35. Скорость и сроки доставки грузов и пассажиров.
Эти показатели в определенной мере характеризуют качество транспортной Продукции.
Скорости и сроки доставки грузов и пассажиров существенно различаются по видам транспорта.
На железнодорожном транспорте скорость доставки грузов составляет 10—11 км/ч (230-250 км/сут) при средней участковой скорости поезда около 36 км/ч. Разница в скоростях объясняется длительными простоями вагонов в начальных и конечных пунктах, а также на технических и промежуточных станциях в пути следования. Особенно медленно продвигаются грузы, перевозимые мелкими отправками — скорость их доставки составляет в среднем 4—5 км/ч, или 100—130 км/сут. Самая высокая скорость доставки характерна для маршрутных поездов (15 км/ч). В целом же средние сроки доставки грузов по железным дорогам меньше, чем на речном и морском транспорте, но больше, чем на автомобильном.
Средняя скорость доставки грузов на автомобильном транспорте равна 15—17 км/ч близка к маршрутной по железной дороге. Затраты времени на начально-конечные операции с автомобилями относительно невелики. При работе на междугородных рейсах скорость доставки грузов автомобильным транспортом увеличивается в 2—3 раза (до 30—35 км/ч) по сравнению с внутригородскими перевозками (в среднем 20 км/ч).
Средняя скорость доставки грузов по рекам составляет 5—6 км/ч. Значительно быстрее доставляют грузы современные самоходные речные суда (со скоростью до 12—15 км/ч). Следует учитывать, что речной транспорт проходит, как правило, большие расстояния без остановок и ограничений пропускной способности, поэтому часто сроки доставки на некоторых реках сравнимы с железнодорожным вариантом.
На морском транспорте средняя скорость доставки грузов составляет 16—17 км/ч, в частности сухогрузами 13 км/ч, танкерами i 9 км/ч. Несмотря на длительные задержки морских судов в портах под грузовыми операциями, итоговые скорости доставки ими грузов почти в 1,5 раза выше, чем на железнодорожном транспорте.
Скорость перекачки нефтегрузов трубопроводным транспортом в 2—3 раза меньше, чем перевозка по железной дороге, однако относительно низкая себестоимость и непрерывность перекачки оправдывают необходимость развития этого вида транспорта
Средние сроки доставки грузов
зонных документов и другие операции, не учитываемые на магистральном транспорте.
Скорости перевозки пассажиров также существенно различаются по видам транспорта. Наиболее высокая скорость на воздушном транспорте (в среднем 500 км/ч с учетом времени поездки в аэропорт и обратно). Сами современные воздушные лайнеры обеспечивают сверхзвуковую крейсерскую скорость полета до 2500 км/ч.
На железных дорогах средняя скорость движения поезда составляет 55—60 км/ч. Предполагается, что на высокоскоростной магистрали Санкт-Петербург — Москва эта скорость будет равна 250—300 км/ч и по совокупности времени поездки пассажира "от дома до дома" будет близка к средней скорости на воздушном транспорте.
На междугородном автомобильном транспорте скорость поездки пассажиров составляет в среднем 40—50 км/ч, а по некоторым автомагистралям автобусы-экспрессы доставляют пассажиров быстрее, чем поезда.
Скорость перемещения пассажиров на морских лайнерах составляет в среднем 25—30 км/ч. Обычные речные суда имеют меньшую скорость (до 20 км/ч), суда на подводных крыльях. — до 50—60 км/ч.
При сравнении сроков доставки пассажиров по видам транспорта их следует определять с учетом всего времени, необходимого пассажиру для перемещения "от дома до дома", т. е. с учетом времени поездки до магистрального транспорта и от него до места назначения. При таком расчете итоговое время поездки пассажиров по железной дороге или автотранспортом на средние расстояния часто меньше или равно времени перемещения на самолете.
Экономию от ускорения доставки пассажиров определяют по стоимости пассажиро-часа и общему сокращению времени поездки. Этот расчет может быть использован также для определения стоимости компенсации пассажирам ущерба, нанесенного в результате задержек и опозданий транспорта в виде возврата им части стоимости билетов. Стоимость пассажиро-часа оценивают либо по доле валового внутреннего продукта, создаваемого одним работником в час, либо по среднегодовой заработной плате работника в час.
В условиях конкуренции между видами транспорта сокращение времени доставки грузов и поездки пассажиров является одним из основных направлений повышения конкурентоспособности транспортных услуг различных транспортных предприятий, фирм и компаний.
В рыночных условиях сроки доставки грузов и пассажиров приобретают особое значение. Клиент, как правило, требует доставки определенных грузов «точно в срок», а пассажир стремится со кратить время поездки. Сроки доставки могут быть важнее стоимости перевозки, а нарушение их чревато для грузовладельцев потерями материальных средств и положения на рынке. Как правило, в рыночных отношениях требуется разумный компромисс1 между стоимостью и срочностью доставки.
Сроки доставки связаны, прежде всего, с технической или расчетной скоростью, на которую ориентирован данный транспорт. Срок доставки зависит от вида сообщения, технологий работы транспорта, конструктивных особенностей транспортных средств, условий проведения транспортного процесса, в том числе климатических и многих других факторов. Срок доставки основывается на средней скорости движения и включает в себя время на подвоз-вывоз груза, погрузочно-разгрузочные работы, оформление документов, остановки в пути по различным причинам и т. п.
Срок доставки груза — это время от отправки груза грузовладельцем (отправителем) до получения его грузополучателем.
Срок доставки пассажира — это время от выхода из места отправки (дом, работа) до прибытия к пункту назначения.
- Понятие о транспорте.
- 2. Классификация транспорта по назначению.
- 3. Составляющие транспортного процесса.
- 4. Роль транспорта в экономике.
- 5. Структурно-функциональная характеристика транспорта.
- 6. Общие показатели работы транспорта.
- 7. Транспортная система.
- 8. Показатели транспортной обеспеченности и доступности.
- 9. Организация управления транспортной системой.
- 10. Технико-экономическая характеристика железнодорожного транспорта.
- 11. Преимущества и недостатки железнодорожного транспорта.
- 12. Показатели работы железнодорожного транспорта.
- 34. Технико-экономическая характеристика автомобильного транспорта.
- 13. Преимущества автомобильного транспорта перед другими видами транспорта и его недостатки.
- 14. Подвижной состав автомобильного транспорта, используемый для перевозок грузов и пассажиров.
- 15. Основные задачи по развитию автомобильного транспорта в России.
- 16. Пути повышения экономичности и экологичности автомобильного транспорта.
- 19. Преимущества морского транспорта и его недостатки.
- 20. Пути восстановления торгового флота рф.
- 24. Преимущества и недостатки внутреннего водного транспорта.
- 25. Показатели использования судов речного флота.
- 26. Технико-экономическая характеристика воздушного транспорта.
- 29. Преимущества и недостатки трубопроводного транспорта.
- 30. Технико-экономическая характеристика промышленного транспорта.
- 31. Железнодорожный промышленный транспорт.
- 32. Автомобильный промышленный транспорт.
- 33. Специальные виды промышленного транспорта.
- 35. Скорость и сроки доставки грузов и пассажиров.
- 36. Транспорт и окружающая среда