logo
190700 Конспект лекций по ОиБТП 2012

1. Состояние и актуальность проблемы обеспечения безопасности дорожного движения

Жизнь и трудовая деятельность людей неразрывно связаны с транспортом, без которого был бы невозможен технический и социальный прогресс.

Вторая половина XX века характеризуется неуклонным ростом перевозок автомобильным транспортом. Автомобилизация требует решения комплекса сопутствующих ей задач, без которых не может быть обеспечен желанный эффект и положительное влияние автомобилизации на социальное развитие общества.Автомобиль, как средство передвижения, обладает рядом преимуществ перед другими видами транспортных средств. К этимпреимуществам относятся:

а) высокая мобильность;

б) способность доставлять пассажиров и грузы “от двери до двери”;

в) относительная простота управления;

г) во многих районах страны (горная местность и т.д.) является единственным видом транспорта;

д) автомобиль является необходимым средством и атрибутом быта в повседневной деятельности человека.

Число автомобилей на дорогах во всем мире растет с каждым годом. Но в первую очередь это касается России, где, как ни в одной другой стране мира, за последнее время резко увеличился поток автомобилей. Только в Московской области за 1995 год добавилось около 300 тысяч автомобилей. Ежегодный рост автомобильного парка Москвы составляет около 30% при среднемировом уровне роста до 10%.

Быстрое увеличение численности автомобильного парка сопровождается ростом числа пострадавших от дорожно-транспортных происшествий (ДТП). По данным статистики ООН, ежегодно от автомобильных аварий во всех странах погибает около 300 тысяч человек, и около 10 миллионов получают телесные повреждения. Начиная с 1899 года, когда в США было зарегистрировано первое ДТП со смертельным исходом, в этой стране в результате автомобильных аварий погибло свыше двух миллионов человек, что почти в три раза превышает людские потери США во всех войнах, которые они вели на протяжении своей истории.

По данным Национального Совета по безопасности движения США, ущерб от ДТП составляет в последнее время 50 миллиардов долларов в год; в Германии потери от ДТП достигли 14–15 миллиардов марок.

В России в 2005 г. произошло свыше 223 тысяч дорожно-транспортных происшествий, в которых погибли 33957 человек и ранено 274 864 человек. Всего за последние 10 лет в результате дорожно-транспортных происшествий погибли 313,9 тыс. человек, из которых более четверти – люди наиболее активного трудоспособного возраста (26 – 40 лет).

Начиная с 2000 г., устойчиво растут такие относительные показатели аварийности, как количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 10 тысяч единиц транспорта (транспортный риск) и количество лиц, погибших в результате дорожно-транспортных происшествий, на 100 тыс. населения (социальный риск) результате дорожно-транспортных происшествий, соответственно).

Дорожно-транспортные происшествия наносят экономике России значительный ущерб, составляющий в последние пять лет 2,2…2,6 % валового внутреннего продукта страны (в 2004 г. ущерб составил 369 млрд. р., в том числе в результате гибели и ранения людей – 227,7 млрд. р.).

Относительная опасность автомобиля превышает относительную опасность воздушного транспорта более чем в три раза, а железнодорожного – в десять раз. На один миллиард пассажиро-километров на автомобильном транспорте приходится двадцать погибших, на воздушном – шесть, на железнодорожном – два.

По сравнению со странами с развитой рыночной экономикой, в России количество дорожно-транспортных происшествий на тысячу транспортных средств в 7-10 раз выше, чем в США, Японии, Германии, Франции, Финляндии и других.

На порядок выше, чем в перечисленных странах, и такой показатель тяжести последствий ДТП, как число погибших на 100 пострадавших. В 2007 году в нашей стране он составил 10,2. В то время как в США он равен 1,3, в Германии – 1,8; в Швеции – 3,4; во Франции – 4,1; в Финляндии – 5,2.