logo
Эксплуатация

15.4. Техническое обслуживание сварочных агрегатов

Сварочные агрегаты состоят из генератора постоянного тока и приводного бензинового или дизельного (иногда электрическо­го) двигателя.

По основным признакам можно выделить следующие виды

сварочных агрегатов:

по типу генератора — с коллекторным или вентильным ге­нератором;

по виду привода — с бензиновым, дизельным или электри­ческим двигателем;

по способу установки — передвижные и стационарные.

Требования к сварочным генераторам и агрегатам приведе­ны в ГОСТ 304У-77Е «Генераторы постоянного тока для электро­дуговой сварки» и ГОСТ 2402-77 «Агрегаты для дуговой сварки с двигателями внутреннего сгорания. Технические условия».

В состав каждого агрегата входят: генератор с реостатом ре­гулирования сварочного тока, двигатель, соединительная муфта, пульт управления, аккумуляторные батареи, капот с кровлей и шторками, топливный бак. Генератор и двигатель смонтированы

на общей раме.

Техническое обслуживание сварочных агрегатов необхо­димо производить ежедневно и периодически через каждые 100— 200 ч работы, но не реже одного раза в месяц.

Ежедневно перед работой следует производить внешний ос­мотр агрегата и устранять случайные повреждения. Проверять состояние болтовых соединений токоведущих частей и подтяги­вать ослабевшие контакты. Проверять натяжение ремней привода вентилятора, регулятора оборотов и его крепления, а также со­стояние электрооборудования; крепление наконечников к прово­дам, аккумуляторных батарей к раме и заземление агрегата; про­изводить пуск для контроля отсутствия стука и посторонних шумов; проверять показания приборов и контрольных ламп на пульте управления.

В этом случае, если давление масла ниже 0,1 МПа, а темпе­ратура воды выше 105 °С, необходимо немедленно остановить двигатель, найти и устранить причину, вызвавшую повышение температуры.

Смазка со временем разлагается, поэтому через 500—600 ч работы, но не реже чем через полгода ее следует заменять. Для замены смазки надо снять крышку подшипников на щитах гене­ратора, удалить загрязненную смазку, тщательно промыть под­шипники бензином, затем заполнить гнезда подшипников свежей смазкой на 1/2—1/3 свободного объема. Рекомендуется приме­нять консистентную смазку марки ЦИАТИМ-203 (ГОСТ 8773-73), жировую смазку 1-13 (ГОСТ 163-61) или им подобные.

Периодически также необходимо замерять сопротивление изоляции генератора, которое должно быть не ниже 0,5 МОм для генераторов типа ГСО и ГД и 1 МОм для генераторов типа СГП. Мелкая металлическая и угольная пыль, осаждаясь внутри гене­ратора, может вызвать снижение сопротивления отдельных уча­стков изоляции. Поэтому генератор рекомендуется периодически продувать струей сжатого воздуха и протирать ветошью.

Особого внимания требует коллектор сварочных генерато­ров. При правильной работе коллектор не должен иметь следов нагара. Коричневый с синеватым отливом цвет коллектора свиде­тельствует о его нормальной работе. Такой коллектор требует лишь систематического удаления пыли чистой ветошью, смочен­ной в бензине. Мелкое бисерное искрение щеток, не оставляющее следов нагара на коллекторе, не опасно.

В случае появления на коллекторе нагара необходимо вы­яснить и устранить причину, вызывающую его, а коллектор про­шлифовать мелкозернистой прессованной пемзой или мелкой стеклянной бумагой, натянутой на деревянную колодку цилинд­рической формы. Шлифовку производят равномерно по всей по­верхности. Шлифовать коллектор наждачной бумагой катего­рически запрещается.

Если со временем между пластинками начнет выступать слюда, вызывая искрение и шум щеток при работе, ее при помо­щи специальной пилки следует осторожно счистить на глубину до 1 мм. Затем мелким трехгранным напильником нужно убрать за­усеницы с краев пластин и прошлифовать коллектор на ходу приподнятых щетках.

Поврежденную или изношенную щетку надо заменить но­вой. Установив новую щетку, следует подложить полоску мелкой стеклянной бумаги стеклом к щетке и осуществлять притирку до тех пор, пока щетка не будет полностью облегать коллектор. Притирку производят при нормальном нажатии пружины щетко­держателя. После притирки щеток коллектор обдувают воздухом, протирают пыль и дают генератору поработать на холостом ходу для окончательной пришлифовки. Все щетки одного пальца должны быть выровнены, свободно передвигаться в обойме и вы­ступать из нее на 2—3 см в направлении коллектора.

Траверса должна занимать правильное положение. Запре­щается поворачивать ее, так как это ведет к искрению под щет­ками.

Уход за двигателем и аккумуляторными батареями необхо­димо производить согласно инструкциям по эксплуатации. Он со­стоит в ежедневной очистке от пыли и грязи, осмотре, проверке и при необходимости доливке масла в картер двигателя, топлива в топливный бак и воды (антифриза) в радиатор.

Техническое обслуживание двигателя предусматривает про­верку крепления его узлов, уровня и степени заряженности ак­кумуляторных батарей, а также проверку и регулировку натяже­ния ремня вентилятора и генератора.

После каждых 100 — 200 ч работы агрегата необходимо производить смазку двигателя, спуск конденсата из масляных фильтров, промывку воздушного фильтра и смену в нем масла.

После 500 — 600 ч эксплуатации полностью заменяют мас­ло в двигателе.

Проверяют и подтягивают механизмы систем пи­тания, охлаждения, смазки,

зажигания и пуска двигателя. Про­веряют компрессию двигателя; зазоры

между поршневыми кольцами и канавками в поршне, масляные зазоры

между колен­чатым валом и подшипниками; работу двигателя при малых обо­

ротах холостого хода коленчатого вала; легкость пуска и пра-. вильность

установки зажигания; пропускную способность жиклеров и регулировку

уровня топлива в поплавковой камере (карбюраторные двигатели).

Проверяют и регулируют топливный насос и форсунки (дизеля). Проверяют и

очищают генератор и реле-регулятор, стартер и свечи зажигания.