7. Меры обеспечения безопасности движения
Меры, необходимые для четкой организации движения, не только на отдельных, особо сложных участках дороги, но и на всем ее протяжении зависят от интенсивности движения. Чем плотнее транспортный поток и выше его «турбулентность», характеризуемая числом обгонов, тем более четкая и продуманная система дорожных мероприятий, организующих движение, должна быть предусмотрена.
При необходимости проведения на каком-либо маршруте мероприятий, направленных на повышение безопасности движения, важно найти их минимум, обеспечивающий в кратчайшее время наибольший эффект.
При разной степени загрузки дороги движением необходимы различные строительные и организационные мероприятия. Они должны включать как индивидуальные меры на участках с пониженными значениями коэффициентов безопасности движения (табл. 2), так и общие для всей дороги мероприятия по регулированию движения (табл. 3), которые зависят от степени загрузки дороги движением.
Таблица 2
Коэффициент безопасности | Строительные и эксплуатационные мероприятия | Средства по организации движения |
>0,8
0,6—0,8
0,4—0,6
<0,4
| Укрепление примыкающих к дороге съездов Постройка тротуаров и велосипедных дорожек в населенных пунктах
Устройство шероховатых поверхностных обработок, срезок видимости в плане, канализированных или кольцевых пересечений Увеличение радиусов кривых в плане. Регулярный контроль коэффициента сцепления и восстановление поверхностной обработки. Устройство шумовых или трясущих полос
| Осевая разметка проезжей части
Выделение разметкой участков обгона в одном направлении. Дорожные знаки, предупреждающие об изменении дорожных условий. Направляющие столбики в кривых Разметка, запрещающая обгон в обоих направлениях. Знаки ограничения скорости. Ограничения на обочинах
Индивидуальные знаки перед очень опасными местами. Установка зеркал или устройство возвышающихся разделительных островков в кривых малых радиусов при невозможности устройства срезок видимости. Знаки, запрещающие остановку |
В табл. 2 и 3 предусматривается, что мероприятия для каждой последующей стадии являются дополнительными к рекомендованным для предыдущих стадий.
Приведенная система мероприятий является гибкой, может выполняться стадийно и совершенствоваться по мере роста интенсивности движения.
Опубликованные немногочисленные статистические материалы об эффективности проводимых мероприятий по организации движения приводят к выводам об их влиянии на уменьшение количества или тяжести дорожно-транспортных происшествий, указанных в табл. 4.
Таблица 3
Уровень удобства
| Коэффициент загрузки и уровень эмоциональной напряженности | Строительные и эксплуатационные мероприятия
| Средства по организации движения
|
| 0,1;опасно низкий 0,2
0,2—0,45; высокий
0,45—0,7; опасно высокий
0,7—1; нижний
| Укрепление обочин
Шероховатые поверхностные обработки. Улучшение видимости на особо опасных участках. Устройство виражей, уширение проезжей части в кривых малых радиусов Дополнительные полосы проезжей части в верхней части подъемов. Выборочное улучшение видимости на участках обгонов. Канализированные пересечения с островками на второстепенной дороге Канализированные или кольцевые пересечения в одном уровне. Дополнительные полосы на всей длине подъемов. Переходно-скоростные полосы на пересечениях в одном уровне Уширение дороги путем укладки покрытий на обочинах. Реконструкция участков, особо опасных или имеющих низкую пропускную способность. Устройство пересечений в разных уровнях. Освещение дороги
| Осевая разметка. Предупреждающие знаки Разметка, запрещающая обгон в кривых малого радиуса и в местах ограничения видимости. Уширения для остановки автобусов. Направляющие столбики Знаки рекомендуемых скоростей движения. Разметка, регулирующая возможность обгонов. Уширения для остановки автобусов с плавным отгоном въездов
Ограничение обгонов. Автобусные остановки, отделенные островком. Знаки над проезжей частью. Светофорное регулирование на особо опасных местах. Освещение опасных мест
Оперативная информация водителей об опасных дорожных условиях. Знаки рекомендуемых интервалов и скоростей движения. Введение автоматизированной системы регулирования. Переключение движения или отдельных видов транспортных средств на параллельные маршруты |
Приведенные цифры снижения количества происшествий относятся не к общему числу происшествий на дороге, а только к тем происшествиям, против которых направлены мероприятия. Так, например, снижение происшествий от установки знака «Главная дорога» относится только к происшествиям, связанным с неожиданными выездами автомобилей с примыкающих дорог.
Приведенные данные основаны на ограниченном отечественном и зарубежном опыте и могут служить только для самой общей ориентировки при оценке намечаемых мероприятий. Важность получения достоверных значений по опыту отечественной практики требует накопления опыта путем проведения дорожными организациями обширных наблюдений по методике «до проведения мероприятий» и «после их проведения».
Таблица 4
Мероприятия | Снижение происшествий, % . | ||
общее число | раненые | погибшие | |
Установка, дорожных знаков |
|
|
|
В среднем | 20 |
|
|
«Уступите дорогу» и «Движение без остановкизапрещено» |
| 90 |
|
«Главная дорога обязательна» | 15 | 75 | 50 |
«Опасный поворот» или ограниченной видимости | 30 | – | 30 |
На пересечениях в одном уровне | 16 | – | 7 |
Устройство разметки |
|
|
|
На мостах | – | – | 22 |
Осевой и краевой: |
|
|
|
на прямых участках | – | – | 16 |
на кривых | – | – | 25 |
на пересечениях | 20 | – | – |
Ограждения дорог |
|
|
|
На кривых | 10 | – | – |
На мостах | 30 | – | – |
На спусках | 12 | – | – |
Организация движения в населенных пунктах |
|
|
|
Ограничение скорости | 16 | 20 | – |
Оборудование стояночных площадок | 15 | – | – |
Освещение улиц | 45–75 | 50 | – |
- Подъемщиков а.Н.,
- Лекция 1. Тема 1. Факторы, влияющие на безопасность движения. Автомобиль, водитель, пешеходы, дорога
- 1. Введение. Система вадс
- 2. Факторы, связанные с транспортным средством
- 3. Размеры и масса транспортного средства
- 4. Мощность двигателя и скоростные характеристики
- 5. Техническое состояние и оборудование транспортных средств
- Лекция 2. Тема 1. Факторы, влияющие на безопасность движения. Автомобиль, водитель, пешеходы, дорога (продолжение)
- 6. Факторы, связанные с человеком
- 7. Факторы, связанные с дорогой
- 8. Геометрические параметры дороги
- 9. Пересечения и примыкания
- 10. Состояние дорожного покрытия
- Лекция 3. Тема 2. Характеристики дорожного движения
- 1. Транспортный поток
- 2. Интенсивность движения
- 3. Неравномерность транспортного потока
- 4. Объем движения
- 5. Состав транспортного потока
- 6. Плотность транспортного потока
- Лекция 3. Тема 1. Характеристики дорожного движения (продолж.)
- 7. Скорость и темп движения
- Лекция 5. Тема 3. Дорожные условия и безопасность движения
- 1. Пропускная способность дороги
- 2. Определение пропускной способности дороги
- 3. Пропускная способность многополосных улиц и пересечений
- Лекция 6. Тема 3. Дорожные условия и безопасность движения (продолжение)
- 4. Пропускная способность пешеходных путей
- 5. Улично-дорожная сеть
- Лекция 7. Тема 3. Дорожные условия и безопасность движения (продолжение)
- 6. Загрузка дороги движением, ее пропускная способность и безопасность движения
- 7. Роль дорожных условий в обеспечении безопасности движения
- Лекция 8. Тема 4. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий
- 1. Дорожно-транспортные происшествия
- 2. Основные виды дорожно-транспортных происшествий
- 3. Анализ дорожно-транспортных происшествий и аварийности
- Лекция 9. Тема 4. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий (продолжение)
- 4. Топографический анализ дтп, выявление очагов
- Лекция 10. Тема 4. Классификация и анализ дорожно-транспортных происшествий (продолжение)
- 5. Конфликтные точки и конфликтные ситуации
- Лекция 11. Тема 5. Психофизиологические основы деятельности и подготовки водителя
- 1. Психофизиологические основы деятельности и подготовки водителя
- Лекция 12. Тема 6. Безопасность транспортных средств, ее роль в решении проблемы обеспечения безопасности дорожного движения
- 1. Состояние и актуальность проблемы обеспечения безопасности дорожного движения
- 2. Роль безопасности транспортных средств в решении проблемы обеспечения безопасности дорожного движения
- 3. Основные направления работ по обеспечению безопасности транспортных средств
- Лекция 13. Тема 7. Виды безопасности автомобиля и нормативные документы по конструктивной безопасности
- 1. Виды безопасности автомобиля
- 2. Нормативные документы по конструктивной безопасности транспортных средств
- 3. Активная безопасность автомобиля и измерители ее свойств
- Лекция 14. Тема 7. Виды безопасности автомобиля и нормативные документы по конструктивной безопасности (продолжение)
- 4. Факторы, влияющие на активную безопасность
- 5. Габаритные параметры
- 6. Весовые параметры
- Лекция 15. Тема 8. Управляемость автомобиля
- 1. Управляемость и ее значение для безопасности дорожного движения
- 2. Поворачиваемость автомобиля и ее влияние на безопасность движения
- 3. Потеря управляемости автомобиля по техническим причинам
- Лекция 16. Тема 9. Роль организационных мероприятий в повышении безопасности движения
- 1. Роль организации движения в обеспечении его безопасности
- 2. Обеспечение безопасности движения пешеходов
- 3. Управление скоростями движения автомобилей
- Лекция 17. Тема 9. Роль организационных мероприятий в повышении безопасности движения (продолжение)
- 4. Регулирование использования водителями ширины проезжей части дороги
- 5. Предупреждение водителей о дорожных условиях установкой знаков
- 6. Оперативная информация водителей о дорожных условиях и обстановке движения
- 7. Меры обеспечения безопасности движения
- Библиографический список Основная литература
- Дополнительная литература
- Периодические издания