4. Объем движения
Необходимо отметить, что в публикациях по исследованию дорожного движения из-за неравномерности по времени транспортных потоков часто применяют понятие «объем движения», отличая его от интенсивности движения (несмотря на одинаковую размерность). Под объемом движения понимают фактическое суммарное количество транспортных единиц, прошедших по дороге за принятую единицу времени (час, сутки).
Неравномерность транспортных потоков проявляется не только во времени, но и в пространстве, т. е. по длине магистралей и по встречным направлениям на отдельных отрезках. На рис. 1 можно проследить, как меняется, например, интенсивность потока по участкам кольцевой улицы (от 568 до 3040 ед./ч), а также и по встречным направлениям (черная и белая картограммы).
Для характеристики пространственной неравномерности транспортного или пешеходного потока могут быть также определены соответствующие коэффициенты неравномерности по отдельным участкам дорожной сети.
Наиболее часто интенсивность движения транспортных средств и пешеходов в практике организации движения характеризуют ее часовым значением. При этом, наибольшее значение имеет показатель интенсивности в часы пик, так как именно в этот период возникают наиболее сложные задачи организации движения. Необходимо, однако, иметь в виду, что интенсивность (объем движения) в часы пик в различные дни недели, месяца и года может иметь неодинаковое значение.
На дорогах с более высоким уровнем интенсивности движения транспортных средств меньше неравномерность движения и стабильнее значение интенсивности пикового часа.
Для двухполосных дорог со встречным движением обычно интенсивность движения характеризуют суммарной величиной встречных потоков, так как условия движения и, в частности, возможность обгонов определяются загрузкой обеих полос. Если же дорога имеет разделительную полосу и встречные потоки изолированы друг от друга, то суммарная интенсивность встречных направлений не определяет условия движения, а характеризует лишь суммарную работу дороги как сооружения. Для таких дорог самостоятельное значение имеет интенсивность движения в каждом направлении.
Во многих случаях, особенно при решении вопросов регулирования движения в городских условиях, имеет значение не суммарная интенсивность потока по данному направлению, а интенсивность, приходящаяся на одну полосу, или так называемая удельная интенсивность движения, которую можно обозначить как Ма.. Величина Ма характеризует, в частности, время, которое необходимо потоку транспортных средств с интенсивностью движения Na для прохождения зоны перекрестка при наличии нескольких полос движения. Если известно конкретное распределение интенсивности движения по полосам, и оно существенно неравномерно, то в качестве удельной интенсивности Ма следует принимать величину интенсивности движения по наиболее загруженной полосе. Величиной, обратной интенсивности движения, является временной интервал между следующими друг за другом по одной полосе транспортными средствами ti.
Математическое ожидание Е(ti) определяется зависимостью Е(ti) = 3600/Ма, Можно считать, что если ti = 7...l0 с, то взаимное влияние следующих друг за другом автомобилей (водителей) отсутствует и условия движения характеризуются как свободные. Более детально стохастический процесс распределения автомобилей в транспортном потоке и временных интервалов между ними рассмотрен позднее.
- Подъемщиков а.Н.,
- Лекция 1. Тема 1. Факторы, влияющие на безопасность движения. Автомобиль, водитель, пешеходы, дорога
- 1. Введение. Система вадс
- 2. Факторы, связанные с транспортным средством
- 3. Размеры и масса транспортного средства
- 4. Мощность двигателя и скоростные характеристики
- 5. Техническое состояние и оборудование транспортных средств
- Лекция 2. Тема 1. Факторы, влияющие на безопасность движения. Автомобиль, водитель, пешеходы, дорога (продолжение)
- 6. Факторы, связанные с человеком
- 7. Факторы, связанные с дорогой
- 8. Геометрические параметры дороги
- 9. Пересечения и примыкания
- 10. Состояние дорожного покрытия
- Лекция 3. Тема 2. Характеристики дорожного движения
- 1. Транспортный поток
- 2. Интенсивность движения
- 3. Неравномерность транспортного потока
- 4. Объем движения
- 5. Состав транспортного потока
- 6. Плотность транспортного потока
- Лекция 3. Тема 1. Характеристики дорожного движения (продолж.)
- 7. Скорость и темп движения
- Лекция 5. Тема 3. Дорожные условия и безопасность движения
- 1. Пропускная способность дороги
- 2. Определение пропускной способности дороги
- 3. Пропускная способность многополосных улиц и пересечений
- Лекция 6. Тема 3. Дорожные условия и безопасность движения (продолжение)
- 4. Пропускная способность пешеходных путей
- 5. Улично-дорожная сеть
- Лекция 7. Тема 3. Дорожные условия и безопасность движения (продолжение)
- 6. Загрузка дороги движением, ее пропускная способность и безопасность движения
- 7. Роль дорожных условий в обеспечении безопасности движения
- Лекция 8. Тема 4. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий
- 1. Дорожно-транспортные происшествия
- 2. Основные виды дорожно-транспортных происшествий
- 3. Анализ дорожно-транспортных происшествий и аварийности
- Лекция 9. Тема 4. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий (продолжение)
- 4. Топографический анализ дтп, выявление очагов
- Лекция 10. Тема 4. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий (продолжение)
- 5. Конфликтные точки и конфликтные ситуации
- Лекция 11. Тема 5. Психофизиологические основы деятельности и подготовки водителя
- 1. Психофизиологические основы деятельности и подготовки водителя
- Лекция 12. Тема 6. Безопасность транспортных средств, ее роль в решении проблемы обеспечения безопасности дорожного движения
- 1. Состояние и актуальность проблемы обеспечения безопасности дорожного движения
- 2. Роль безопасности транспортных средств в решении проблемы обеспечения безопасности дорожного движения
- 3. Основные направления работ по обеспечению безопасности транспортных средств
- Лекция 13. Тема 7. Виды безопасности автомобиля и нормативные документы по конструктивной безопасности
- 1. Виды безопасности автомобиля
- 2. Нормативные документы по конструктивной безопасности транспортных средств
- 3. Активная безопасность автомобиля и измерители ее свойств
- Лекция 14. Тема 7. Виды безопасности автомобиля и нормативные документы по конструктивной безопасности (продолжение)
- 4. Факторы, влияющие на активную безопасность
- 5. Габаритные параметры
- 6. Весовые параметры
- Лекция 15. Тема 8. Управляемость автомобиля
- 1. Управляемость и ее значение для безопасности дорожного движения
- 2. Поворачиваемость автомобиля и ее влияние на безопасность движения
- 3. Потеря управляемости автомобиля по техническим причинам
- Лекция 16. Тема 9. Роль организационных мероприятий в повышении безопасности движения
- 1. Роль организации движения в обеспечении его безопасности
- 2. Обеспечение безопасности движения пешеходов
- 3. Управление скоростями движения автомобилей
- Лекция 17. Тема 9. Роль организационных мероприятий в повышении безопасности движения (продолжение)
- 4. Регулирование использования водителями ширины проезжей части дороги
- 5. Предупреждение водителей о дорожных условиях установкой знаков
- 6. Оперативная информация водителей о дорожных условиях и обстановке движения
- 7. Меры обеспечения безопасности движения
- Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Периодические издания