logo
190700 Конспект лекций по ОиБТП 2012

7. Меры обеспечения безопасности движения

Меры, необходимые для четкой организации движения, не только на отдельных, особо сложных участках дороги, но и на всем ее протяжении зависят от интенсивности движения. Чем плотнее транспортный поток и выше его «турбулентность», характеризуемая числом обгонов, тем более четкая и продуманная система дорожных мероприятий, организующих движение, должна быть предусмотрена.

При необходимости проведения на каком-либо маршруте мероприятий, направленных на повышение безопасности движения, важно найти их минимум, обеспечивающий в кратчайшее время наибольший эффект.

При разной степени загрузки дороги движением необходимы различные строительные и организационные мероприятия. Они должны включать как индивидуальные меры на участках с пониженными значениями коэффициентов безопасности движения (табл. 2), так и общие для всей дороги мероприятия по регулированию движения (табл. 3), которые зависят от степени загрузки дороги движением.

Таблица 2

Коэффициент безопасности

Строительные и эксплуатационные мероприятия

Средства по организации движения

>0,8

0,6—0,8

0,4—0,6

<0,4

Укрепление примыкающих к дороге съездов

Постройка тротуаров и велосипедных дорожек в населенных пунктах

Устройство шероховатых поверхностных обработок, срезок видимости в плане, канализированных или кольцевых пересечений

Увеличение радиусов кривых в плане. Регулярный контроль коэффициента сцепления и восстановление поверхностной обработки. Устройство шумовых или трясущих полос

Осевая разметка проезжей части

Выделение разметкой участков обгона в одном направлении. Дорожные знаки, предупреждающие об изменении дорожных условий. Направляющие столбики в кривых

Разметка, запрещающая обгон в обоих направлениях. Знаки ограничения скорости. Ограничения на обочинах

Индивидуальные знаки перед очень опасными местами. Установка зеркал или устройство возвышающихся разделительных островков в кривых малых радиусов при невозможности устройства срезок видимости. Знаки, запрещающие остановку

В табл. 2 и 3 предусматривается, что мероприятия для каждой последующей стадии являются дополнительными к рекомендованным для предыдущих стадий.

Приведенная система мероприятий является гибкой, может выполняться стадийно и совершенствоваться по мере роста интенсивности движения.

Опубликованные немногочисленные статистические материалы об эффективности проводимых мероприятий по организации движения приводят к выводам об их влиянии на уменьшение количества или тяжести дорожно-транспортных происшествий, указанных в табл. 4.

Таблица 3

Уровень удобства

Коэффициент загрузки и уровень эмоциональной напряженности

Строительные и эксплуатационные

мероприятия

Средства по организации движения

0,1;опасно низкий

0,2

0,2—0,45; высокий

0,45—0,7; опасно высокий

0,7—1; нижний

Укрепление обочин

Шероховатые поверхностные обработки. Улучшение видимости на особо опасных участках. Устройство виражей, уширение проезжей части в кривых малых радиусов

Дополнительные полосы проезжей части в верхней части подъемов. Выборочное улучшение видимости на участках обгонов. Канализированные пересечения с островками на второстепенной дороге

Канализированные или кольцевые пересечения в одном уровне. Дополнительные полосы на всей длине подъемов. Переходно-скоростные полосы на пересечениях в одном уровне

Уширение дороги путем укладки покрытий на обочинах.

Реконструкция участков, особо опасных или имеющих низкую пропускную способность. Устройство пересечений в разных уровнях. Освещение дороги

Осевая разметка. Предупреждающие знаки

Разметка, запрещающая обгон в кривых малого радиуса и в местах ограничения видимости. Уширения для остановки автобусов. Направляющие столбики

Знаки рекомендуемых скоростей движения. Разметка, регулирующая возможность обгонов. Уширения для остановки автобусов с плавным отгоном въездов

Ограничение обгонов. Автобусные остановки, отделенные островком. Знаки над проезжей частью. Светофорное регулирование на особо опасных местах. Освещение опасных мест

Оперативная информация водителей об опасных дорожных условиях. Знаки рекомендуемых интервалов и скоростей движения. Введение автоматизированной системы регулирования. Переключение движения или отдельных видов транспортных средств на параллельные маршруты

Приведенные цифры снижения количества происшествий относятся не к общему числу происшествий на дороге, а только к тем происшествиям, против которых направлены мероприятия. Так, например, снижение происшествий от установки знака «Главная дорога» относится только к происшествиям, связанным с неожиданными выездами автомобилей с примыкающих дорог.

Приведенные данные основаны на ограниченном отечественном и зарубежном опыте и могут служить только для самой общей ориентировки при оценке намечаемых мероприятий. Важность получения достоверных значений по опыту отечественной практики требует накопления опыта путем проведения дорожными организациями обширных наблюдений по методике «до проведения мероприятий» и «после их проведения».

Таблица 4

Мероприятия

Снижение происшествий, % .

общее число

раненые

погибшие

Установка, дорожных знаков

В среднем

20

«Уступите дорогу» и «Движение без остановкизапрещено»

90

«Главная дорога обязательна»

15

75

50

«Опасный поворот» или ограниченной видимости

30

30

На пересечениях в одном уровне

16

7

Устройство разметки

На мостах

22

Осевой и краевой:

на прямых участках

16

на кривых

25

на пересечениях

20

Ограждения дорог

На кривых

10

На мостах

30

На спусках

12

Организация движения в населенных пунктах

Ограничение скорости

16

20

Оборудование стояночных площадок

15

Освещение улиц

45–75

50