logo
Общий курс транспорта

9. Организация управления транспортной системой.

Государственное руководство транспортным комплексом Рос­сии, а именно морским, речным, автомобильным, городским элек­трическим транспортом осуществляет Министерство транспорта РФ. В его состав входят службы морского флота, речного флота и автомобильного транспорта.

Железные дороги находятся под управлением МПС России, правопреемником МПС СССР. Воздушный транспорт находится в ведении Федеральной службы воздушного транспорта (ФСВТ Рос­сии), а дорожное хозяйство — в ведении Российского дорожного агентства (РДА России).

Министерство транспорта, в отличие от существовавших ра­нее транспортных министерств, не распоряжается собственно­стью транспортных предприятий и не планирует их хозяйствен­ную деятельность. Однако правительством на Министерство транспорта возложены важные государственные задачи. К их числу относятся: проведение государственной политики в облас­ти воздушного, морского, речного, автомобильного, городского электрического транспорта и дорожного хозяйства, направлен­ной на удовлетворение государственных нужд (выраженных че­рез госзаказ), а также потребностей клиентуры (предприятий, организаций, частных фирм, граждан) в перевозках; разработка совместно с МПС России РДА, ФСВТ и Министерством экономи­ки стратегии развития транспорта и ее реализация на основе обще­транспортных и отраслевых федеральных целевых программ; раз­работка проектов, а также стандартов, норм и других подзаконных актов, определяющих порядок функционирования различных ви­дов транспорта; координация взаимоотношений различных видов транспорта при смешанных перевозках.

В соответствии с возложенными на него задачами Министер­ство транспорта выполняет следующие функции: разрабатывает концепции, долгосрочные, среднесрочные и текущие сводные прогнозы социально-экономического развития транспортного комплекса; осуществляет единую научно-техническую политику в транспортном комплексе, определяет ее приоритетные направ­ления, разрабатывает межотраслевые научно-технические про­граммы; участвует в государственном регулировании инвестици­онного процесса в транспортном комплексе; участвует в разви­тии смешанных перевозок, осуществляет координацию взаимо­действия видов транспорта в транспортных узлах; участвует в разработке и проведении политики в области цен и тарифов; проводит комплексный анализ состояния транспортной системы; разрабатывает проекты законодательных и иных нормативно-правовых актов, имеющих общее значение для транспортного комплекса; координирует законопроектную деятельность феде­ральных служб.

Министерство транспорта — федеральный орган управления отраслями транспортно-дорожного комплекса (ТДК). Наряду с ним сформированы межрегиональные органы федерального управления ТДК. Так, на воздушном транспорте создано 17 ре­гиональное управление. Они обязаны прежде всего обеспечить безопасность всех воздушных судов, независимо от формы соб­ственности, на территории нескольких административных регио­нов. Кроме того, на них возложены регулирование перевозок, сертификация авиационных систем и специалистов и другие функции.

На морском транспорте, начиная с 1993 г., учреждены мор­ские администрации портов, призванные осуществлять государ­ственное регулирование деятельности компаний-судовладель­цев, портов, ремонтных заводов и других предприятий, дейст­вующих на их территории. Поскольку морские порты являются, как правило, транспортными узлами и взаимодействуют с сухо­путными видами транспорта, одновременно созданы админист­ративные советы портов. Они представляют собой координи­рующие органы по согласованию совместной работы всех пред­приятий транспортного узла.

На речном транспорте на базе бассейновых управлений пути созданы Государственные бассейновые управления водных путей и судоходства. Их задача— координация перевозок различными судовладельцами, обеспечение безопасности судоходства, охрана окружающей среды, содержание внутренних водных путей на тер­ритории нескольких административных районов.

Формируются органы государственного управления автомаги­стралями в дорожном хозяйстве. Эти органы будут осуществлять государственный надзор за содержанием автомагистралей, про­ходящих по территориям нескольких административных рай­онов.

На автомобильном транспорте осуществление функций госу­дарственного регулирования делегируется региональным орга­нам управления транспортом, создаваемым администрациями.

На железнодорожном транспорте в основном сохранена вер­тикальная структура управления: МПС — дороги — отделения дорог со структурными единицами, т. е. линейными предпри­ятиями (локомотивными и вагонными депо, станциями, дистан­циями, участками и др.). Хотя МПС и сохраняет некоторые опе­ративно-распорядительные функции, железные дороги получи­ли бблыиую самостоятельность в решении хозяйственных, ком­мерческих и управленческих вопросов. Многие вспомогатель­ные службы железных дорог преобразованы в акционерные об­щества, концерны и производственные объединения (Желдор-реммаш, Вагонреммаш, Росремпутьмаш, Росжелдорснаб и др.).

Объективной тенденцией совершенствования управления транспортной системой должны быть децентрализация и делеги­рование властных и управленческих функций центра регионам.

При этом, однако, центральные органы управления транспор­том должны всегда сохранять за собой инициативу в подготовке изменений в системе управления и принятия окончательных ре­шений принципиального характера, а также постоянно контро­лировать состояние транспортной системы.

Существующая система управления транспортной деятельно­стью в большинстве регионов России не соответствует новым политическим, экономическим и социальным, условиям, не учи­тывает повышения самостоятельности территорий. Появилась объективная необходимость ее коренного изменения.

Структура органов управления транспортом региона, соответ­ствующая распространенной мировой практике, может включать в себя:

органы транспортной администрации (департамент или коми­тет транспорта), региональные отделения Российской транспорт­ной инспекции (РТИ), органы Государственной инспекции по без­опасности дорожного движения (ГИБДЦ) и другие надзорные и контролирующие органы;

неадминистративные хозяйственно-финансовые органы и предприятия, осуществляющие от имени транспортной админи­страции функции финансовой и материально-технической под­держки транспортной системы региона (служба единого заказчи­ка транспортных услуг, специализированные производственные ассоциации, фонды, транспортные банки, консорциумы). Так, служба единого заказчика должна заниматься, например, распре­делением в интересах населения дотаций и материальных ресур­сов между предприятиями общественного транспорта и контро­лировать исполнение ими своих договорных обязательств по ко­личеству и качеству предоставляемых транспортных услуг;

координационные органы (советы по транспорту, рабочие группы и комиссии) и общественные организации (например Ассоциация транспортников и т. п.), осуществляющие подготов­ку и предварительное обсуждение важнейших решений в области развития транспортной системы региона, принимаемых в даль­нейшем транспортной администрацией.

Возможная структура региональной транспортной админист­рации приведена на рис. 2.1.

Регионам могут делегироваться следующие функции цен­тральных органов управления транспортной системой: распреде­ление централизованных финансовых и материальных ресурсов, направляемых для поддержки транспортных предприятий; разра­ботка и контроль уровня тарифов на местные перевозки; уча­стие в выдаче лицензий на транспортные виды деятельности, в том числе установление для транспортных предприятий региона Дополнительных условий; управление объектами и предприятия­ми федеральной формы собственности и т. д.

Рис. 2.1. Возможная структурная схема региональной транспортной администра­ции:

прямое подчинение; — взаимодействие, организованное на основе рас­пределения функций или делегирования полномочий на договорной или распорядительной основе; — — регулирующие и управляющие воздействия транспортной администрации региона; —+—+ взаимодействие региональных органов управления транспортом и

транспортных предприятий, грузовладельцев и общественных организаций при решении проблем развития и функционирования транспорта региона

Таким образом, транспортная политика, проводимая в на­стоящее время на федеральном уровне, направлена на широкое делегирование полномочий регионам.