9. Организация управления транспортной системой.
Государственное руководство транспортным комплексом России, а именно морским, речным, автомобильным, городским электрическим транспортом осуществляет Министерство транспорта РФ. В его состав входят службы морского флота, речного флота и автомобильного транспорта.
Железные дороги находятся под управлением МПС России, правопреемником МПС СССР. Воздушный транспорт находится в ведении Федеральной службы воздушного транспорта (ФСВТ России), а дорожное хозяйство — в ведении Российского дорожного агентства (РДА России).
Министерство транспорта, в отличие от существовавших ранее транспортных министерств, не распоряжается собственностью транспортных предприятий и не планирует их хозяйственную деятельность. Однако правительством на Министерство транспорта возложены важные государственные задачи. К их числу относятся: проведение государственной политики в области воздушного, морского, речного, автомобильного, городского электрического транспорта и дорожного хозяйства, направленной на удовлетворение государственных нужд (выраженных через госзаказ), а также потребностей клиентуры (предприятий, организаций, частных фирм, граждан) в перевозках; разработка совместно с МПС России РДА, ФСВТ и Министерством экономики стратегии развития транспорта и ее реализация на основе общетранспортных и отраслевых федеральных целевых программ; разработка проектов, а также стандартов, норм и других подзаконных актов, определяющих порядок функционирования различных видов транспорта; координация взаимоотношений различных видов транспорта при смешанных перевозках.
В соответствии с возложенными на него задачами Министерство транспорта выполняет следующие функции: разрабатывает концепции, долгосрочные, среднесрочные и текущие сводные прогнозы социально-экономического развития транспортного комплекса; осуществляет единую научно-техническую политику в транспортном комплексе, определяет ее приоритетные направления, разрабатывает межотраслевые научно-технические программы; участвует в государственном регулировании инвестиционного процесса в транспортном комплексе; участвует в развитии смешанных перевозок, осуществляет координацию взаимодействия видов транспорта в транспортных узлах; участвует в разработке и проведении политики в области цен и тарифов; проводит комплексный анализ состояния транспортной системы; разрабатывает проекты законодательных и иных нормативно-правовых актов, имеющих общее значение для транспортного комплекса; координирует законопроектную деятельность федеральных служб.
Министерство транспорта — федеральный орган управления отраслями транспортно-дорожного комплекса (ТДК). Наряду с ним сформированы межрегиональные органы федерального управления ТДК. Так, на воздушном транспорте создано 17 региональное управление. Они обязаны прежде всего обеспечить безопасность всех воздушных судов, независимо от формы собственности, на территории нескольких административных регионов. Кроме того, на них возложены регулирование перевозок, сертификация авиационных систем и специалистов и другие функции.
На морском транспорте, начиная с 1993 г., учреждены морские администрации портов, призванные осуществлять государственное регулирование деятельности компаний-судовладельцев, портов, ремонтных заводов и других предприятий, действующих на их территории. Поскольку морские порты являются, как правило, транспортными узлами и взаимодействуют с сухопутными видами транспорта, одновременно созданы административные советы портов. Они представляют собой координирующие органы по согласованию совместной работы всех предприятий транспортного узла.
На речном транспорте на базе бассейновых управлений пути созданы Государственные бассейновые управления водных путей и судоходства. Их задача— координация перевозок различными судовладельцами, обеспечение безопасности судоходства, охрана окружающей среды, содержание внутренних водных путей на территории нескольких административных районов.
Формируются органы государственного управления автомагистралями в дорожном хозяйстве. Эти органы будут осуществлять государственный надзор за содержанием автомагистралей, проходящих по территориям нескольких административных районов.
На автомобильном транспорте осуществление функций государственного регулирования делегируется региональным органам управления транспортом, создаваемым администрациями.
На железнодорожном транспорте в основном сохранена вертикальная структура управления: МПС — дороги — отделения дорог со структурными единицами, т. е. линейными предприятиями (локомотивными и вагонными депо, станциями, дистанциями, участками и др.). Хотя МПС и сохраняет некоторые оперативно-распорядительные функции, железные дороги получили бблыиую самостоятельность в решении хозяйственных, коммерческих и управленческих вопросов. Многие вспомогательные службы железных дорог преобразованы в акционерные общества, концерны и производственные объединения (Желдор-реммаш, Вагонреммаш, Росремпутьмаш, Росжелдорснаб и др.).
Объективной тенденцией совершенствования управления транспортной системой должны быть децентрализация и делегирование властных и управленческих функций центра регионам.
При этом, однако, центральные органы управления транспортом должны всегда сохранять за собой инициативу в подготовке изменений в системе управления и принятия окончательных решений принципиального характера, а также постоянно контролировать состояние транспортной системы.
Существующая система управления транспортной деятельностью в большинстве регионов России не соответствует новым политическим, экономическим и социальным, условиям, не учитывает повышения самостоятельности территорий. Появилась объективная необходимость ее коренного изменения.
Структура органов управления транспортом региона, соответствующая распространенной мировой практике, может включать в себя:
органы транспортной администрации (департамент или комитет транспорта), региональные отделения Российской транспортной инспекции (РТИ), органы Государственной инспекции по безопасности дорожного движения (ГИБДЦ) и другие надзорные и контролирующие органы;
неадминистративные хозяйственно-финансовые органы и предприятия, осуществляющие от имени транспортной администрации функции финансовой и материально-технической поддержки транспортной системы региона (служба единого заказчика транспортных услуг, специализированные производственные ассоциации, фонды, транспортные банки, консорциумы). Так, служба единого заказчика должна заниматься, например, распределением в интересах населения дотаций и материальных ресурсов между предприятиями общественного транспорта и контролировать исполнение ими своих договорных обязательств по количеству и качеству предоставляемых транспортных услуг;
координационные органы (советы по транспорту, рабочие группы и комиссии) и общественные организации (например Ассоциация транспортников и т. п.), осуществляющие подготовку и предварительное обсуждение важнейших решений в области развития транспортной системы региона, принимаемых в дальнейшем транспортной администрацией.
Возможная структура региональной транспортной администрации приведена на рис. 2.1.
Регионам могут делегироваться следующие функции центральных органов управления транспортной системой: распределение централизованных финансовых и материальных ресурсов, направляемых для поддержки транспортных предприятий; разработка и контроль уровня тарифов на местные перевозки; участие в выдаче лицензий на транспортные виды деятельности, в том числе установление для транспортных предприятий региона Дополнительных условий; управление объектами и предприятиями федеральной формы собственности и т. д.
Рис. 2.1. Возможная структурная схема региональной транспортной администрации:
прямое подчинение; — взаимодействие, организованное на основе распределения функций или делегирования полномочий на договорной или распорядительной основе; — — регулирующие и управляющие воздействия транспортной администрации региона; —+—+ взаимодействие региональных органов управления транспортом и
транспортных предприятий, грузовладельцев и общественных организаций при решении проблем развития и функционирования транспорта региона
Таким образом, транспортная политика, проводимая в настоящее время на федеральном уровне, направлена на широкое делегирование полномочий регионам.
- Понятие о транспорте.
- 2. Классификация транспорта по назначению.
- 3. Составляющие транспортного процесса.
- 4. Роль транспорта в экономике.
- 5. Структурно-функциональная характеристика транспорта.
- 6. Общие показатели работы транспорта.
- 7. Транспортная система.
- 8. Показатели транспортной обеспеченности и доступности.
- 9. Организация управления транспортной системой.
- 10. Технико-экономическая характеристика железнодорожного транспорта.
- 11. Преимущества и недостатки железнодорожного транспорта.
- 12. Показатели работы железнодорожного транспорта.
- 34. Технико-экономическая характеристика автомобильного транспорта.
- 13. Преимущества автомобильного транспорта перед другими видами транспорта и его недостатки.
- 14. Подвижной состав автомобильного транспорта, используемый для перевозок грузов и пассажиров.
- 15. Основные задачи по развитию автомобильного транспорта в России.
- 16. Пути повышения экономичности и экологичности автомобильного транспорта.
- 19. Преимущества морского транспорта и его недостатки.
- 20. Пути восстановления торгового флота рф.
- 24. Преимущества и недостатки внутреннего водного транспорта.
- 25. Показатели использования судов речного флота.
- 26. Технико-экономическая характеристика воздушного транспорта.
- 29. Преимущества и недостатки трубопроводного транспорта.
- 30. Технико-экономическая характеристика промышленного транспорта.
- 31. Железнодорожный промышленный транспорт.
- 32. Автомобильный промышленный транспорт.
- 33. Специальные виды промышленного транспорта.
- 35. Скорость и сроки доставки грузов и пассажиров.
- 36. Транспорт и окружающая среда