин и измеряют сопротивление изоляции мегомметром 0,5 — 1 кВ. Сопротивление изоляции должно быть не менее 0,5 МОм; сопротивление изоляции цепей управления, защиты и возбуждения машин постоянного тока — не менее 1 МОм. Полностью собранные схемы проверяют на возможность функционирования при различных значениях оперативного тока. Автоматы и контакторы испытывают многократными включениями и отключениями при пониженном и номинальном напряжениях оперативного тока (табл. 13.1).
Таблица 13.1 Нормы испытания автоматов и контакторов
Операция | Напряжение оперативного тока, % от номинального | Количество операций, шт. |
Включение | 90 | 5 |
Включение и отключение | 100 | 5 |
Отключение | 80 | 10 |
Все испытания и измерения оформляют актами и протоколами.
- Организация эксплуатации энергетического хозяйства
- 1. Задачи эксплуатации энергетического хозяйства
- 2. Управление энергетическим хозяйством
- 3. Требования к персоналу
- 3. Система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта
- 8.4. Формы эксплуатации электроустановок
- 8.5. Порядок приемки в эксплуатацию вновь смонтированных электроустановок
- 9.Эксплуатация электрических
- 9.1. Приемка в эксплуатацию внутрицеховых электросетей и осветительных электроустановок после монтажа
- 32.9.4. Исключен (письмом Главгосэнергонадзора ссср).
- 9.2. Эксплуатация внутрицеховых электросетей
- 26. Электроустановки, аппараты, вторичные цепи, нормы испытания которых не определены в разд. 2 - 25, и электропроводки напряжением до 1000 в
- 9.3. Эксплуатация осветительных электроустановок
- 9.4. Особенности эксплуатации газоразрядных источников света и металлогалогенных ламп для световодов
- Глава 10. Эксплуатация кабельных линий
- 10.1. Приемка кабельных линий в эксплуатацию
- 10.2. Эксплуатация кабельных линий
- 10.3. Определение мест повреждений кабельных линий
- 10.4. Испытание кабельных линий
- Глава 11. Эксплуатация воздушных линий
- 11.1. Приемка воздушных линий в эксплуатацию
- 11.2. Обход и осмотры воздушных линий
- 11.3. Технология эксплуатационных работ на воздушных линиях
- 11.3. Технология эксплуатационных работ на воздушных линиях
- 11.4. Эксплуатация воздушных линий напряжением 0,38 кВ с самонесущими изолированными проводами
- 11.5. Профилактические испытания воздушных линий
- Глава 12. Эксплуатация трансформаторных подстанций
- 12.1. Приемка в эксплуатацию трансформаторных подстанций
- 12.2. Эксплуатация оборудования подстанций и распределительных устройств
- 12.3. Эксплуатация электрических контактов
- 2.4. Эксплуатация силовых трансформаторов
- 12.5. Эксплуатация трансформаторного масла
- 12.6. Эксплуатация конденсаторных установок
- 12.7. Эксплуатация кислотных аккумуляторных батарей
- 12.8. Испытания электрооборудования трансформаторных подстанций
- Глава 13. Эксплуатация электроприводов
- 13.1. Приемка вновь вводимых в эксплуатацию электроприводов
- 13.2. Техническое обслуживание электроприводов
- 13.3. Техническое обслуживание подшипников качения электрических машин
- 13.4. Техническое обслуживание подшипников скольжения электрических машин
- 13.5. Техническое обслуживание обмоток электрических машин
- 13.6. Техническое обслуживание щеточно-коллекторного узла
- 13.7. Эксплуатация электродвигателей
- 13.8. Испытание электроприводов
- Глава 14. Эксплуатация электрооборудования кранов и подъемников
- 14.1. Приемка в эксплуатацию электрооборудования вновь смонтированных кранов и подъемников
- 14.2. Эксплуатация и техническое обслуживание электрооборудования кранов и грузоподъемных машин
- Глава 15. Техническое обслуживание электрооборудования электротермических и сварочных установок
- 15.1. Прием в эксплуатацию электрооборудования электротермических и сварочных установок
- 15.2. Техническое обслуживание электротермических установок
- 15.3. Техническое обслуживание электросварочных установок
- 15.4. Техническое обслуживание сварочных агрегатов