logo
Общий курс транспорта

16. Пути повышения экономичности и экологичности автомобильного транспорта.

На автомобильном транспорте особо острой является топлив­но-энергетическая проблема. В табл. 5.6 приведены данные по расходу горючего различных транспортных средств в странах За­падной Европы и России. Ведутся работы по совершенствова­нию структуры подвижного состава, применению новых видов топлива двигателей, совершенствованию диагностирования авто­мобилей.

Среди новых видов топлива надо отметить электричество (первые электромобили в России демонстрировались в 1899 г.)

Таблица 5.6

Тип транспортного средства

Расход горючего, л/100 км

в странах Западной Европы

в России при

оптимальных дорожных условиях

плохой ровнос­ти покрытия

движении со скоростью 40 км/ч

Автомобиль с бензино­вым двигателем Грузовой автомобиль грузоподъем ностью: 0,5—2,0 т (с бензино­вым двигателем) 5—8 т (с дизельным двигателем) Автобусы длиной: 6—7 м (с бензиновым двигателем) 10—12 м (с дизель­ным двигателем)

8,3

10,0 20,0

15,0 22,0

9,7

19,0 24,0

23,0 24,5

10,6

20,5 27,2

26,0 27,7

16,1

25,6 30,0

29,9 32,6

как экологически более чистое топливо, повышающее коэффи­циент полезного действия до 40% (у обычного автомобиля — в среднем 16%); комбинацию электричества для города и дизель­ного топлива для больших расстояний; солнечная энергия (со-лнцемобили); газ; водородное топливо, которое считается топли­вом будущего для всех видов транспорта (первый водородный двигатель запатентован в 1854 г.); нетрадиционные виды топли­ва — сочетание бензина с добавками 10% воды, метила, мета­нола; синтетические виды (многие на угольной основе); масла и др-

Из новых видов двигателей интерес представляют двигатель внешнего сгорания Стерлинга, роторный двигатель Ванкеля, га­зотурбинный, двигатель с аксиальными поршнями, форкамер-ный двигатель и др.

Дизельный двигатель сокращает расход топлива на 25—30%. Доля дизельных автомобилей (грузовых) составляет в нашей стране примерно 25% (в ФРГ 60%, во Франции 50%). За рубе­жом 5% легковых автомобилей с дизельным двигателем.

17. Основные показатели работы автотранспорта

18. Функции, выполняемые морским транспортом России.

Морскому транспорту принадлежит особая роль в транспорт­ной системе страны. Это объясняется прежде всего благоприят­ными физико-географическими условиями России. Этот вид транспорта выполняет следующие три функции.

Во-первых, он обеспечивает морские международные связи страны. Грузовая работа в заграничном плавании складывается из перевозок грузов российского экспорта и импорта, доставка которых по условиям внешнеторговых сделок является обязанно­стью российской стороны. В СССР из общего объема междуна­родных морских перевозок примерно половина грузов перевози­лась судами России, а половина — судами других стран. Это экс­порт на условиях СИФ и импорт на условиях ФОБ.

(СИФ и ФОБ — это условия, на которых продается груз. СИФ означает "стои­мость, страхование, фрахт". Это условия продажи, при которых продавец (экс­портер) организует перевозку груза в оговоренный иностранный порт выгрузки -w свой счет. В его обязанность входит также оплата морской страховки груза, но риск потери или повреждения груза лежит на покупателе. Цена включает в себя расходы по страхованию и фрахту. Фрахт — это аренда судна другой компании или страны.

ФОБ — "свободно на борту". Продавец обязан доставить груз на борт судна в порту погрузки, указанном в контракте продажи. Риск потери или повреждения ' Руза переходит от продавца к покупателю, как только груз перейдет поручни судна. Все издержки, связанные с доставкой груза на борт судна, лежат на про-ланце, в то время как фрахт, морское страхование и другие расходы, связанные с импортом, оплачивает покупатель.

К сожалению, в настоящее время большая часть внешнеторговых грузов перевозится флотом других государств, т. е. внешнеторговые контракты на экспорт внешнеторговыхгрузов заключаются в основном на условиях доставки грузов флотом покупагеля (на усло­виях ФОБ). Так, в 1998 г. доля морского транспорта под флагом России в перевозках внеш­неторговых грузов снизилась по сравнению с 1992 г. с 70 до 8 %.

Во-вторых, морской транспорт удовлетворяет потребности в перевозках внутри страны в каботажном плавании (малый и большой каботаж).

Малый каботаж — плавание судов в пределах одного или двух смежных мор­ских бассейнов без захода в территориальные воды других государств.

Большой каботаж — плавание судов между портами разных бассейнов, разде­ленных береговыми территориями других государств. Обычно это плавание свя­зано с заходами судов в иностранные территориальные воды.

Особенно велика роль морского транспорта во внутренних пе­ревозках в бассейнах Дальнего Востока, Крайнего Севера, на не­которых направлениях на Азовском, Черном и Каспийском мо­рях.

В-третьих, морской транспорт выполняет перевозки грузов иностранных фрахтователей (ГИФ), включающих в себя экс­портные и импортные перевозки, а также перевозки грузов меж­ду иностранными портами, не связанные с внешней торговлей, в порядке попутной загрузки или специальными рейсами. Пере­возки ГИФ позволяют получить значительные валютные доходы от экспорта транспортных услуг. Российские суда отфрахтовы-ваются в краткосрочный или долгосрочный тайм-чартер (т. е. в повременную аренду) иностранным фирмам. К сожалению, разо­рительная налоговая и таможенная политика привели к тому, что российский транспортный флот переориентируется на перевозку грузов ГИФ. Если в 1992 г. в общем объеме загранперевозок ГИФ составляли 69 %, то в 1998 г. они достигли 96 %. Это означает, что доля российских экспортно-импортных грузов не превысила 4 %.